Файл: практика 2 там. рег. бакалавры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Таможенное регулирование торговых операций

Общеправовые принципы Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики

Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением

Единство таможенной территории Таможенного союза

Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация

Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности

Специальные принципы Таможенный протекционизм

Фискальный принцип.

Гласность и публичность правового регулирования таможенных платежей

Принцип межгосударственного сотрудничества в сфере регулирования таможенных платежей

Занятие №2

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в системе Российского права

Общая характеристика основных источников правового регулирования внешнеторговой деятельности

Нормативно-правовая база таможенного тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе

Специальные принципы Таможенный протекционизм

Протекционизм — одно из направлений экономической политики, обеспечивающее защиту экономической безопасности страны. С одной стороны, таможенный протекционизм защищает национальную экономику от умышленных (экономические диверсии) и неумышленных (циклические экономические кризисы и др.) негативных воздействий на нее. Защитная функция таможенного протекционизма существует независимо от того, как конкретно развиваются торгово-экономические отношения с отдельными странами. При благоприятных условиях развития мировой экономики внешнеэкономического сотрудничества эта функция продолжает сохраняться. Она становится своего рода «спящей» функцией, готовой в любой момент «проснуться» и обеспечить незыблемость экономического суверенитета государства и гарантировать его экономическую неуязвимость.

Протекционизм предполагает защиту национальной экономики от воздействия как экзогенных (внешнего происхождения), так и эндогенных (внутренних) факторов.

К экзогенным факторам относится негативное экономическое воздействие внешней среды. Это воздействие может явиться следствием кризисного состояния мировых товарных рынков, международной валютно-финансовой системы и международных экономических отношений в целом, а также может представлять собой результат целенаправленной акции, направленной на дестабилизацию внутреннего рынка и подрыв национальной экономики из вне и используемой для достижения конкретных внешнеполитических целей. В перечисленных случаях принцип протекционизма обычно реализуется через использование таких инструментов, как импортная (ввозная) таможенная пошлина, генеральные (максимальные) ставки таможенного тарифа, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Принцип протекционизма может проявляться и в защите национального рынка от эндогенных факторов, имеющих внутреннюю природу. Инструментом государственного регулирования, используемым в этих целях, являются экспортные (вывозные) таможенные пошлины. Нередко экспортные пошлины именуются социальными пошлинами, поскольку в некоторых развивающихся странах они вводятся для того, чтобы предот­вратить вывоз продовольственных товаров, способный образовать существенный дефицит этой продукции на внутреннем рынке. Протекционистский эффект экспортных пошлин проступает также на фоне внешнеторговых связей в рамках программ по специализации и кооперированию производства. Устанавливая вывозные пошлины на сырье, правительство защищает от «вымывания» дешевую сырьевую базу и содействует увеличению цены на отечественное сырье, закупаемое иностранными производителями. Это должно содействовать росту конкурентоспособности продукции отечественного производства и стимулировать закупку иностранными контрагентами не сырья, а полуфабрикатов и готовой продукции.


Новый облик протекционизма — неопротекционизм — нередко направлен на ограничение не самого импорта, а лишь темпов его прироста.

Арсенал протекционистских средств содержит такой прием, как «добровольное ограничение экспорта». Практика «добровольного ограничения экспорта» лимитирует поставки отдельных товаров. В некоторых случаях она оформляется соответствующими межправительственными соглашениями об упорядочении сбыта (о регулировании взаимной торговли и т.п.), подписываемыми на двух- и многосторонней основе.

Иногда регулирование «добровольных квот» ввоза осуществляется с помощью так называемых джентльменских соглашений, опирающихся на взаимное доверие государств-торговых партнеров.

Политика неопротекционизма не означает полного отказа от тарифных инструментов. Поясним этот тезис на следующих примерах.

  1. При установлении преференциального режима и режима наибольшего благоприятствования могут активно использоваться разнообразные оговорки. Результаты достигаемых таким образом отклонений от конвенциональных и преференциальных ставок тарифа могут использоваться как во внешнеполитических, так и в протекционистских целях.

  2. Правительство, ссылаясь на создавшуюся угрозу развитию национальной экономики на том или ином товарном направлении, может ввести временные таможенные ставки (или надбавки к действующему таможенному тарифу) по конкретным позициям товарной номенклатуры.

Можно выделить несколько основных форм протекционизма:

- селективный протекционизм, направленный против отдельных стран или отдельных товаров;

- отраслевой протекционизм, защищающий определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство в рамках так называемого аграрного протекционизма);

- коллективный протекционизм, проводимый группами государств в отношении стран, в них не входящих;

- скрытый протекционизм, осуществляемый методами внутренней экономической политики (внутреннее налогообло­жение, субсидирование и т.д.).


Фискальный принцип.

