Файл: Рабочая программа Методы анализа ПО бакалавр ПИ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.05.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Методы анализа предметных областей Рабочая учебная программа дисциплины

230700 Прикладная информатика

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ооп

4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Структура дисциплины

4.2. Содержание дисциплины

4.3. Перечень ключевых слов

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

6.1. Тематика «кейс-стади»

6.2. Тематика деловых ролевых и ситуационных игр

6.3. Тематика творческих работ в виде учебных исследовательских проектов

6.4. Образцы тестовых заданий для контроля самостоятельной работы студентов по отдельным разделам дисциплины

6.5. Образцы вопросов к экзамену

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Б) дополнительная литература:

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кемеровский государственный университет культуры и искусств Институт информационных и библиотечных технологий

Кафедра технологии автоматизированной обработки информации

Методы анализа предметных областей Рабочая учебная программа дисциплины

Направление подготовки:

230700 Прикладная информатика

Профиль подготовки:

Информационная сфера

Квалификация (степень) выпускника:

Бакалавр

Форма обучения:

Очная, заочная

Кемерово

2011

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 230700 «Прикладная информатика» и профилю подготовки «Информационная сфера»

Автор - канд пед. наук, доцент И.Л. Скипор

Утверждена на заседании кафедры технологии автоматизированной обработки информации 29.11.2011 г., протокол № 5.

Рекомендована к изданию методическим советом института информационных и библиотечных технологий КемГУКИ 10.01.2012 г., протокол № 3.

Методы анализа предметных областей [Текст]: рабочая программа по направлению подготовки «230700 Прикладная информатика», по профилю подготовки «Информационная сфера», квалификация (степень) выпускника - «бакалавр» / И.Л. Скипор. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2011. – 30 с.

1. Цели освоения дисциплины

  • формирование представлений о составе методов анализа предметных областей и возможностях их использования при анализе информационных систем как предметной области;

  • изучение методов анализа предметных областей;

  • овладение технологиями формализованного описания предметной области;

  • формирование практических умений выбора, обоснования и применения адекватных методов анализа предметной области на разных стадиях создания электронных информационных ресурсов.


2. Место дисциплины в структуре ооп

Дисциплина «Методы анализа предметных областей» входит в вариативную часть (профиль 12 «Информационная сфера») математического и естественно-научного цикла образовательной программы по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика», квалификация (степень) «бакалавр». Дисциплина изучается в 5 семестре. Данная дисциплина базируется на компетенциях, сформированных при освоении дисциплин «Информационные системы и технологии», «Базы данных», «Информационный анализ и синтез», «Обеспечивающие подсистемы АИС». Дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: «Проектирование информационных систем», «Проектный практикум», «Проектирование Интернет-ресурсов», «Технологии создания электронных информационных ресурсов», «Маркетинг информационных технологий и услуг», «Мониторинг информационных продуктов и услуг», «Моделирование информационных ресурсов».

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

  • способность использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);

  • способность при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ПК-2);

  • способность проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов (ПК-8);

  • способность применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);

  • способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем (ПК-19);

  • способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • цели и этапы анализа предметной области (ОК-1);

  • типологию предметных областей (ПК-2);

  • средства описания предметных областей (ПК-21);

  • структуру информационных систем как предметной области (ПК-8);

  • свойства формальных систем (ПК-21);

  • виды методов анализа предметных областей (ПК-2, ПК-17, ПК-21);

  • сущность, назначение и особенности отдельных методов анализа предметных областей (ПК-2, ПК-17, ПК-21);

  • сферу применения отдельных методов анализа предметных областей в информационной деятельности, при создании электронных информационных ресурсов (ПК-2, ПК-8, ПК-17, ПК-19, ПК-21);

  • формы представления результатов анализа предметной области (ОК-1);

  • источники ошибок применения различных методов анализа предметных областей (ОК-1, ПК-21).


уметь:

  • определять границы предметной области при создании АИС, разработке электронных информационных ресурсов (ПК-8);

  • описывать состояние предметной области на основе формализованных языков (ПК-21);

  • классифицировать методы анализа предметных областей (ПК-2, ПК-17, ПК-21);

  • выбирать и обосновывать состав необходимых методов анализа предметной области на разных стадиях создания электронных информационных ресурсов (ПК-2, ПК-8, ПК-17, ПК-21);

  • использовать различные методы при изучении и оценке учреждений информационной сферы, анализе предметной области на разных стадиях создания электронных информационных ресурсов (ОК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-17, ПК-19, ПК-21);

  • документировать результаты анализа предметной области (ОК-1);

  • осуществлять выбор адекватных форм представления информации при обработке результатов анализа предметной области (ОК-1);

  • обеспечивать достоверность информации при анализе предметной области (ОК-1, ПК-21).

