ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
In poison there is physic; and these news
2. Гомеопатия - не шарлатанство
3. Гомеопатия не требует исключительного употребления крупинок
4. Гомеопатия основана не на предположениях, и в ней ничего нет неопределённого
5. Гомеопатия не состоит в употреблении неизмеримо малых приёмов
7. Гомеопатия - общий факт, основное начало, закон природы
8. Гомеопатия - факт практический
9. Гомеопатия имеет только относительное достоинство
10. Существующий способ лечения неудовлетворителен
11. Гомеопатия проста и удобопонятна
12. Гомеопатия выигрывает при сравнении с другими способами лечения
13. Гомеопатия - рациональное медицинское лечение
14. Гомеопатия - руководство практическое
15. Гомеопатия указывает на лекарство, а не на величину приёма
16. Гомеопатия стремится излечивать болезнь радикально
17. Гомеопатия сберегает жизненные силы больного
18. Гомеопатия удобна и приятна для больного
19. Гомеопатия употребляет каждое лекарство отдельно
21. Гомеопатия может быть с равным успехом употребляема как в острых, так и в хронических болезнях
23. Гомеопатия представляет в частности то, что медицина выражает вообще
Д-р Вильям Шарп
Что такое гомеопатия?
(Опубликовано во "Враче-гомеопате", 1908, № 2-3, стр. 49-61; № 4-5, стр. 122-133)
Nihil tam honestum aut utile а medico effici potest, quin aliquando ab invidis vituperari queat.
Graenevelt
Действия врача, как бы они благородны и полезны не были, не могут избегнуть осуждения завистников.
Греневельт
Из числа важных современных вопросов, относящихся к ежедневному вашему быту, ни одна не заслуживает такого внимательного исследования, как вопрос, касающийся различных средств, употребляемых для облегчения телесных страданий и недугов, которым каждый из нас более или менее подвержен.
В настоящее время открытий и изобретений, было бы весьма странно, если бы врач один оставался неподвижен, тогда как всё вокруг него стремится вперед, и если бы медицина одна только не делала никаких успехов, тогда как все отрасли наук и искусств постепенно развиваются и год от года совершенствуются. К счастью, этого нет. Врач также идёт вперед, как представитель одного из полезнейших человеческих знаний, участвуя в общем движении умов, направленном к благу человечества.
Есть ещё, правда, немало врачей, упрямо преданных старине, заветы которой для них святы и ненарушимы. Но в медицине нет вдохновенных пророков, на которых бы можно было опираться, как на твёрдое и незыблемое основание; а при нынешнем состоянии науки знание наших предшественников уже неудовлетворительно, и нам нельзя более ссылаться во всем на слова ваших учителей: "Nullius addicti jurare in verba magistri".
Только явления природы и законы её могут выдержать то строгое исследование, которому ныне безусловно подвергается всё, относящееся к естественным наукам.
Если такое, по-видимому, нетвердое положение медицины и наводит на некоторых сомнение, возбуждая недоверчивость к ней, то всё-таки не столько само это положение, сколько лень, свойственная многим, служит здесь главною причиною неверия. Многие избегают труда, необходимого при каждом изыскании, и потому, порицая безусловно всё, чего хорошо не понимают, они равно отвергают и ложь, и истину. Напротив, при тех же данных, люди, с горячей любовью к предмету и с энергичной волей, воодушевляясь благородной деятельностью, стремятся неуклонно к открытию истины, и заносят её в сокровищницу науки.
Самым важным медицинским открытием нашего времени считается, по мнению одних, гомеопатия, между тем как, по приговору других, она признается величайшим шарлатанством.
Мы намерены рассмотреть вкратце всё, что, с одной стороны, ошибочно приписывают гомеопатии, и в чём, с другой стороны, она собственно заключается.
1. Гомеопатия не новость
Ганеман1замечает, что автор книги “О доказательствах по понятию слушателей», которая принадлежит к числу сочинений, приписываемых Гиппократу, говорит следующие достопамятные слова: “Что производит болезнь, то же самое, принятое в недуге, даёт выздоровление”.
