ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Квалификация (степень) «магистр»
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
4. Структура и содержание дисциплины ________________________________________
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Программа учебной дисциплины «Основы этнолингвистики» Для направления подготовки магистров «Филология»
Магистерская программа «Русский язык: функционально-коммуникативный аспект»
Квалификация (степень) «магистр»
Наименование дисциплины:«Основы этнолингвистики» для направления подготовки магистров «Филология» :
Цели освоения дисциплины:
Целями освоения дисциплины «Основы этнолингвистики» являются: изучение основных направлений русской и зарубежной этнолингвистики; овладение методами и приемами этнолингвистического анализа; знакомство с источниками этнолингвистической информации (диалектными словарями и лингвистическими атласами), приобретение навыков моделирования фрагментов диалектной картины мира.
2. Место дисциплины в структуре ООП1:общепрофессиональный блок, вариативная часть, междисциплинарный курс.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
М-ПК-1, М-ПК-2, М-ПК-3, М-ПК-4, М-ПК-6, М-ПК-7, М-ПК-17
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные направления русской и зарубежной этнолингвистики, источники и методы этнолингвистики.
Уметь: работать с диалектными словарями, лингвистическими атласами; уметь извлекать из словарей и атласов этнолингвистическую и этнокультурную информацию; уметь моделировать народные знания и представления, отраженные в языке; соотносить их с народной картиной мира.
Владеть:___навыками и приемами этнолингвистического анализа языковых явлений.
4. Структура и содержание дисциплины ________________________________________
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы2- 72 часа.
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
||||
1. |
Предмет этнолингвистики. |
|
|
лекция |
с.р.с. |
семинар |
с.р.с. |
|
|
2. |
Основные направления зарубежной и русской этнолингвистики. |
|
|
лекция |
чтение научной литературы, работа с диалектными словарями |
|
|
коллоквиум |
|
3. |
Этнос. Основные характеристики этноса. Этнос и язык.
|
|
|
лекция |
чтение научной литературы, работа с диалектными словарями |
|
|
коллоквиум |
|
4. |
Типы языковых состояний. Диалектная и литературная разговорная речь. Понятие диалекта, региолекта. Профессиональная и диалектная речь. Жаргон.
|
|
|
лекция |
чтение научной литературы, работа с диалектными словарями |
|
|
коллоквиум |
|
5. |
Объект, источники и методы этнолингвистического подхода к фактам языка.
|
|
|
лекция |
чтение научной литературы, работа с диалектными и этнолингвистическими словарями |
|
|
коллоквиум |
|
6. |
Методы и процедуры этнолингвистического анализа. |
|
|
лекция |
чтение научной литературы, работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами |
|
|
коллоквиум |
|
7. |
Моделирование знаний и представлений в области материальной и духовной культуры народа по данным языка. Народные представления о времени. |
|
|
лекция |
чтение научной литературы, работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами |
|
|
контрольная работа – анализ словарной статьи этнолингвистического словаря |
|
8. |
Моделирование народных знаний и представлений в сфере природы.
|
|
|
лекция |
чтение научной литературы, работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами |
|
|
контрольная работа – анализ словарной статьи этнолингвистического словаря |
|
9. |
Моделирование знаний и представлений в области материальной культуры народа по данным языка. Крестьянский дом, его устройство и убранство. Семиотическая нагруженность, обрядовая наполненность реалий, приметы и поверья, с ними связанные.
|
|
|
лекция |
чтение научной литературы, работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами |
|
|
контрольная работа – моделирование фрагмента диалектной картины мира |
|
10. |
Моделирование знаний и представлений в области духовной культуры народа по данным языка. Рождение, жизнь, смерть. Народные представления, связанные основными этапами жизненного цикла человека. Языческая и христианская составляющие народных представлений и обрядов.
|
|
|
лекция |
чтение научной литературы, работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами |
|
|
контрольная работа – анализ словарной статьи этнолингвистического словаря |
|
11. |
Праздники в русской народной культуре. Христианские и языческие элементы в структуре праздников.
|
|
|
лекция |
чтение научной литературы, работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами |
|
|
контрольная работа – анализ словарной статьи этнолингвистического словаря |
|
12. |
Традиционный народный костюм. Будни и праздники, профанность и сакральность в народной одежде.
|
|
|
лекция |
чтение научной литературы, работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами |
|
|
контрольная работа – анализ словарной статьи этнолингвистического словаря |
|
13. |
Образ человека по данным лексики и фразеологии. Человек и этнос. Мифологемы в представлениях об особенностях этноса.
|
|
|
лекция |
чтение научной литературы, работа с диалектными словарями |
|
|
контрольная работа – составление словарной статьи с этнолингвистической информацией |
|
14. |
Мифологические персонажи как сохранение языческих представлений о природе и социуме.
