Файл: Annotatsia_Bartok_Slovatskie_pesni.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Мерзиброд» написан в размере 2/4. Размер простой, дирижируется по двухдольной схеме. Метрика организуется нотами. Основным ритмическим рисунком является синкопа.

«Плясовая» написана в простом размере 2/4. Метрика организуется восьмыми длительностями и требует аналогичной пульсации при исполнении. Здесь встречаются длительности .

«Свадебная» песня написана в темпе Andante =92 (не спеша). Четвертая строфа исполняется в темпе tranquillo (спокойно). В этом произведении есть агогические изменения в темпе Andante, где =92, а в первой хоровой строфе =82.

«Песня во время уборки сена» написана в темпе Andante, где =152. В этой части нет агогических изменений.

«Мерзиброд» написан в темпе Allegro =144 (скоро). В четвертой строфе происходит агогическое изменение =132. В конце произведения имеется обозначение poco allargando (немного расширяя).

«Плясовая» песня написана в темпе Allegro moderato =116 (умеренно скоро). В заключительном фрагменте есть обозначение molto allargando (очень расширяя) и в конце стоит фермата, которая указывает исполнителю на продление звука.

Так как этот цикл является обработкой словацких народных песен, в нем прослеживаются черты архаичности. Все песни написаны в натуральных диатонических ладах.

«Свадебная» песня начинается в тональности b-moll. Первая строфа модулирующая из b-moll в d-moll. Во второй строфе тональности Es-dur и Des-dur, здесь встречается множество уменьшенных гармоний. Вторая строфа за счет преобладания мажорных тональностей более светлая. Третья строфа функционально схожа с первой.

В музыке преобладают септаккорды разных ступеней, основным является гармонический оборот T S D. Имеются неаккордовые звуки, которые придают напряженность гармоническому языку произведения.


«Песня во время уборки сена». В первой строфе автор использует следующие гармонии: 1. мерцающие тоники (С-dur) с трезвучиями VI пониженной ступени, септаккордом VI ступени, проходящие субдоминантовые аккорды IV и II ступеней,

вливающиеся в септаккорд D и с пониженной терцией. В начале второй строфы также звучат чередования аккордов T и D, а также есть короткое

отклонение в d-moll.

Чуть гармония преобразуется, появляется VI низкая ступень, чередуются аккорды S (As-f) и заканчивается произведение тоническим трезвучием.

«Мерзиброд». В основе гармонического языка лежит диатоника. Исходная тональность F-dur. Первая строфа основана на следующих функциях: пониженной VII64 и IV3 с функциональной основой баса на пониженную VI ступень. Во второй строфе сохраняется функция пониженной VI ступени, но уже выражена септаккордом. Также во второй строфе встречается II ступень. Третья строфа насыщена аккордами III ступени и IV с повышенной квартой, а также встречается мерцающая тоника (T6). В третьей строфе прослеживаются отклонения в D-dur и G-dur, но закрепление музыкального материала происходит в тональности B- dur. Четвертая строфа богата доминантовыми функциями: низкой III7, V7 с пониженной терцией, V7 с пониженной терцией и квинтой.

«Плясовая». Гармония построена на функциях VII пониженной ступени. В первой строфе чередуются функции: VII7 и III с пониженной терцией, которые разрешаются в T2. Вторая и начало третьей строфы основаны на тех же функциях. Но в конце третьей строфы появляется функция VI с пониженной квинтой и II. А также имеется отклонение в Es-dur. В конце происходит модуляция в F-dur (D2 – F).

В данном цикле очень разнообразны динамические оттенки от Pianissimo до Fortissimo. В «Свадебной» первые строфы написаны в нюансе Piano, в третьей строфе происходят динамические изменения, постепенное crescendo и звук доходит до Forte, потом следует diminuendo и динамика доходит до ремарки Mezzo- forte и piano.Последняя строфа написана в ремарке piano, только во второй строфе происходит усиление динамики до mezzo- forte, и вновь возвращение нюанса piano.

«Песня во время уборки сена». Динамические нюансы варируютя от Piano вначале произведения до Mezzo- forte в середине и Piano в конце.