Мысль эта, в переводe Гиппократа, выражена Корнарием так: "Per similia morbus fit, et per similia adhibita ex morbo sanantur. Velut urinae stillicidium idem facit si поп sit, et, si sit, idem sedat. Et tussis eodem modo, velut urinae stillicidium, ab iisdem fit et sedatur, aliquando autem a contraries"2. "Болезнь производится средствами, схожими с теми, которые употребляются для её излечения. Например, задержание мочи причиняется тем же, чем от него и излечиваются. Равным образом, кашель может произойти от действия тех же самых средств, которые обыкновенно его останавливают - иногда же, впрочем, и от противоположных".
Учёный, доктор Франс Адамс, в своем переводе сочинений Гиппократа, изданном в 1849 году Сиденхемским Обществом, поясняет эти слова следующим рассуждением: "Лечение мании к самоубийству может казаться странным: давать больному питьё, приготовленное из корня растения адамова голова (mandragore), в приёме меньше того, который может причинить ту же болезнь. После этого автор положительно утверждает, что, при некоторых обстоятельствах, слабительные производят запор, между тем, как вяжущие средства, ослабляя отправления кишок, порождают понос. Далее мы встречаем у него то важное замечание, что, хотя, по общему правилу, противное лечится противным (contraria contrariis curantur), однако и противоположное правило: подобное лечить подобным (similia similibus curantur), в некоторых случаях, тоже справедливо. Таким образом, кажется, основные начала аллопатии и гомеопатии равно были признаваемы сочинителем этой книги. В подтверждение второго правила, он приводит тот факт, что вещества, которые причиняют кашель или задержание мочи, иногда и излечивают эти самые болезни. Наконец, автор справедливо замечает, что тёплая вода, обыкновенно производящая рвоту, нередко прекращает её, отстраняя главную причину тошноты"3.
Ганеман говорит, что врачи позднейших времён тоже сознавали истину гомеопатической методы лечения и, более или менее ясно, выразили это в своих сочинениях. Писатели эти суть Бульдюк (Boulduc), Детардинг (Detarding), Бертолон (Bertholon), Тури (Thoury), фон Штерк (v. Stoеrk), и, в особенности, Шталь (Stahl), жившие в 18-м веке. Но суждения их, высказанные вскользь и как бы мимоходом, не сделали прочного впечатления, ни на них самих, ни на их современников. Только Ганеману одолжены мы полным раскрытием закона гомеопатии. Его постоянные, неутомимые труды и настойчивость заставили весь учёный мир обратить внимание на новое учение.
Даже в творениях Шекспира встречаем мы намёк на гомеопатическую методу лечения:
In poison there is physic; and these news
Having been well, that would have made me sick,
Being sick, have in some measure made me well.4
Henry IV Part 3 Act 1. Sc 1.
2. Гомеопатия - не шарлатанство
Главная черта шарлатанства - таинственность. Шарлатан старается уверить, что он обладает драгоценным лекарством или секретным средством от всех болезней; средство это продаёт он для собственных выгод, всячески избегая обнародования своей тайны на пользу общую. В гомеопатии нет тайн: она не только не страшится исследований, но сама y6еждает врачей изучать её способы и средства. Это не шарлатанство.
Гомеопатия в том виде, в котором она представляется ныне, обязана своим открытием действительному врачу, Ганеману, и первые сведения о ней были напечатаны, в 1796 г., в главном тогда европейском медицинском журнале Гуфеланда. Впоследствии её изучили и приняли тысячи основательно образованных людей, по праву носящих звание врача. Многие из них занимали кафедры в университетах, другие стояли, как практики и писатели, в главе своей науки. Они не перестают приглашать настоятельно своих товарищей-врачей последовать их примеру, предлагают все способы к облегчению изучения гомеопатии, издают журналы и лечебники, устраивают больницы и аптеки, и даже отпускают безденежно лекарства. Это не шарлатанство.
Гомеопатия не открывает поприща для некоторых спекулянтов, продающих так называемые привилегированные снадобья: пилюли, эссенции, и т. п. Больные, не видя пользы от обыкновенного образа лечения, невольно прибегают и к этим средствам, которые, в некотором отношении, похожи на лекарства, предписываемые врачами-аллопатами, и даже иногда имеют больший ycпех. Принятие в основу медицины одного общего закона лечения, и строгое применение его к практике - вот самый верный путь к уничтожению шарлатанства.
3. Гомеопатия не требует исключительного употребления крупинок
Крупинки - это особый способ приготовления гомеопатических лекарств, предложенный самим Ганеманом, но, для успешного действия этих лекарств, нет никакой надобности принимать их непременно в виде крупинок. Употребление последних - дело случайное, и введено единственно по причине их удобства
4. Гомеопатия основана не на предположениях, и в ней ничего нет неопределённого
Достойно замечания как противники гомеопатии, и даже некоторые из её защитников, запутывают и себя, и других, стараясь объяснить её сущность. От таких неточных и несвязных объяснений, невольно рождается мысль, что новое учение не иное что, как странная и неопределенная теория, не заслуживающая никакого внимания. Противники гомеопатии чаще всего упрекают её тем, что "Лекарство", - рассказывают они, - "или, по новому учению, яд - в состоянии подавить болезнь, которую оно производит: стало быть, если я устал от долгой ходьбы, то, желая отдохнуть, должен пройти еще немного пешком".
Но, делая такие возражения, забывают, что это было бы тождественное, а не подобное средство. Similia не значить idem.
Постараемся представить это читателям несколько яснее. Описывая особый вид сумасшествия, Гиппократ говорит: "Давайте больному питьё, приготовленное из корня растения адамова голова, в приёме меньшем того, который порождает эту же манию", - разумеется, у здорового человека. В обоих случаях видно расстройство ума, признаки которого сходны, но причины болезни различны, и потому самые случаи не тождественны.
Соединение ртути с хлором, называемое сулемой, или едкой ртутью, составляет один из сильнейших ядов: два или три грана его могут лишить человека жизни, чему и бывали примеры, когда, по ошибке, принимали сулему вместо каломели. Припадки, производимые этой едкой ртутью, те же самые, какие обнаруживаются при воспалении желудка и кишок, сопровождаемом кровяными испражнениями. По словам Тайлора5, припадки эти, "похожие на симптомы кровавого поноса, часто сопряжены с натугой и слизистыми кровяными испражнениями". В марте 1852 г. в числе моих больных, был некто N, человек лет 30, высокого роста, изнурённый упорным кровавым поносом, продолжавшимся трое суток и причинявшим боль в животе, которая увеличивалась от малейшего надавливания, пульс был скорый, и вид больного весьма расстроенный. Я распустил один гран сулемы в пол-унции воды, влил четыре капли этой микстуры в две драхмы разбавленного водой алкоголя, шесть капель полученного таким образом раствора развёл в 4 унциях воды, и велел принимать больному по десертной ложке, через каждые три часа, до тех пор, пока понос не уменьшится. Больному тотчас стало легче, и по истечении трёх дней, он совершенно выздоровел, не принимая, сверх означенного, никаких других лекарств. Здесь припадки кровавого поноса походили на симптомы, производимые сулемою, но причина, от которой они явились, была не сулема, и потому вследствие закона: подобное лечить подобным, это лекарство и было пригодным средством в настоящем случае.
Всякому врачу известно, что шпанская мушка (cantharis), даже наружно употреблённая в виде пластыря, весьма часто действует вредно на мочевой пузырь, производя задержание мочи и другие болезненные припадки этого органа. Недавно попалась мне в руки книжка, под заглавием "Tutus cantharidum in Medicina Usus internus, per Joannen Groenevelt, M. D. e Coll. Med. Lond. Editio Secunda, 1703 г."6, содержащая в ceбе множество интересных случаев болезни от задержания мочи, и иных припадков мочевого пузыря, случаев, весьма удачно устранённых внутренним употреблением шпанских мушек. Здесь очевиден закон гомеопатии: подобное лечится подобным, или, говоря словами Корнария, Velut urinae stillicidium idem facit, si nоn sit, et, si sit, idem sedat, - лекарство развивает болезнь, когда её нет; если же болезнь существует (от другой причины), то оно подавляет её. В предисловии к этой книжке автор говорит, что, за такой способ лечения, его посадили в Нью-гетскую темницу, по приказанию Президента Лондонской Королевской Медицинской Академии, которой Греневельт сам был членом7. Это случилось в 1694 году, ровно за столетие до Ганемана.