владеть:

  • понятийно-терминологическим аппаратом, характеризующим предметную область и методы ее анализа (ПК-2, ПК-17, ПК-21);

  • подходами к анализу предметной области (ПК-2, ПК-21);

  • технологиями описания предметной области на основе формализованных языков (ПК-17, ПК-21);

  • методами анализа предметных областей (ПК-2, ПК-17, ПК-21);

  • способами проверки данных, полученных при анализе предметной области (ПК-21).


4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекц

сем

практ

СРС

1

Предметная область как объект анализа

5

4

6

10

отчет о выполнении практических работ, тестовый контроль

2

Характеристика методов анализа предметных областей

5

10

20

24

отчет о выполнении практических работ, защита творческих работ в виде учебных исследовательских проектов, тестовый контроль

3

Обобщение и применение результатов анализа предметной области при создании и эксплуатации электронных информационных ресурсов

5

4

10

20

отчет о выполнении практических работ, тестовый контроль

Итого

18

36

54

Экзамен в 5 семестре


4.2. Содержание дисциплины

п/п

Содержание раздела дисциплины

Результаты обучения раздела

1.

Раздел 1. Предметная область как объект анализа

Тема 1.1 Предметная область: понятие, типология

Объект, предмет, цель, задачи, структура учебной дисциплины. Связь учебной дисциплины с дисциплинами профессиональной подготовки.

Определение понятия «предметная область». Типология предметных областей.

Цели анализа предметных областей. Характеристика подходов к анализу предметной области. Средства описания предметной области.

Тема 1.2 Информационные системы

как предметная область

Предметная область информационных систем: понятие, структура. Анализ предметной области как важнейшее условие принятия обоснованных решений на различных этапах жизненного цикла информационных систем.

Характеристика основных этапов анализа предметной области.

Тема 1.3 Формализация представления предметной области

Формализация: понятие, сущность. Уровни формализации.

Формальная система: понятие, свойства, назначение. Использование формализованного представления предметной области при создании автоматизированных библиотечно-информационных систем. Описание состояния предметной области на основе формализованных языков. Информационный образ объекта сайтостроения как средство формализованного представления предметной области.

Тема 1.4 Классификация методов анализа предметных областей

Характеристика подходов к классификации методов анализа предметных областей. Причины многообразия подходов к классификации методов анализа предметных областей.

Классификация методов анализа предметных областей по различным признакам: в зависимости от объекта анализа; с точки зрения широты применения; в зависимости от целевого назначения; в зависимости от функционального назначения; в зависимости от характера получаемой информации.

Критерии выбора методов анализа предметных областей. Интеграция методов, используемых при решении практических задач анализа предметной области.

Формируемые компетенции:

  • способность использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);

  • способность при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ПК-2);

  • способность проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов (ПК-8);

  • способность применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);

  • способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21).

В результате изучения раздела дисциплины студент должен:

знать:

  • цели и этапы анализа предметной области (ОК-1);

  • типологию предметных областей (ПК-2);

  • средства описания предметных областей (ПК-21);

  • структуру информационных систем как предметной области (ПК-8);

  • свойства формальных систем (ПК-21);

  • виды методов анализа предметных областей (ПК-2, ПК-17, ПК-21).

уметь:

  • определять границы предметной области при создании АИС, разработке электронных информационных ресурсов (ПК-8);

  • описывать состояние предметной области на основе формализованных языков (ПК-21);

  • классифицировать методы анализа предметных областей (ПК-2, ПК-17, ПК-21).

владеть:

  • понятийно-терминологическим аппаратом, характеризующим предметную область и методы ее анализа (ПК-2, ПК-17, ПК-21);

  • подходами к анализу предметной области (ПК-2, ПК-21);

  • технологиями описания предметной области на основе формализованных языков (ПК-17, ПК-21).

2.

Раздел 2. Характеристика методов анализа предметных областей

Тема 2.1 Методы сбора эмпирических данных

Состав и общая характеристика методов сбора эмпирических данных. Количественные и качественные методы сбора эмпирических данных. Отличительные признаки количественных и качественных методов с точки зрения целей и задач, единиц анализа, основных способов анализа.

