Файл: Резниченко. Введен. в пед. д-сть.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 291

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческие задания

Литература

1.3. Специфика педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

1.4. Структура и функции педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

1.5. Профессиограмма педагога

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Глава 3

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческие задания

Литература

5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

5.3. Основы самообразовательной работы учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

5.4. Профессиональное самовоспитание учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

6.2. Мастерство педагогического общения

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.2. Система педагогического образования Российской Федерации

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.4. Адаптация к педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Литература

Среди названных ценностей можно выделить ценности-цели, в которых отражен основной смысл деятельности педагога, и ценности-средства, формирующиеся в ходе овладения теорией, методологией, педагогическими технологиями. Ценности-средства состоят из четырех подсистем:

  1. педагогические ценности – действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии общения и воспитания);

  2. коммуникативные ценности;

  3. субъективные ценности;

  4. исследовательские ценности.

Выделяют три группы ценностей-средств:

– ценности-отношения, которые определяют отношения к деятельности и к себе;

– ценности-качества. В них проявляются личностно-профессиональные характеристики педагога;

– ценности-знания – это упорядоченная и организованная система знаний, умений, навыков, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса.

Названные группы ценностей образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический (слитный) характер, т.е. ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств. Данная модель может выступать критерием принятия или непринятия выработанных или создаваемых педагогических ценностей.

Акмеологический «багаж» педагога определяет целенаправленность отбора новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия.

«Вечными» ориентирами педагогической деятельности являются гуманистические параметры.


Вопросы и задания для самоконтроля

1.Определите понятие «позиция педагога»

2.Какие факторы влияют на становление профессиональной позиции педагога?

3. Охарактеризуйте типичные ролевые позиции педагога (по Л.Б.Ительсону)

4.Что представляют собой педагогические ценности?

5. Перечислите известные Вам группы педагогических ценностей.

Творческое задание

Расскажите о том, кто оказал наибольшее влияние на становление вашей социальной позиции.

Литература

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

Сластенин В.А., Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: теоретическая концепция исследования социально активной личности учителя. М., 1987.

Филиппова В.Г. Культура и мировоззрение учителя // Педагогика. 1992. № 3, 4.

3.3. Акмеологические инварианты педагогической профессии

Акмеологические инварианты – это компоненты структуры профессионализма, которые обусловливают оптимальный творческий потенциал и наивысшую продуктивность труда независимо от действия внешних условий и факторов.

В числе общих и специфических акмеологических инвариантов можно выделить: постоянную включенность в процесс принятия решения, предвидение, проницательность, личностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию.

С другой стороны, есть группа качеств, которые определяют продвижение педагога к собственным вершинам именно в педагогической деятельности. Здесь оказывают влияние такие самостоятельные акмеологические инварианты, как потребность в поддержании устойчивой деятельностной направленности, высокие компенсаторские возможности и психическая восстанавливаемость педагога, способность к многоуровневой рефлексии, умение осуществлять профессиональную деятельность в зоне «комфортного психического состояния», высокий уровень мобильной саморегуляции и управление функциональным состоянием.

Видение педагогом стратегии достижения вершин профессионализма и следование логике продвижения к ним предусматривает прохождение ряда этапов, каждый из которых предполагает продолжение очередного рубежа профессиональной компетентности.

Эти рубежи характеризуются такими уровнями профессионализма, как:

– способность успешно выполнять профессиональную деятельность;


– подготовленность к стабильному продуктивному труду;

– профессиональное мастерство в реализации функций и обязанностей;

– творческое овладение исследовательско-инноваци­онным стилем профессиональной деятельности.

Отмеченные уровни являются эталонами для оценивания и позволяют отслеживать эволюцию профессионального роста, выявлять её тенденции и придавать профессиональной деятельности оптимальный характер в соответствии с её предназначением и собственной стратегией достижения.

