Файл: Резниченко. Введен. в пед. д-сть.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 301

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческие задания

Литература

1.3. Специфика педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

1.4. Структура и функции педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

1.5. Профессиограмма педагога

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Глава 3

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческие задания

Литература

5.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую деятельность

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

5.3. Основы самообразовательной работы учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

5.4. Профессиональное самовоспитание учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

6.2. Мастерство педагогического общения

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

6.3. Педагогическое творчество как важнейший компонент деятельности учителя

Вопросы и задания для самоконтроля

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.2. Система педагогического образования Российской Федерации

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.3. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

7.4. Адаптация к педагогической деятельности

Вопросы и задания для самоконтроля

Творческое задание

Литература

Литература

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какие компоненты включает профессиональная ориентация?

  2. Перечислите аспекты профориентации.

  3. Какое значение для профориентации имеет педагогическая практика?

Творческое задание

Опишите, как проходила профориентация в Вашей школе?

Какие аспекты ориентации на профессию учителя для Вас наиболее значимы?

Литература

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Д., 1996.

Пашкевич И.В. Преемственность педагогической ориентации школьников и студентов. М., 1996.

Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-н/Д., 1996.

5.3. Основы самообразовательной работы учителя

Любая работа, в том числе и педагогическая, требует развития определённых навыков, главный из которых – навык самообразования.

Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле – как «самонаучение») и как «самовоспитание» (в широком – как «создание себя», «самостроительство»).

Психолог М.Князева выделяет ряд функций самообразования.

  1. Экстенсивная – накопление, приобретение, новых знаний.

  2. Ориентировочная – определение своего места в обществе.

  3. Компенсаторная – преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в образовании.

  4. Саморазвития – совершенствование личного мировоззрения, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств.

  5. Методологическая – преодоление профессиональной узости.

  6. Коммуникативная – установление связей между науками, профессиями, возрастами.

  7. Сотворческая – сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение её.

  8. Омолаживания – преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя общественной позиции (переход из положения учителя в положение учащегося).

  9. Психологическая – сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества.

  10. Геронтологическая – поддержание связей с миром и через них – жизнеспособности организма.


Самообразование – необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. В современной ситуации самообразование может определять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний, а как путь развития и интеллекта, и личности в целом. Это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере, неформальное бытие человека в знании.

Рассматривая самообразование как вид духовной деятельности, можно назвать его своеобразным путем к ускоренному саморазвитию, когда оно представляет собой систему направленного, разумного формирования человеком своего духовного Я.

Одной из составляющих любой педагогической деятельности является понимание и оценка культуры, движения в контексте тех культурологических процессов, которые происходят в современном обществе.

Самообразование часто касается приобретения и уточнения общих идей, преодоления профессиональной замкнутости. Уточнение идеологии жизни и деятельности, коррекция ценностных ориентаций – эта составляющая линия в самообразовании постоянна и важна для педагога с любым опытом. Педагог обогащает свое мировоззрение средствами культуры, а затем выстраивает общество средствами своей личности.

Осуществлять самообразование означает, прежде всего, уметь взять на себя личную ответственность за собственную жизнь. Перекладывая эту ответственность на других, вы попадаете в зависимость от них, и развитие замедляется.

Каждому педагогу необходимо выстроить свою профессионально-образовательную стратегию, которая учитывала бы индивидуальные интересы, конкретные особенности и запросы, а также образовательную траекторию как способ достижения желаемой цели.

Образовательная траектория – это возможность личности на основе выбора определить свой образовательный путь, удовлетворяющий потребности в образовании, получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей. Реализация намеченного плана напрямую связана с навыками самоорганизации и саморегуляции.

Как уже отмечалось в первой главе, профессия педагога имеет свою специфику: личность самого педагога является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат.



Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Перечислите функции самообразования.

  2. Почему самообразование – важная составляющая педагогической деятельности?

  3. Что такое «образовательная траектория»?

Творческое задание

Опишите свою образовательную траекторию.

Литература

Наумченко И.Л. Самообразование будущего учителя. Саранск, 1974.

Новичков В.Б., Шевченко В.М. Профессиональное самообразование учителя. М., 1990.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1997.

Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986.

5.4. Профессиональное самовоспитание учителя

Для того чтобы добиться хороших результатов в профессиональной деятельности, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие. Управление своим развитием осуществляется посредством самовоспитания.

Деятельность самовоспитания формируется в процессе самопознания, осознания реального Я и идеального образа себя в будущем, самопрограммирования и самовоздействия. Процесс самопознания, т.е. познания и оценки самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, связан со становлением субъективной позиции педагога.

Специфика профессионального педагогического самопознания заключается в том, что оно вырастает из личностного самопознания, так как педагог в процессе выполнения своей профессиональной деятельности отдает часть себя, своих духовных ресурсов другим. Собственно, ориентация на другого, на взаимодействие с другими и определяет тот образ деятельности, на который ориентируется педагог.

Профессиональное самопознание включает развитие представления профессионала о себе и своей ценности, своем вкладе в общее дело.

Структуру профессионального самопознания в общем виде можно охарактеризовать следующими положениями:

  1. осознание своей принадлежности к педагогической профессии;

  2. формирование знания, мнения о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей;

  3. осознание степени своего признания в профессиональной группе;

  4. познание своих сильных и слабых сторон, путей самосовершенствования, вероятных зон успехов и неудач;

  5. представление о себе и своей работе в будущем;


Педагогическое самопознание тесно связано с рефлексией, с обращением к внутреннему миру, с оценкой тех процессов, которые происходят в нем.

Процесс самопрограммирования развития личности – это не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.

Построению программы самовоспитания предшествует выработка системы «правил жизни», которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум на день, неделю, месяц.

Чтобы правильно составить программу самовоспитания, нужно правильно определить цели и выбрать средства самовоспитания.

Цели самовоспитания базируются на результатах самопознания и познания окружающей среды. Изменения, которые необходимо внести в структуру личности, фиксируются в общих чертах и впоследствии разделяются на небольшие частные задачи. Целью самовоспитания может быть соблюдение принципов поведения и деятельности, выдвинутых самим педагогом.

Содержание и задачи самовоспитания подразумевают такое поведение и деятельность, которые приводят к достижению целей воспитания. Это прежде всего зависит от психических свойств личности, её интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы.

Средства самовоспитания – это своеобразные способы воздействия на себя, которые опосредуют цели и результат. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание.

Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относятся приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самовнушение и др.

На основе анализа фактов своей жизни и благодаря строгим логическим доводам педагог может выработать сознательную установку на свое дальнейшее развитие.

Благодаря самоубеждению можно перестроить самосознание, отношение к различным явлениям жизни и собственное поведение. Самоубеждение требует активной мыслительной работы, дискуссии с самим собой. Взвешивая «за» и «против» человек устанавливает истину и принимает её в виде руководящей идеи. Для самоубеждения необходимо обладать достаточной информацией о том, в чем надо себя убедить, достаточно разными способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения.