Файл: Annotatsia_Bartok_Slovatskie_pesni.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В эпоху Возрождения и в XVII- XVIII веках в словацкой музыке видное место занимали различные танцевальные жанры, в том числе в стиле барокко, - инструментальные пьесы для лютни, вёрджинела и др. клавишных инструментов. Сохранились "Кодекс Вьеториуса" и "Пёстрый сборник", содержащие обработки духовных песен, бытовых танцев, танцевальные сюиты и другие пьесы для клавишных инструментов; более поздние сборники песенных и танцевальных мелодий для струнных - собрание А. Сирмай-Кечер, 2 "Угровецкие рукописи" и др. В XVIII веке распространяются народные песни куруцев, в XIX веке – нововенгерская песня, в создании которой участвовали также словацкие музыканты.

В XVIII веке получили развитие оригинальный жанр - францисканская пастораль с ярко выраженными внелитургическими и народно-песенными элементами (соч. П. Баяна, Э. Пасхи), а также арии и кантаты (произв. Я. Францисци, А. Шкультетого, Ф. К. Будинского, Г. Деттельбаха, П. Рошковского). Среди словацких композиторов 2-й пол. XVIII века, продолжавших традиции классицизма, - А. Циммерман, Ф. Тост, Ф. П. Риглер, Й. Дружецкий, позднее Г. Клайн и Ф. Зомб.

Развитие национального музыкального искусства тормозилось многовековым двойным гнётом - австрийским и венгерским. Интерес к национальной музыкальной культуре возник лишь в начале XIX века и выражался в обращении к народной песне; поэтическую сторону словацкого фольклора изучали поэты Б. Таблиц и Я. Коллар, историк и филолог П. Й. Шафарик, который совместил с Колларом опубликовал и первые записи словацких народных песен. К 1830-м гг. в словацкой наметились 2 направления, представленные, с одной стороны, композиторами западной ориентации, с другой - музыкантами, опирающимися на национальную традицию. Последние, ставя перед собой просветительские задачи, стремились к пробуждению национального самосознания. К их числу относятся М. Сухань и Л. Фюреди, которым принадлежат первые обработки народных мелодий. С 1860-х гг. усилилось движение за национальное возрождение, появилось первое поколение словацких композиторов, в творчестве которых важное место занимали обработки народных песен и собственные хоровые сочинения (Я. Кадавы, Б. Булла, А. Г. Крчмера, К. Руппельдт, М. Лацьяк). Многие из музыкантов занимались собиранием и изучением народных словацких песен (Л. Ванса, Кадавы и др., а также венгерский композитор Б. Барток). Наиболее значительное собрание - "Словацкие песни" (подготовили Кадавы, К. и М. Руппельдты, Я. Меличко; выходило отдельнымитетрадями в 1880-1906, тт. 1-3; 2-е изд. - 1972-73, тт. 1-2, ред. Л. Галько). Основоположник национальной школы - Я. Л. Белла, автор оперы "Кузнец Виланд", кантаты "Свадьба Яношика", симфонической поэмы "Судьба и идеал" (1874), симфонических, камерно-инструментальных и вокальных сочинений.


Новый этап в развитии национальной школы связан с творчеством М. Мойзеса, В. Фигуша-Бистри М. Шнайдер-Трнавского, Ф. Кафенды. Развитие хоровой музыки во 2-й пол. XIX века связано с деятельностью хоровых обществ; созданы Братиславское певчее общество (1857), Братиславский хоровой кружок (1872); пропаганда национальной музыки велась также через рабочие хоровые кружки ("Типография", 1872; "Свободная песня", 1893, и др.). Значительную роль в музыкальной жизни играли любительские музыкальные коллективы, особенно хоры. Среди композиторов, представлявших национальную школу 2-й пол. 1930-х гг. - А. Мойзес, Э. Сухонь, Л. Голоубек, Я. Циккер, Д. Кардош, А. Оченаш, Ш. Юровский. Для их творчества характерно сочетание народно-национальных истоков с новейшими средствами композиции того времени; воздействия восточно-европеской и французской музыки оттеснили ранее преобладавшее немецкое влияние.

