ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Загрузка в окно Memo1 текста из файла может осуществляться командой:

Memo1.Lines.LoadFromFile ('text.txt');

Сохранение текста в файле может осуществляться командой:

Memo1.Lines.SaveToFile('text.txt');

Button - простейший и наиболее часто используемый компонент. Основное с точки зрения внешнего вида свойство кнопки - Caption (надпись). В надписях кнопок можно предусматривать использование клавиш ускоренного доступа, выделяя для этого один из символов надписи. Перед символом, который должен соответствовать клавише ускоренного доступа, ставится символ амперсанта «&». Этот символ не появляется в надписи, а следующий за ним символ оказывается подчеркнутым. Тогда пользователь может вместо щелчка на кнопке нажать в любой момент клавишу Alt совместно с клавишей выделенного символа.

Например, если в вашем приложении имеется кнопка выполнения какой-то операции, вы можете задать ее свойство Caption равным «&Выполнить». На кнопке эта надпись будет иметь вид «Выполнить». И если пользователь нажмет клавиши Alt+В, то это будет эквивалентно щелчку на кнопке.

CheckBox - индикаторы с флажком (независимый переключатель) используются в приложениях в основном для того, чтобы пользователь мог включать и выключать какие-то опции, или для индикации состояния. При каждом щелчке пользователя на индикаторе его состояние изменяется, проходя в общем случае последовательно через три значения: выделение (появление черной галочки), промежуточное (серое окно индикатора и серая галочка) и не выделенное (пустое окно индикатора). Этим трем состояниям соответствуют три значения свойства компонента State: cbChecked, cbGrayed, cbUnchecked. Впрочем, эти три состояния допускаются только при значении другого свойства AllowGrayed равном true. Если же AllowGrayed = false (значение по умолчанию), то допускается только два состояния: выделенное и не выделенное.

Проверять состояние индикатора можно не только по значению State, но и по значению свойства Checked. Если Checked равно true, то индикатор выбран, т.е. State = cbChecked. Если Checked равно false, то State равно cbUnchecked или cbGrayed. Установка Checked в true во время проектирования или выполнения автоматически переключает State в cbChecked.

RadioButton и RadioGroup - радиокнопки образуют группы взаимосвязанных индикаторов, из которых обычно может быть выбран только один. Они используются для выбора пользователем одной из нескольких взаимоисключающих альтернатив, например, пола сотрудника.

RadioGroup – это панель группы радиокнопок, которая может содержать регулярно расположенные столбцами и строками радиокнопки. А надписи кнопок и их количество определяются свойством Items, имеющим тип TStrings. Щелкнув на кнопке с многоточием около этого свойства в окне Инспектора Объектов, вы попадете в редактор списков строк.


В случаях, когда желательно нерегулярное расположение кнопок целесообразно использовать RadioButton, сгруппированные панелью GroupBox. Панель GroupBox выглядит на форме так же, как RadioGroup, и надпись в ее верхнем левом углу также определяется свойством Caption. Эта панель сама по себе пустая. Ее назначение – служить контейнером для других управляющих элементов, в частности, для радиокнопок RadioButton.

ListBox - компонент, обеспечивающий выбор из списка. Компоненты ListBox и ComboBox отображают списки строк. Они отличаются друг от друга прежде всего тем, что ListBox только отображает данные и позволяет пользователю выбрать из них то, что ему надо, а ComboBox позволяет также редактировать данные. Основное свойство обоих компонентов, содержащее список строк, - Items, имеющее рассмотренный ранее тип TStrings. Добавление строк осуществляется с помощью метода Add свойства Items: ListBox.Items.Add('текст строки').

В компоненте ListBox имеется свойство MultiSelect, разрешающее пользователю множественный выбор в списке.

ComboBox «выпадающий» список выбора. Стиль изображения этого компонента определяется свойством Style, которое может принимать следующие основные значения: csDropDown - выпадающий список со строками одинаковой высоты и с окном редактирования, позволяющим пользователю вводить или редактировать текст; csSimple - развернутый список со строками одинаковой высоты и с окном редактирования, позволяющим пользователю вводить или редактировать текст; csDropDownList - выпадающий список со строками одинаковой высоты, не содержащий окна редактирования.

Panel, Splitter, GroupBox, Bevel

Panel – панели, используются наиболее широко. С их помощью компонуются различные элементы интерфейса (кнопки, окна редактирования, списки), функционально связанные друг с другом. Внешний вид панели Panel определяется совокупностью параметров BevelInner - стиль внутренней части панели, BevelOuter - стиль внешней части панели, BevelWidth - ширина внешней части панели, BorderStyle - стиль бордюра, BorderWidth - ширина бордюра.

Splitter предназначен для перестроения размеров панелей пользователем (как в проводнике Windows). Рассмотрим это на примере. Пусть вы хотите иметь в приложении форму, содержащую 2 панели. Для этого вам необходимо разместить на форме Panel, выставить ей свойство Align в значение alTop, далее поместить на форму Splitter и также установить Align в значение alTop и, наконец, поместить на форму еще одну Panel, но ей уже задать Align – alClient. При изменении размеров такого окна будет меняться размер нижней панели, а расстояние между панелями можно менять перетаскиванием Splitter-a.


GroupBox – контейнер группы компонентов, не имеет таких широких возможностей задания различных стилей оформления, как Panel. Но имеет встроенную рамку с надписью, которая обычно используется для выделения на форме группы функционально объединенных компонентов. Никаких особых свойств, отличных от уже рассмотренных, панель GroupBox не имеет.