Для достижения вершин профессионального мастерства педагогу целесообразно работать в следующих направлениях:

– акмеологическое моделирование труда (анализ целей и задач, разработка модели эффективного труда, анализ педагогических технологий, выявление их продуктивности, анализ имиджа, менталитета и стиля труда);

– рефлексия (самодиагностика достижения уровней профессионального мастерства, развития профессиональных качеств, выявление противопоказаний к педагогической деятельности);

– саморегуляция (изучение условий и факторов труда, их влияния на развитие профессионализма, состояния педагога, развитие творческого потенциала, обеспечение продуктивности учебно-воспитательного процесса, восстановление психологического ресурса педагога);

– повышение квалификации (постановка целей повышения квалификации, составление плана и выбор направления саморазвития).


Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Определите понятие «акмеологические инварианты».

  2. Перечислите наиболее общие акмеологические инварианты личности.

  3. Какие уровни профессионализма выделяют ученые?

  4. Выделите пути достижения вершин профессионального мастерства.

Творческое задание

Опишите, каких вершин профессионального мастерства Вы хотели бы достичь.

Литература

Искусство и педагогика: Хрестоматия / Сост. М.А.Верб. СПб., 1995.

Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.

Учитель в эпоху перемен. СПб.: Потсдам, 1999.

3.4. Профессионально значимые качества личности педагога

Важным фактором, влияющим на эффективность педагогической деятельности, являются личностные качества учителя. Специфика педагогического труда предъявляет к учителю ряд требований, которые в педагогической науке определяются как профессионально значимые личностные качества.

Ученые предлагают разнообразный набор личностных качеств, значимых для профессии педагога, предпринимаются попытки выделить наиболее существенные и значимые с точки зрения эффективности педагогической деятельности.

Л.М.Митиной были выделены и собраны в группы 55 личностных свойств, которые и составили значимые качества педагога. Учитель должен не просто знать эти качества, а уметь диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и искоренения отрицательных.

Профессионально-значимые качества личности учителя как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон личности существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.

Правомерным является выделение доминантных, периферийных, негативных и профессионально недопустимых качеств (Табл. 3.4.1).

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности.

Периферийные качества решающего значения не имеют, но способствуют успешности профессиональной деятельности.


Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности учителя.

Таблица 3.4.1. Качества личности учителя

Профессиональные значимые качества учителя

Негативные качества учителя

Профессионально-недопустимые качества

Доминантные

Периферийные

- социальная активность,

интерес к общественным проблемам;

- целеустремленность;

- уравновешенность;

- желание работать с детьми;

- быстрота реакции в экстремальной ситуации;

- обаяние;

- честность;

- справедливость;

- ответственность;

- современность;

- творческий подход к делу;

- гуманность;

- эрудиция;

- тактичность;

- толерантность;

- оптимизм;

- компетентность

- доброжелательность;

- приветливость;

- чувство юмора;

- артистичность;

- мудрость;

- внешняя привлекательность

- пристрастность;

- неуравновешенность;

- высокомерие;

- мстительность;

- рассеянность

- наличие вредных привычек, признанных социально-опасными (алкоголизм, наркомания);

- нравственная нечистоплотность;

- рукоприкладство;

- грубость;

- беспринципность;

- некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания;

- безответственность

В качестве вариантов классификации профессионально-значимых личностных качеств преподавателя приведем авторскую разработку Т.П.Ивановой, В.С.Николаевой, В.П.Симонова, которая содержит три уровня качеств: оптимальные, допустимые, критические (Табл. 3.4.2).

Таблица 3.4.2. Классификация качеств личности учителя

Индивидуально-психологические черты

Оптимальные

Допустимые

Критические

Сильный, уравновешенный тип нервной системы;

тенденция к лидерству;

уверенность в себе;

требовательность;

эмпатийность и добросердечие;

гипертимность;

креативность

Сильный неуравновешенный тип нервной системы;

властность;

самоуверенность;

непримиримость;

недостаточная самостоятельность;

педантичность;

принятие творческих решений в резких случаях

Слабый инертный тип нервной системы;

деспотизм;

самовлюбленность;

жестокость;

чрезмерный конформизм;

возбудимость;

экзальтированность;

действия по шаблону;