Файл: V_I_Gromov_Osoznannye_snovidenia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.04.2024

Просмотров: 337

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

В.И. Громов. Осознанные сновидения.

Содержание

Введение.

Глава 1. Теория осознанных сновидений.

Глава 2. Практика осознанных сновидений.

1. Первые шаги в познании снов.

1.1. Как вспоминать сны.

1.2. Как вести журнал сновидений.

1.3. Признаки сна.

Внутренняя осведомленность.

Действие.

Обстоятельства.

1.4. Планирования усилий для получения максимальной отдачи.

1.5. Навыки глубокой релаксации.

2. Пробуждение в мире сна.

2.1. Проверка состояния сознания.

2.2. Техника намерения.

2.3. Комбинированная техника Толи.

2.4. Мнемоническое вхождение в осознанное сновидение.

2.5. Фальшивые пробуждения.

3. Сознательное вхождение в сон.

3.1. Осознанные сновидения, инициируемые из состояния бодрствования.

3.2. Сосредоточение на гипнагогических образах.

3.3. Практика визуализации.

3.4. Что такое лотос сновидения.

3.5. Сосредоточение на различных воображаемых объектах.

3.6. Сосредоточение на телесных ощущениях, или своем "я".

4. Принципы и практика осознанных сновидений.

4.1. Как удержаться во сне.

4.2. Что делать, если вы все-таки проснулись раньше времени.

4.3. Как сохранить осознанность.

4.4. Пробуждение по желанию.

4.5. Контроль над сновидениями.

4.6. Полеты.

4.7. Расширение спектра ощущений во сне.

4.8. Управление осознанным сном.

4.9. Как во сне попасть в нужное место.

4.10. Создание новой обстановки.

4.11. Сделать невозможное.

5. Приключения и открытия.

5.1. Исполнение желаний.

5.2. Исследование сновидческой реальности.

5.3. Приключения.

6. Репетиция жизни.

6.1. Осознанные сновидения и "пиковые достижения".

6.2. Психический тренинг.

6.3. Моделирование жизненных ситуаций.

6.3.1. Преодоление волнения.

6.3.2. Воспитание веры в себя.

6.3.3. Строительство счастливого будущего.

7. Решение творческих задач.

7.1. Как войти в творческое осознанное сновидение.

7.2. Семинар в осознанном сновидении.

8. Избавление от ночных кошмаров.

8.1. Причины кошмаров и способ избавления от них.

8.2. Сонный паралич.

9. Исцеляющий сон.

Заключение.

2.5. Фальшивые пробуждения.

Имеются два явления в сновидении, которые особенно часто встречаются в состоянии осознанного сновидения. Это фальшивое пробуждение, то есть состояние, в котором человеку кажется, что он проснулся в то время, когда на самом деле он все еще продолжает спать. Это состояние может предшествовать осознанному сновидению, обычному сновидению, а иногда вообще незапоминаемому сновидению. Может быть даже серия вложенных друг в друга фальшивых пробуждений. Человек может пробовать предпринимать какие-то экстремальные меры для того, чтобы осознать, спит он или не спит, неверно оценивая переживание как реальное, обнаружив сначала, что он проснулся, и только потом догадаться по каким-нибудь признакам, что состояние пробуждения было лишь одним из событий сна. Этот цикл засыпание-пробуждение, встретившийся в одном сне, может продолжиться в трех или четырех снах.

Существуют два типа фальшивого пробуждения. Первый из них достаточно распространен: человеку обычно снится сон, что он говорит или думает о каком-нибудь предыдущем сновидении. Это может начаться (а может быть и нет) после того, как человек совершенно реалистически испытал чувство пробуждения в собственной постели. Обычно это происходит с довольно искушенными людьми, которые пытаются проверить окружающий мир тестом на реальность.

Второй тип фальшивого пробуждения - это когда человеку в реалистичной манере представляется, что он проснулся в собственной спальне, но в окружающей обстановке витает странное чувство неизвестности. Человек обычно остается в постели, но время кажется замедленным и тотчас же или же спустя несколько минут возникает какое-то неясное беспокойство и чувство неизвестности.

Этот тип пробуждения редок, но все, кто видит осознанные сновидения, рассказывают о нем, и мало кто из неискушенных его испытывал. Поначалу человек просыпается как обычно в своей постели в нормальном состояния пробуждения. Он или просыпается окончательно, или остается в состоянии пробуждения и видит призраки. Фокс заявлял, что он мог легко после такого пробуждения войти в состояние "бестелесности". Всегда старайтесь различить, реально или фальшиво ваше пробуждение ото сна. А если вы обнаружите, что оно фальшиво, вы можете ускорить течение осознанного сновидения. Сны-полеты часто сопровождаются осознанными сновидениями. Осознанные сновидения содержат в себе обычно гораздо больше полетов, чем обыкновенные сны.