Опрос: сущность, назначение. Разновидности опроса: анкетирование, интервьюирование. Вопросники: структура, требования к составлению. Типы вопросов. Использование опросов при проведении предпроектного обследования, оценке информационных ресурсов.

Наблюдение: сущность, назначение. Виды наблюдения. Программа наблюдения. Фиксация результатов наблюдения. Сфера применения наблюдения на различных этапах жизненного цикла АИС.

Сущность и назначение эксперимента. Программа и инструментарий эксперимента. Возможности применения эксперимента на проектной и послепроектной стадиях создания АИС.

Тема 2.2 Методы анализа документированной информации

Состав и общая характеристика методов анализа документированной информации.

Терминологический анализ как средство определения понятийно-терминологической среды, характеризующей анализируемую предметную область. Сущность, назначение и область применения терминологического анализа.

Количественные методы анализа документированной информации. Библиометрия как комплекс количественных методов изучения документальных потоков. Сущность, назначение и область применения методов библиометрического анализа. Контент-анализ - количественный метод анализа качественных характеристик документов. Сущность и назначение и область применения контент-анализа.

Вебометрия как средство информационной диагностики веб-пространства. Сущность и назначение методов вебометрического анализа. Использование вебометрического анализа при исследовании Интернет-ресурсов.

Тема 2.3 Методы анализа ситуаций

Методы анализа ситуаций как инструмент оценки состояния предметной области. Состав и общая характеристика методов анализа ситуаций.

Сущность и назначение метода синтезирования проблемных ситуаций. Структура ситуации проблемы. Использование метода синтезирования проблемных ситуаций при проектировании АИС, электронных информационных ресурсов.

SWOT-анализ как специфический управленческий метод анализа информации, характеризующей положение организации на рынке. Сущность и назначение SWOT-анализа. Возможности применения SWOT-анализа при составлении стратегических планов развития АИС, продвижения информационных продуктов и услуг на рынок.

Тема 2.4 Методы экспертизы и диагностики

Экспертиза как способ получения информации при анализе сложных неформализуемых проблем. Сущность и назначение метода экспертных оценок. Определение значений показателей качества продукции экспертным методом. Разновидности метода экспертных оценок (метод мозгового штурма, метод комиссии, метод Дельфи и др.). Использование метода экспертных оценок для решения проблем прогнозирования, планирования и разработки ЭИР, нормирования труда, выбора перспективной технологии, оценки качества информационной продукции.

Сущность и назначение информационной диагностики. Индикаторы диагностики (идентификационные, оценочные и прогнозные). Режимы диагностики. Состав и общая характеристика методов информационной диагностики объектов. Метод предпочтений. Рейтинговый анализ. Область применения методов информационной диагностики при оценке учреждений информационной сферы, информационных продуктов и услуг, электронных информационных ресурсов и т.п.

Тема 2.5 Математические методы анализа предметных областей

Классификация и общая характеристика математических методов, применяемых при анализе предметных областей. Использование математического аппарата для представления информационных объектов и процессов.

Стратифицированное представление информационных систем как средство их математического описания. Назначение и сущность стратифицированного описания систем. Характеристики стратифицированного описания систем.

Аппарат теории нечетких множеств как основа формализованного представления предметной области информационных систем. Основные элементы теории нечетких множеств.

Направления использования математических методов при проведении анализа предметных областей.

Тема 2.6 Моделирование как инструмент анализа предметной области

Классификация и общая характеристика методов моделирования, применяемых при анализе предметных областей. Модели информационных объектов и процессов. Характеристика средств моделирования предметной области документальных и фактографических информационных систем.

Концептуальная модель как средство формализованного представления структуры предметной области. Модель «сущность-связь» (ER-модель) - важнейшее концептуальное средство описания предметной области. ER-диаграмма как способ представления структуры предметной области при ER-моделировании.

Направления использования методов моделирования при проведении анализа предметных областей.

Тема 2.7 Методы прогнозирования

Прогнозирование: понятие, типы. Виды прогнозов. Классификация и общая характеристика методов прогнозирования, применяемых при анализе предметных областей. Сущность, назначение и сфера применения технологического прогнозирования. Общие и специфические методы, используемые при технологическом прогнозировании.

Применение методов прогнозирования при анализе предметной области как средство определения тенденций и перспектив развития информационных систем. Методы прогнозирования потребностей в новой информационной продукции, её потребительских свойств, затрат на создание и использование новой информационной продукции.

Формируемые компетенции:

  • способность использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);

  • способность при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ПК-2);

  • способность проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов (ПК-8);

  • способность применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);

  • способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем (ПК-19);

  • способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21).