«Медзиброд». Первые две строфы написаны в нюансе Piano, третья строфа звучит на Mezzo- forte, а четвертая кульминационная строфа написана в нюансе Forte.


В «Плясовой» нет ярких градаций звука, вся песня звучит в нюансе Forte.

Весь цикл написан в гамафонно- гармоническом складе, где основная мелодия в партии сопрано, а остальные голоса выполняют роль сопровождения. Но в «Свадебной» песне и в «Медзиброде» прослеживаются черты полифонического склада- имитация, представленная в виде канона.

Фортепианное сопровождение в данном цикле выполняет немаловажную функцию. В данном случае используется прием аккордового исполнения, партии фортериано часто дублирует хор. Также используется прием арпеджио. Фортепианная партия также часто ритмически дублирует и поддерживает хор.


III. Вокально-хоровой анализ

Произведение написано для смешанного состава. Вид хора – четырехголосный.

Диапазоны партий:

Сопрано

Альт

Тенор

Бас

Общий диапазон

Хоровые партии находятся в относительно мягких тесситурных условиях.

Дыхание исходя из особенностей фактуры – общехоровое по фразам. С точки зрения характера произведения: спокойное, но активное, не слишком объемное.

Трудности исполнения:

Мелодические : Чистое, правильное интонирование.

  • Настройка внутренним слухом на смены тональностей, точные переходы между частями цикла

  • Чистое исполнение долгих звуков

Динамические : Качественное исполнение f и тембрального pp на плотной вокальной опоре и с мягкой певческой атакой.

Ритмические :

  • Точно, до конца выдерживать долгие, залигованные ноты

  • Точно исполнять синкопированный ритм

Дикционные :

  • Чётко произносить согласные, ясный текст облегчает слушательское восприятие исполнения хорового произведения

  • Паузы должны быть звучащими, точно выдержанными по длительности

Ансамблевые :

  • Чистое звучание партий, как в общехоровых, так анcамблевых проведениях.

Добиваясь чистого строя, необходимо соблюдать правила интонирования отдельных звуков, обратить внимание хора на устойчивое звучание данных ступеней, используемых или в начале музыкальной фразы, или на крупных длительностях, или на сильных долях. Чистый строй каждой хоровой партии должен обеспечить и чистый вертикальный строй хора в целом.

Вокально – хоровые :

  • Осмысленное пение. Стремиться к логическим ударениям.

  • Точные снятия и вступления

  • Передать характер и содержание произведения


Дирижеру необходимо перед каждым номером задать нужный характер. Так, например, для «Свадебной» - лирический, для «Медзиброда» - танцевальный. А хор, следовательно, должен передать слушателю особенность настроений и чувств каждого номера.

Дирижёру необходимо четко показывать все хоровые вступления и снятия. Динамика в произведении широка, поэтому важно передать оттенки нюансов. В свою очередь певцы должны отвечать дирижёру, понимая при этом, что он хочет сказать, и, что хотел сказать автор. Для передачи наиболее яркого и точного образа должна идти взаимопомощь с обеих сторон, как дирижёра, так и хора, и взаимоотдача, чтобы как можно точнее донести его до слушателя.

IV. Список литературы

1.Сабольчи Б. Жизнь Белы Бартока в иллюстрациях. Будапешт, 1963.

2.Уйфалуши Й. Бела Барток. Жизнь и творчество. Будапешт: Корвина, 1971.

3. Способин И.В.. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1980

4. Романовский Н. В. Хоровой словарь: — М.: Музыка, 2005.

5. Краснощёков, В. И. Вопросы хороведения / В. И. Краснощёков. – М.: Музыка, 1969.

6. Живов, В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения. – М., 1987.

7.Пигров, К. К. Руководство хором / К. К. Пигров. – М.: Музыка, 1964.

8. Казачков, С. А. От урока к концерту / С. А. Казачков. – Казань : Изд–во Казан. ун–та, 1990. – 343 с.

9.Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. — Л.: Музыка, 1980.

10.http://www.belcanto.ru/slovak.html

23