3. Сознательное вхождение в сон.

3.1. Осознанные сновидения, инициируемые из состояния бодрствования.

В предыдущей главе мы говорили о стратегии осознанных сновидений, использующей перенесение идеи из мира бодрствования в мир сна, например, намерения осознать состояние сна, привычки проверять свое состояние или привычки распознавать признаки сна. Эта стратегия должна помочь человеку добиться осознанности во сне.

В данной главе для этой цели предлагается ряд совершенно иных способов, основывающихся на идее сознательного вхождения в сон. Суть их заключается в удержании осознанности при переходе из состояния бодрствования в сон. Они позволяют входить в состояние осознанного сна без каких бы то ни было провалов в сознании. Засыпая, вы можете сосредоточиваться на гипнагогических образах, на мысленных представлениях, на своем дыхании или сердцебиении, на ощущениях в теле, на своем "я" и т.д. Если вы удержите свой ум достаточно активным, когда ваш мозг стремится погрузиться в БДГ-сон, то почувствуете, что тело уснуло, а вы, то есть ваше сознание, остались бодрствовать. В итоге вы оказываетесь в мире сна в полном сознании.

Эти две различные стратегии достижения осознанности приводят к двум различным типам осознанных сновидений. Случаи, когда люди засыпают с сохранением осознания, известны как осознанные сновидения, инициируемые из состояния бодрствования (ОСИСБ), в отличие от осознанных сновидений, инициируемых из состояния сна (ОСИСС), когда люди засыпают бессознательно. Эти два типа сновидений различаются по множеству признаков. ОСИСБ всегда сопровождаются кратким пробуждением (иногда всего на одну - две секунды) с последующим возвращением в БДГ-сон. У спящего возникает ощущение, будто он проснулся. В случае ОСИСС это не так.

Хотя обе разновидности осознанных сновидений чаще происходят под утро, доля ОСИСБ в общем их количестве к утру тоже возрастает. Другими словами, ОСИСБ чаще всего случаются в поздние утренние или полуденные часы.

Поль Толи отмечает, что несмотря на значительные усилия, которых требуют поначалу техники прямого вхождения в сон, отдача от них столь же значительна. При определенной настойчивости с их помощью можно развить способность входить в осознанное сновидение практически в любое время.


3.2. Сосредоточение на гипнагогических образах.

Наиболее распространенная стратегия ОСИСБ заключается в сосредоточении в процессе засыпания на возникающих в это время гипнагогических видениях. Вначале вы, скорее всего, будете видеть относительно простые образы, вспышки света, геометрические узоры и тому подобное. Но постепенно появятся более сложные формы: лица, люди и в конце концов, целые сцены. Следующий пример "состояния полусна", как его называл русский философ П.Д. Успенский, дает живое представление о том, на что похожи гипнагогические видения: "Я засыпаю. Передо мной возникают и исчезают золотые точки, искры и звездочки. Эти искры и звездочки постепенно погружаются в золотую сеть с диагональными ячейками, которые медленно движутся в такт ударам моего сердца. Я слышу их совершенно отчетливо. В следующее мгновение золотая сеть превращается в медные шлемы римских солдат, строем марширующих внизу. Я слышу их мерную поступь и наблюдаю из окна высокого дома в Галате, в Константинополе, как они шагают по узкой улице, выходящей на старую верфь и Золотой Рог, с его парусниками и пароходами: за ним видны минареты Стамбула. Римские солдаты тесными рядами продолжают маршировать перед моим взором. Я слышу их тяжелые, мерные шаги, вижу сияние солнца на их шлемах. Внезапно я отрываюсь от подоконника, на котором лежу, и в том же склоненном положении медленно пролетаю над улицей, над домами, над Золотым Рогом, в направлении Стамбула. Я чувствую запах моря, ощущаю ветер, теплое солнце. Этот полет мне невероятно нравится, я не могу удержаться - и открываю глаза."

Состояния полусна Успенского явились результатом привычки созерцать содержимое своего ума при вхождении в сон и в полусонном состоянии после пробуждения. Он отмечает, что делать это значительно легче утром после пробуждения, чем вечером, перед сном, и что без определенных усилии такие состояния вообще не возникают.

Техника гипнагогических образов.

1. Полностью расслабьтесь. Лежа на постели, прикройте глаза и расслабьте лицо, шею, плечи, спину, руки и ноги. Устраните все умственные и мышечные зажимы, дышите медленно и спокойно. Получите удовольствие от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям, заботам и планам. Если вы только что проснулись, этого должно быть достаточно для расслабления. Если нет - попробуйте применить любую из описанных выше методик расслабления. Пусть все утихнет, станет медленнее, расслабленнее, пока ваш ум не сделается спокойным, как море в безветренную погоду.