В результате изучения раздела дисциплины студент должен:

знать:

  • сущность, назначение и особенности отдельных методов анализа предметных областей (ПК-2, ПК-17, ПК-21)

уметь:

  • выбирать и обосновывать состав необходимых методов анализа предметной области на разных стадиях создания электронных информационных ресурсов (ПК-2, ПК-8, ПК-17, ПК-21);

  • использовать различные методы при изучении и оценке учреждений информационной сферы, анализе предметной области на разных стадиях создания электронных информационных ресурсов (ОК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-17, ПК-19, ПК-21)

владеть:

  • понятийно-терминологическим аппаратом, характеризующим методы анализа предметных областей (ПК-2, ПК-17, ПК-21);

  • методами анализа предметных областей (ПК-2, ПК-17, ПК-21).

3.

Раздел 3. Обобщение и применение результатов анализа предметной области при создании и эксплуатации электронных информационных ресурсов

Тема 3.1 Методы обработки информации

Состав и общая характеристика методов обработки информации.

Группировка и классификация: сущность, назначение, отличительные признаки. Разновидности группировки и классификации. Частотные распределения. Шкалирование и ранжирование как количественные методы обработки данных. Сущность, назначение шкалирования и ранжирования. Шкалы: понятие, типы.

Методы анализа информации: сравнительный анализ, кластерный анализ, факторный анализ, корреляционный анализ. Сущность, назначение и особенности применения методов анализа информации.

Возможности использования методов обработки информации на разных стадиях создания электронных информационных ресурсов.

Тема 3.2 Формы представления результатов анализа предметной области

Визуализация информации как один из обязательных элементов оформления результатов анализа предметной области. Цели визуализации информации. Способы наглядного представления данных.

Состав и характеристика форм представления информации.

Критерии выбора форм представления информации при обработке результатов анализа предметной области.

Тема 3.3 Оценка достоверности информации о предметной области

Понятие достоверности информации. Подходы к определению достоверности информации при анализе предметных областей.

Выборка: понятие, виды. Репрезентативность выборки. Определение объема выборочной совокупности. Ошибки выборки.

Надежность измерения. Компоненты надежного измерения: правильность, устойчивость, обоснованность измерений. Способы проверки данных на правильность, устойчивость, обоснованность.

Источники ошибок применения отдельных методов анализа предметной области. Статистические характеристики, применяемые для оценки достоверности полученных результатов.

Тема 3.4 Применение методов анализа предметной области при создании и эксплуатации электронных информационных ресурсов

Направления использования отдельных методов при выполнении работ на предпроектной, проектной и послепроектной стадиях создания электронных информационных ресурсов.

Состав методов и обоснование их использования при организации сбора данных об объекте автоматизации, анализе требований пользователей к электронным информационным ресурсам, оценке технико-экономической, социальной и т.п. целесообразности создания ЭИР, анализе рынка обеспечивающих средств, принятых проектных решений, результатов эксплуатации ЭИР; проверке работоспособности ЭИР; выявлении направлений модернизации ЭИР.

Формируемые компетенции:

  • способность использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);

  • способность при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ПК-2);

  • способность проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов (ПК-8);

  • способность применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);

  • способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем (ПК-19);

  • способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21).

В результате изучения раздела дисциплины студент должен:

знать:

  • сферу применения отдельных методов анализа предметных областей в информационной деятельности, при создании электронных информационных ресурсов (ПК-2, ПК-8, ПК-17, ПК-21);

  • формы представления результатов анализа предметной области (ОК-1);

  • источники ошибок применения различных методов анализа предметных областей (ОК-1, ПК-21).

уметь:

  • выбирать и обосновывать состав необходимых методов анализа предметной области на разных стадиях создания электронных информационных ресурсов (ПК-2, ПК-8, ПК-17, ПК-21);

  • использовать различные методы при изучении и оценке учреждений информационной сферы, анализе предметной области на разных стадиях создания электронных информационных ресурсов (ОК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-17, ПК-19, ПК-21);

  • документировать результаты анализа предметной области (ОК-1);

  • осуществлять выбор адекватных форм представления информации при обработке результатов анализа предметной области (ОК-1);

  • обеспечивать достоверность информации при анализе предметной области (ОК-1, ПК-21).

владеть:

  • методами анализа предметных областей (ПК-2, ПК-17, ПК-21);

  • способами проверки данных, полученных при анализе предметной области (ПК-21).