Bevel формально не является панелью, он не может служить контейнером для компонентов. Однако зрительно компонент Bevel может использоваться как подобие панели. Стиль отображения Bevel определяется свойством Style, которое может принимать значения bsLowered – утопленный, и bsRaised – приподнятый. А контур компонента определяется свойством Shape, которое может принимать значения: bsBox – прямоугольник, bsFrame – рамка, bsSpacer – пунктирная рамка.

StringGrid - представляет собой таблицу, содержащую строки. Данные таблицы могут быть только для чтения или редактируемыми. Основные свойства компонента, определяющие отображаемый текст:

StringGrid.Cells[ACol, ARow: Integer]: string - строка, содержащаяся в ячейке с индексами столбца и строки ACol и ARow.

Свойства ColCount и RowCount определяют соответственно число столбцов и строк, свойства FixedCols и FixedRows - число фиксированных, не прокручиваемых столбцов и строк. Цвет фона фиксированных ячеек определяется свойством FixedColor. Свойства LeftCol и TopRow определяют соответственно индексы первого видимого на экране в данный момент прокручиваемого столбца и первой видимой прокручиваемой строки.

Например, оператор

Label1.Caption:='Выбрана ячейка '+IntToStr(ARow)+':'+IntToStr(ACol);

выдаст в метку Label1 номер выбранной ячейки. А оператор

Label1.Caption :=StringGrid1.Cells [ACol, ARow];

выведет в ту же метку текст выделенной ячейки.


2.2. Контрольные вопросы

  1. Назначение компонента Label.

  2. Что такое PopupMenu?

  3. Для чего используется StringGrid?

  4. Какова разница между Panel, Splitter, GroupBox и Bevel?

  5. Что такое ComboBox?

  6. Что такое ListBox?

  7. Назовите 5 общих свойств у всех компонентов Delphi?

2.3. Задания

1. Создать форму для тестирования знаний студента.

2. Создать форму Телефонного справочника.

3. Создать форму продажи авиабилетов.

4. Создать форму для магазина бытовой химии.

5. Создать форму для салона красоты

6. Создать форму Калькулятор.

7. Создать форму для книжного магазина.

8. Создать форму для деканата.

9. Создать форму для учета успеваемости студентов.

10. Создать форму Электронный журнал.

ТЕМА № 3 ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ

Цель работы: изучить основные элементы языка программирования Delphi; получить навыки работы с составным и условным операторами.

3.1. Теоретическая часть

Основу языка программирования Delphi — составляет язык Pascal.

Язык Delphi обеспечивает возможность визуального программирования на нем с помощью библиотеки компонентов VCL.

Алфавит.

Алфавит языка Delphi включает буквы, цифры, шестнадцатеричные цифры, специальные символы и пробелы.

Буквы – это буквы латинского алфавита от а до z и от А до Z, а также знак подчеркивания “_”.

Цифры – арабские цифры от 0 до 9.

Каждая шестнадцатеричная цифра имеет значение от 0 до 15. Первые 10 значений обозначаются арабскими цифрами 0...9, остальные шесть – латинскими буквами A...F или a...f.

Специальные символы Delphi – это символы

+ - * / = ' , . : ; < > [ ] ( ) { } ^ @ $ #

К специальным символам относятся также пары символов:

<> <= >= := (* *) (. .) //

Элементы программы.

Зарезервированные слова – это английские слова, указывающие компилятору на необходимость выполнения определенных действий. Зарезервированные слова не могут использоваться в программе ни для каких иных целей кроме тех, для которых они предназначены.

Слова подразделяются на:


ключевые слова;

стандартные идентификаторы;

пользовательские идентификаторы.

Ключевые слова – это зарезервированные слова, которые являются составной частью языка. Ключевые слова имеют конкретный смысл, который изменить нельзя. Вот пример ключевых слов, Label, Unit, Begin и т.д.

Стандартные идентификаторы обозначают заранее определенные программистом конструкции языка: тип данных; константы; процедуры; функции.

Пользовательские идентификаторы используются для обозначения имен меток, констант, переменных, процедур, функций и типов данных. Эти имена задаются программистом и должны отвечать правилам, указанным ниже.

Типы – это специальные конструкции языка, которые рассматриваются компилятором как образцы для создания других элементов программы, таких как переменные, константы и функции.

Константы определяют области памяти, которые не могут изменять своего значения в ходе работы программы.

Переменные связаны с изменяемыми областями памяти, т.е. с такими ее участками, содержимое которых будет изменяться в ходе работы программы. Переменные всегда объявляются в программе. Для этого после идентификатора переменной ставится двоеточие и имя типа, по образу которого должна строиться переменная. Разде­лу объявления переменных должно предшествовать слово var.

Подпрограммы – это специальным образом оформленные фрагменты программы.

Комментарии – любая последовательность символов, заключенная в фигурные скобки. В исходный текст программы может быть добавлена текстовая информация, игнорируемая при компиляции. Такая информация называется комментариями и заключается в пары фигурных скобок { и }. Вместо фигурных скобок могут также использоваться пары символов (* и *):

{ Комментарий } или (* Комментарий *)

В Delphi введена возможность использования однострочных комментариев. Такие комментарии начинаются двумя символами «слеш» и занимают всю оставшуюся строку: // До конца строки - комментарий

Идентификаторы

Идентификаторы в Delphi – это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, классов, свойств, процедур, функций, модулей, программ и полей в записях.

Идентификатор всегда начинается буквой, за которой могут следовать буквы и цифры (буквой считается также символ подчеркивания). Пробелы и специальные символы алфавита не могут входить в идентификатор.