2. Наблюдайте за видениями. Осторожно сфокусируйте внимание на образах, которые постепенно будут появляться перед вашим мысленным взором. Смотрите, как они появляются и исчезают. Старайтесь наблюдать за ними как можно более пассивно, чтобы они отражались в вашем уме такими, каковы они есть. Не пытайтесь их остановить, а просто наблюдайте, независимо и безучастно. Поначалу вы будете видеть быстро сменяющие друг друга видения. Постепенно они превратятся в сцены, становящиеся все более сложными, и в конце концов объединятся в связный сюжет.

3. Войдите в сновидение. Когда видения превратятся в подвижный, живой сценарий, позвольте себе быть "пассивно втянутым" в мир сна. Не делайте для этого усилий, просто продолжайте беспристрастно наблюдать за образами. Пусть ваш интерес к происходящему вовлечет вас в сон. Но следите за тем, чтобы этот интерес не притупил вашего внимания. Не забывайте, что теперь вы спите!

Комментарий: Наверное, самое сложное в этой технике - научиться входить в сон на третьем этапе. Трудность состоит в выработке утонченной бдительности, позиции беспристрастного наблюдателя, с которой вы позволяете вовлечь себя в сон. Как подчеркивал Поль Толи, "не стоит проявлять активность при внедрении в сюжет, поскольку это, как правило, приводит к его исчезновению". Здесь требуется пассивное желание. По словам Толи, "вместо активного желания внедриться в сюжет, следует попытаться пассивно дать перенести себя туда". Другая опасность подстерегает вас уже в состоянии сна: его мир может показаться настолько реалистичным, что легко потерять осознанность. На такой случай Толи рекомендует иметь намерение выполнить во сне какое-либо действие; тогда, если вы вдруг утратите осознанность вы можете ее восстановить, вспомнив, что должны что-то сделать.


3.3. Практика визуализации.

Другой подход к ОСИСБ, наиболее принятый в тибетских традициях, предусматривает беспристрастную визуализацию символа одновременно с концентрацией на гипнагогических образах. Символичность этих образов может помочь сохранить непрерывность сознания в процессе возникновения сна. Здесь будут представлены три варианта этой техники: два - из древних тибетских наставлений, датируемых VIII веком, и третий - предложенный учителем тибетского буддизма Тартангом Тулку.

Возможно, вы обратите внимание, что в приводимых упражнениях образы визуализируются в области гортани. Психофизиология йогов считает, что наше тело содержит тонкоматериальные "центры сознания", именуемые чакрами. Их семь, и размещены они вдоль оси тела, от основания позвоночника до макушки. Считается, что горловая чакра, регулирует состояния сна и бодрствования. Состояние, в котором мы находимся - бодрствование, сон или сновидение, - зависит от степени ее возбуждения. Любопытна параллель между функциями, приписываемыми горловой чакре древневосточными психологами, и установленной современными физиологами ролью ствола мозга в регулировании сна и бодрствования.

Тибетские техники вхождения в осознанное сновидение непосредственно из бодрствующего состояния, приводимые в данной главе, включают специальный метод глубокого дыхания, именуемый "горшкообразным дыханием", по той причине, что нижняя часть живота при его выполнении надувается наподобие горшка. В следующем упражнении описана техника "горшкообразного дыхания".

Техника "горшкообразного дыхания".

1. Устройтесь поудобнее. Упражнения на релаксацию, медитацию и сосредоточение, предлагаемые в этой книге, можно выполнять в удобной позе сидя, поскольку в положении лежа слишком легко уснуть. Но первое время вам все же рекомендуется делать это упражнение лежа на твердой поверхности. Расстегните одежду на шее и на поясе. Закройте глаза. Руки сложите на животе, так, чтобы большие пальцы находились у основания грудной клетки, а средние соединились на пупке.

2. Наблюдайте за своим дыханием. Сделайте глубокий, медленный вдох, а за ним такой же выдох. После этого дышите почти как обычно, только немного глубже и медленнее, следя за серединой живота. Обратите внимание на руки - вы увидите, что на диафрагму и мышцы живота ложится большая нагрузка по втягиванию и выталкиванию воздуха из легких. Прочувствуйте движения своего живота и обратите внимание, как работают различные группы мышц, когда вы ритмически наполняете и опустошаете легкие. Сконцентрируйтесь на точке, где начинается вдох - на границе между грудью и животом, - наполняя легкие снизу вверх. Короче говоря, наблюдайте за своими ощущениями во время дыхания.