После образования народно-демократической республики в 1945 музыкальную жизнь страны демократизируется. В произведениях словацких композиторов получили отражение перемены в политической и общественной жизни. Творчество современных композиторов отличается стилистическим разнообразием. Активизируется деятельность композиторов старшего поколения (М. Вилец, Й. Грешак, О. Ференци). К среднему поколению относятся М. Коржинек, Я. Циммер, Л. Бурлас, И. Грушовский и др. Продолжая развивать традиции словацкой музыки, они ищут новые пути развития музыкального искусства. Среди современных композиторов - И. Зельенка, Р. Бергер, М. Базлик, И. Парик, Ю. Гатрик, Т. Сальва. Созданы значительные труды в области музыкальной этнографии и музыкальной теории.

Цикл «Четыре словацкие песни» написан для смешанного хора и фортепиано, относится к раннему периоду творчества Бартока, когда композитор стремился популяризировать сокровища народной музыки, обогатить им репертуар любительских хоров.

В подходе к фольклорному материалу здесь ощущается стремление сохранить самобытную красоту мелодий, их первозданную чистоту. Благодаря этой бережности, чуткости и глубокому пониманию истоков народной музыки Бартоку удалось достичь столь огромного синтеза крестьянских мелодий и рожденных его композиторских средств, что они полностью сливаются, производя впечатление неразрывного единства.

Цикл состоит из четырех разнохарактерных песен: «Свадебная», «Песня во время уборки сена», «Мерзиброд», «Плясовая».

Первая песня «Свадебная», в ней автор рисует печальную картину, где изображена история нелегкой женской доли: матушка отдает замуж свою дочь.


/ _ _ / _ / _ _ / _

В край чужедальний мать отдавала

/ _ _ / _ /

Замуж родную дочь

/ _ _ / _ / _ _ / _

И, провожая, дочке сказала:

/ _ _ / _ /

«С глаз убирайся прочь!»

Литературный текст представляет собой несложную структуру. Хор состоит из четырех четверостиший. Форма данного стихотворения представляет собой силлабо-тоническую слоговую форму, стихотворный размер трехстопный с акцентом на первый слог - дактиль.

Второй номер цикла «Песня во время уборки сена». Эта песня шуточного характера, в ней рассказывается, как люди после работы в поле собираются отдыхать: «Отдохнуть нам пора, будем пить до утра».

На горе, / на лугу / 3+3

Долго спать, / я люблю / 3+3

На лугу, / на копне / 3+3

Крепче всех / спится мне. / 3+3

Здесь использована силлабическая система стиха (цезурированная), где основа формулы 3+3.

Третья песня «Мерзиброд». В ней представлена картина пляски. Мерзиброд - народный танец, назван в честь местности в Словакии, где был широко распространен и популярен.

Любишь ты покушать вкусно, / 8

Да плясать / искусно, / 3+3

Танцевать / искусно / 3+3

Силлабическая система стиха, формула 3(8)+3, первая строфа песни расширена, является своеобразным запевом.

Заключительный номер - «Плясовая». Отличается особой живостью и праздничностью исполнения. Является ярким завершением всего цикла.

Эй, играйте с жаром, / 6

Пусть кружатся пары, / 6

Очень весело всем нам, / 7

Мы пропляшем до утра. / 7

Форма стиха силлабо-тоническая, формула стиха 6+7.


II. Музыкально – теоретический анализ

1.«Свадебная» песня написана в строфической форме. Строфическая композиционная единица охватывает несколько ритмических периодов - несколько стихов, количество и качество которых постоянны. «Свадебная» песня состоит из четырех строф.

Песня начинается фортепианным вступлением, в котором использован прием арпеджио. Вступление длиться 8 тактов. Затем следует первая строфа, которую исполняет партия сопрано, она состоит из двух предложений (16 тактов.

