ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Практическое занятие № 1 Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся
Список дополнительной литературы
Практическое занятие № 2 Теоретические и методологические проблемы педагогики
Список дополнительной литературы
Практическое занятие № 3 Проблемы теории воспитания
Список дополнительной литературы
Практическое занятие № 4 Проблемы теории обучения
Список дополнительной литературы
Список дополнительной литературы
Практическое занятие № 6 Контроль в процессе обучения
Список дополнительной литературы
Список основной литературы
Подласый, И.П. Педагогика: учебник для бакалавров / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 574 с. – Серия: Бакалавр.
Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 502 с. – Серия: Основы наук.
Реан А.А. Бордовская Н.В. Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.
Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [ и др.]; под ред. Л.П. Крившенко, - М.: Проспект, 2009. – 432 с.
Педагогика [Электронный ресурс] : электронный учебник / Под ред. Л.П. Крившенко . - Москва : КНОРУС, 2009. (Информационные технологии в образовании).
Список дополнительной литературы
1. Давыдов В.В. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 1982.
2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика. 1990.
3. Маркова А.Д. и др. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.
4. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития. - М.: Педагогика. 1989.
5. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа. 1990.
6. Гатальский В.Д. Предметность обучения как проблема дидактики: методологический анализ. // Педагогика – 2012. - № 6. С. -18.
Практическое занятие № 5 Урок – основная форма организации обучения в современной системе образования.
Вопросы для обсуждения
Понятие о форме организации обучения.
Понятие об уроке. Основные требования к современному уроку.
Проблема типологии уроков в современной дидактике.
Урок как целостная система. Структура урока.
Подготовка учителя к уроку и её этапы.
Анализ и самооценка урока.
Практические задания
1. Назовите основные признаки урока как формы обучения. Из приведенных ответов выберите один правильный, доказав ошибочность остальных.
А) Уроком называется такая организационная форма обучения, при которой учитель ведет занятия в классной комнате с постоянным составом учащихся, которые имеют примерно одинаковый уровень физического и умственного развития, по твердому расписанию и четко установленному регламенту.
Б) Урок характеризуется такими признаками: постоянный состав учащихся, наличие классной комнаты, учебных пособий и оборудования, соединение обучения с воспитанием, выход знаний в практику.
В) Для урока характерны следующие признаки: руководящая роль учителя в учебном процессе, наличие расписания, осуществление связи обучения с практикой, индивидуальный подход к учащимся, проведение проверки знаний.
2. Подготовьте разработку плана урока на свободную тему по вашему направлению подготовки.
Схема плана-конспекта урока
Тема :_______________________________________________________________________
Цель:________________________________________________________________________
обучающая(какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, формирование)________________________________________________________________
развивающая(какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат)_________________________
воспитывающая( какие качества личности формируются)________________________
Тип урока:___________________________________________________________________
Методы :____________________________________________________________________
Оборудование;________________________________________________________________
Последовательность этапов урока :
Организационный, проверка домашнего задания, подготовка к усвоению нового материала, усвоение новых знаний, закрепление новых знаний, всесторонняя проверка знаний, информация о дом. задании.
Содержательная часть урока:
Этап урока. Время. Что делают ученики, что делает учитель. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению дом. задания.
Аналитическая часть урока: самоанализ урока.
Самоанализ урока
Класс___________________________________________________________
Тема урока_______________________________________________________
Тип урока и его структура__________________________________________
Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, обосновать показатели реальности урока.
Отбор содержания, форм и методов обучения в (соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.
Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?
Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
Наметить перспективы своей деятельности.
Список основной литературы
Подласый, И.П. Педагогика: учебник для бакалавров / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 574 с. – Серия: Бакалавр.
Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 502 с. – Серия: Основы наук.
Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [ и др.]; под ред. Л.П. Крившенко, - М.: Проспект, 2009. – 432 с.
Педагогика [Электронный ресурс] : электронный учебник / Под ред. Л.П. Крившенко . - Москва : КНОРУС, 2009. (Информационные технологии в образовании).
Список дополнительной литературы
1. Булатова О. С. Искусство современного урока. М.: 2008 г., 256 с.
2. Гурин Ю. Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников. Издательство: Речь, Сфера, 2010 г. 160 с.
3. Ермолаева М. Г. Современный урок. Анализ. Тенденции. Возможности. М.: 2008 г., 160 с.
4. Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1985.
5. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого? – М., 1991.
Практическое занятие № 6 Контроль в процессе обучения
Вопросы для обсуждения
Понятие о педагогическом контроле; сущность контроля обучения как обязательного компонента педагогического процесса
Функции и виды педагогического контроля
Основные требования к практической организации контроля в процессе обучения
Методы и формы контроля обучения, их классификация
Оценка знаний учащихся, ее функции; показатели сформированности знаний, умений и навыков у учащихся
Практические задания
Установите соответствие методов контроля.
А) – устный;
Б) – практический;
В) – письменный;
Г) – графический;
Д) – машинный, программированный.
1) Компьютерная программа. 2) Индивидуальный опрос. 3.) Дикиант. 4) Схемы. 5) Опыты. 6) Решение задач, примеров. 7) Перфокарты. 8) Таблицы. 9) Графические опоры. 10) Сочинение. 11) Практические работы. 12) Изложение. 13) Фронтальный опрос. 14) Беседа. 15) Изготовление изделий. 16) Карточки с печатной основой. 17) Трудовые операции.
2. Познакомьтесь с несколькими развернутыми оценочными суждениями учителя.
А) «Ясно, что ты можешь прочесть это стихотворение выразительно, эмоционально. Мне понравилось, как ты начал его читать: медленно, все более усиливая в голосе горесть и гнев, выговаривая каждое слово с подтекстом. Все это было хорошо. Однако мы ведь договорились: в конце лучше выразить только гнев… Вот какую схему начертили мы на доске для этой части. Пожалуйста, обдумай эту часть в соответствии со схемой и через некоторое время прочти нам стихотворение снова. Согласен?»
Б) «Я внимательно ознакомился с твоим сочинением, прочел его несколько раз. Оно интересно написано. Но ты меня огорчил своей небрежностью: ты плохо пишешь некоторые буквы! Еще немного усилий, и ты сможешь овладеть нормальной каллиграфией. Тогда твое сочинение будет читаться легко, и читатель не упустит ни одну твою мысль, так как не будет задерживаться и раздражаться из-за твоего искаженного почерка… Может, ты хочешь переписать его?»
В) «Как мы и договорились, я не вмешивался, пока ты решал пример на доске и объяснял действия. Теперь ты сам видишь, что результат неправильный. Посмотри, эти действия (педагог указывает на определенные места в примере) ты выполнил и объяснил неверно. Приятно было тебя слушать, как ты рассуждал. А вот здесь (указывает) ты ошибся… Повтори, пожалуйста, как ты доказывал это действие (ученик повторяет)… Обоснование неправильное… Что же ты предпочитаешь: объяснить тебе суть ошибки, или ты сам разберешься?»
- Какие задачи ставит перед собой педагог, развертывая таким образом свои оценочные суждения?
- Почему каждое оценочное суждение заканчивается обращением к ученику, направленным на исправление недочета или ошибки?
- Проанализируйте каждое оценочное суждение и ответьте на вопросы: «Как строит оценочное суждение учитель? Какую структуру они имеют?