Данный принцип правового регулирования таможенных платежей предполагает, что принимаемые в этой области нормативные акты должны отстаивать интересы государственной казны. Фискальный принцип ранее занимал основное место в таможенном регулировании, и первоначально ввозные пошлины так и назывались «фискальные», поскольку за их счет государство, прежде всего, пополняло свой бюджет доходами, получаемыми от взимания пошлин на импортные товары. Впоследствии на первый план вышла протекционистская функция, нацеленная на защиту интересов национального рынка.

В настоящее время фискальная функция в экономически развитых странах в значительной степени утратила свое значение.

С фискальным принципом непосредственно связано решение проблем инфляционных процессов. Например, устанавливаются твердые фиксированные ставки, выраженные в единой европейской валюте — евро.

Фискальный принцип в таможенном праве означает, что всякая возможность выбора того или иного варианта уплаты таможенных платежей должна быть поставлена в зависимость от интересов казны (фиска).

Фискальный принцип в механизме регулирования таможенных платежей реализуется также посредством:

- установления приоритетности требований таможенных органов по уплате таможенных налогов с имущества, продаваемого в погашение задолженности кредиторам. Речь идет о возможности принудительной продажи товара, находящегося под определенной таможенной процедурой, предоставляющей ту или иную тарифную льготу (например, временный ввоз (вывоз), использование таможенного склада и т.д.). Так, в случае продажи образцов, демонстрировавшихся на торговой ярмарке и заявленных под таможенную процедуру временного ввоза, в погашение задолженности перед транспортно-экспедиторской организацией задолженность кредитору будет погашаться из суммы, оставшейся после расчета с таможенным органом вследствие изменения таможенной процедуры (торговые образцы, заявленные первоначально к процедуре временного ввоза, для того, чтобы их продать, необходимо поместить под таможенную процедуру выпуска для свободного обращения и, следовательно, уплатить причитающиеся таможенные платежи);

- требования предоставления гарантий уплаты таможенных платежей. С целью исключить все возможные случаи недополучения казной таможенных доходов по причине наступления неплатежеспособности налогоплательщика (декларанта), пропажи товаров, находящихся под таможенным декларированием (кроме ситуаций, связанных с возникновением чрезвычайных, форс-мажорных обстоятельств), а также по причине несвоевременной уплаты таможенных платежей в таможенном законодательстве предусматривается необходимость предоставления гарантий уплаты таможенных платежей (обеспечение уплаты таможенных платежей). В отношении подакцизных товаров требования предоставления гарантий уплаты таможенных налогов, как правило, ужесточаются;


- предоставления отсрочки и рассрочки уплаты таможенных налогов в порядке кредитования налогоплательщика.

Большое значение для обеспечения фискальных интересов государства при осуществлении правового регулирования таможенных платежей имеет язык нормативных правовых актов. Формулировки норм, регулирующих данные вопросы, должны отличаться предельной четкостью и определенностью. В противном случае законодатель может создать легальные возможности для таможенного декларанта избежать уплаты таможенных платежей в установленном объеме.

Правовую основу таможенно-тарифного регулирования таможенного союза составляют:

1) Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;

2) Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;

3) Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;

4) Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;

5) Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года.


Гласность и публичность правового регулирования таможенных платежей

Данный принцип, именуемый иногда в научной литературе принципом транспарентности внешнеторгового регулирования, означает открытость процесса государственного регулирования внешнеторговой деятельности, формирования и реализации внешнеторговой политики на всех ее этапах.

Гласность выступает гарантией защиты участников внешнеторговой деятельности от произвола государственных органов и их должностных лиц. Реализация этого принципа на практике позволяет говорить о равно партнерских отношениях между органами, осуществляющими государственное регулирование, и участниками внешнеторговой деятельности.

Принцип гласности предполагает соблюдение ряда формальных требований, важнейшим из которых является обязательное обнародование в средствах массовой информации актов внешнеторгового законодательства, а также всех решений и предписаний государственных органов, принимаемых в связи с осуществлением государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Реализация принципа гласности и публичности государственного регулирования внешнеторговой деятельности на практике означает:

- информирование о причинах принятого решения, действия или бездействия государственного органа и его должностных лиц;

- информирование о действующих правовых актах в данной сфере;

- консультирование уполномоченными органами и их должностными лицами по вопросам внешнеторгового регулирования;

- ответственность за предоставление недостоверной информации.

Информирование о причинах принятого решения или действия государственных органов является важной гарантией от административного произвола властей и осуществляется на основе запроса, подаваемого в установленном порядке.

Частое обновление и «специфичность» внешнеторгового законодательства заставляют участников внешнеторговой деятельности обращаться к должностным лицам соответствующих государственных органов, сотрудникам научно-исследовательских учреждений и учебных заведений за консультациями, связанным с практикой внешнеторгового регулирования.

Требование обеспечения гласности и публичности в сфере государственного регулирования внешней торговли не исключает принятия актов с грифами «секретно» и «для служебного пользования». Чаще всего актами с такими грифами регулируются отдельные аспекты внешнеторгового регулирования, связанные с соблюдением государственной тайны и иных охраняемых законом тайн (банковская, налоговая тайны, конфиденциальная информация и др.).