|
|
|
лекция |
чтение научной литературы, работа с диалектными словарями и этнолингвистическими атласами |
|
|
контрольная работа – составление словарной статьи с этнолингвистической информацией |
5. Рекомендуемые образовательные технологии:____активная и интерактивная форма проведения занятий: дискуссии, беседы в диалоговом режиме.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Виды самостоятельной работы:
чтение научной литературы, работа с диалектными и этнолинвистическими словарями, лингвистическими и этнолингвистическими атласами;
Виды контрольных работ:
а) анализ словарных статей этнолингвистического словаря («Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого». Т .1, М., 1995; т. 2, М., 1999, т. 3, М., 2004), б) составление словарных статей для этнолингвистического словаря ( Березович Е.Л.Язык и традиционная культура. – Введение. Раздел 1. Лексическая семантика в перспективе. М. 2007.,Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПГу, 2005); в)моделирование фрагментов диалектной картины мира (Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПГу, 2005).
Вопросы к зачету:
Предмет этнолингвистики. Различие точек зрения на объем и содержание этнолингвистики. «Широкое» и «узкое» понимание этнолингвистики.
Этнолингвистика как направление в языкознании, изучающее соотношение языка и культуры, языка и народного менталитета, языка и народного творчества. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин – языкознания, этнографии, социологии. Синхроническая и диахроническая этнолингвистика.
Основные направления зарубежной этнолингвистики.
Польская этнолингвистическая школа Е. Бартминьского. «Atlas jezyka I kultury ludowej Welikopolski». Украинская этнолингвистика. «Етнолiнгвiстичнi студii».
Основные направления русской этнолингвистики. Московская этнолингвистическая школа Н.И. Толстого и С.М. Толстой. «Славянские древности: Этнолингвистический словарь».
Основные направления русской этнолингвистики. Екатеринбургская лингвистическая школа. «Этно-идеографический словарь» (компьютерный вариант).
Основные направления русской этнолингвистики. Этнолингвистическое направление в работах диалектологов МГУ. Проект «Этно-синонимического словаря».
Основные характеристики этноса. Этнос и язык.
Диалектная и литературная разговорная речь.
Понятие диалекта, региолекта. Профессиональная диалектная речь. Жаргон.
Объект этнолингвистики.
Диалектность традиционной народной культуры, функционирующей в виде территориальных и внутридиалектных вариантов.
Этнографические, этнолингвистические, диалектологические атласы.
Диалектные, этимологические, топонимические и ономастические словари. Текстовый материал записей народной разговорной речи.
Системный подход к изучаемым фактам. Семантическое поле, мотивационный ряд, деривационное гнездо как микросистемы.
Два аспекта анализа этнокультурной информации: ретроспективный – с точки зрения моделей мотивации и перспективный – с точки зрения семантического и словообразовательного потенциала слов данного поля.
Коннотации как источник обнаружения этнокультурной информации. Культурная символика единиц поля, обнаруживаемая в сфере текстов и сфере ритуалов.
Проблемы картографирования явлений традиционной народной культуры.
Реконструкция традиционной языковой картины мира как основная задача этнолингвистического исследования .
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
Березович Е.Л.Язык и традиционная культура. – Введение. Раздел 1. Лексическая семантика в этнолингвистической перспективе. М. 2007.
Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПГу, 2005.
Толстая С.М.Этнолингвистика // Институт славяноведения и балканистики. 50 лет. М., 1996.
Толстой Н.И.Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
Этнолингвистика//Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
Юдин А.В.Этнолингвистика // Культурология.XXвек. Энциклопедия. СПб, 1998. Т. 2.
б) дополнительная литература:
Ареальные исследования в языкознании и этнографии. Л., 1977.
Арутюнов С.А.Этнические процессы и язык // Расы и народы. 1985. № 15.
Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике / Пер. с польск. М., 2005.
Белова О.В.Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М., 2005.
Гринкова Н.П. Этнография и диалектология // Труды Второго Всесоюзного географического съезда. Т. 3. М., 1949
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
Мельникова Т.Н., Сухачев Н.Л.Лингвистические и этнографические атласы и карты. Л., 1971.
Проблемы картографирования в языкознании и этнографии. Л., 1974
Сепир Э.Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
Славянская этнолингвистика: Библиография. М., 2004.
Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого. Т .1, М., 1995; т. 2, М., 1999, т. 3, М., 2004.
Толстая С.М.Московская школа этнолингвистики //OptraSlavica.SlavistickeRozhledy.Brno, 2002.R. 12. № 2.
Толстая С.М.Терминология обрядов и верований как источник реконструкции древней духовной культуры // Славянский и балканский фольклор. М., 1989.
Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку //Новое в лингвистике. Вып. 1, 1960
Хроленко А.Т. Этнолингвистика: понятия, проблемы, методы. Славянск-на-Кубани, 2000.
Чистов К.В.Фольклор и этнография. Л. 1970.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: комплекты учебно-методической и научной литературы; диалектные словари, лингвистические атласы, этнолингвистический словарь «Славянские древности».