Во второй строфе к партии Сопрано подключается пария Альта. Они исполняют каноническое проведение музыкального материала. Вторая строфа состоит из двух предложений (15 тактов).

Первая и вторая строфы написаны в динамике Piano. Композитор передает интимность драмы и проникновенность чувств.

В третьей строфе к женской группе подключается мужской состав голосов. Происходит постепенное уплотнение фактуры и увеличение динамики произведения, благодаря чему происходит постепенный эмоциональный накал. Третья строфа состоит из двух предложений (16 тактов).

Последнюю строфу исполняют парии Сопрано и Альт, здесь происходит возвращение печального и проникновенного характера музыки. Строфа состоит из двух предложений (19 тактов). Второе предложение расширено за счет длинного унисона в конце.

2. «Песня во время уборки сена».

Этот номер состоит из двух строф. Первая строфа состоит из двух предложений (9 тактов).

Вторая строфа состоит из двух предложений (12 тактов).

3. «Медзиброд»

Песня начинается с партии фортепианного вступления (4 такта). Весь номер состоит из четырех строф, каждая из которых содержит в себе по одному предложению.

Первую строфу исполняет партия Тенора (8 тактов). Вторую строфу исполняют партии Сопрано и Альт в каноническом изложении (8 тактов).

Третью и четвертую строфы исполняет весь состав хора, из-за чего происходит усиление динамики. Эти строфы имеют более яркое и объемное фактурное звучание.

4. «Плясовая».

Эта песня состоит из трех строф. Каждая строфа состоит из двух предложений по 4 такта, немного расширено второе предложение третьей строфы (5 тактов).

Эту песню исполняет весь состав хора. Номер приобретает яркое, насыщенное звучание, веселый характер.

Мелодии данного цикла разнообразны, так как каждая из песен написана в своем жанре. «Свадебная» песня лирична и очень мелодична. В ней присутствуют интонации плача, музыка и слова тесно переплетены. В мелодии нет скачков на широкие интервалы, в основном она движется поступенно. Кульминация приходится на третью строфу песни, слова: «Я на чужой земле», она выражена усилением динамики до ремарки Forte и повышение тесситуры звучания хора.


В «Песне после уборки сена» мелодическая линия проста, имеет поступенное движение. По характеру исполнения подчеркнутая, острая, что придает ей легкость. Кульминация приходится на вторую строфу, слова: «Отдохнуть всем пора», выражена динамической ремаркой Mezzo forte.

Песня «Мерзиброд» написана в танцевальном духе, это подчеркнуто мелодикой и ритмом. Основной интервал движения мелодии - терция. По характеру исполнения песня легкая, жизнерадостная, кокетливая. Кульминация приходится на третью строфу произведения, слова: «Но с другим ты пляшешь в круге...», выражена динамическим нюансом Forte, уплотнением фактуры.

Мелодия «Плясовой» песни звучит в пределах кварты и сексты, в ней композитор не использует ходов на широкие интервалы. Мотивы легко запоминающиеся. Кульминация песни приходится на последнюю строфу, выражена усилением динамики (piu forte) и расширением фактуры изложения.

Все песни этого цикла написаны в разных музыкальных размерах. «Свадебная» написана в простом трехдольно размере 3/4, дирижируется по трехдольной схеме, где метрика организуется нотами. Во время исполнения выдержанных звуков исполнитель должен ощущать более мелкую пульсацию восьмыми, чтобы предать музыке внутреннее развитие и избежать послогового исполнения песни.

Песня после уборки сена написана в размере 5/8. Этот размер сложный и несимметричный, состоит из двух простых 2/8 + 3/8. Дирижируется по двухдольной схеме с удлинением последней доли и ощущением триольности в ней.

Также здесь встречается переменный размер 3/8 и 3/4. Размер 3/8 дирижируется на «раз». В этом случае все доли объединяются в одну счетную единицу и основным показателем скорости метрического движения становится целый такт. Метрика организуется , также необходима пульсация восьмыми, встречаются длительности .