ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Таможенное регулирование торговых операций
Общеправовые принципы Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики
Единство таможенной территории Таможенного союза
Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация
Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности
Специальные принципы Таможенный протекционизм
Гласность и публичность правового регулирования таможенных платежей
Принцип межгосударственного сотрудничества в сфере регулирования таможенных платежей
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в системе Российского права
Общая характеристика основных источников правового регулирования внешнеторговой деятельности
• наличие и материальную действительность соглашения сторон о выборе применимого права;
• наличие и материальную действительность международного коммерческого контракта или его условий;
• формальную действительность международного коммерческого контракта.
Одним из основных международно-правовых нормативных актов, регламентирующих особенности осуществления внешнеэкономической деятельности субъектами предпринимательства, являются Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА и Принципы европейского договорного права.
УНИДРУА — Международный институт по унификации частного права в Риме; Межправительственная организация, созданная в 1926 г. В число членов входит и Российская Федерация. УНИДРУА были подготовлены проекты конвенций по целому ряду вопросов (международной купле-продаже товаров, представительству, перевозкам грузов и пассажиров).
Цель Принципов УНИДРУА — установление сбалансированного свода норм, предназначенных для использования во всем мире независимо от правовых традиций, а также экономических и политических условий государств, где они будут применяться.
Принципы европейского договорного права (ПЕДП) разработаны Комиссией по европейскому договорному праву, возглавляемой профессором Оле Ландо, и состоят из 3 частей, 17 глав, 201 статьи.
Первоначально ПЕДП готовились как Европейский торговый кодекс, но в окончательной редакции они были сформированы как принципы договорного права Европейского союза и получили одобрение со стороны руководящих органов Европейского союза.
С момента создания (части I и II подготовлены в 1999 г., а часть III — в 2002 г.) ПЕДП имеют большое теоретическое и практическое значение. В настоящее время ПЕДП также применяются в качестве самостоятельного источника правового регулирования в странах Европейского союза и далеко за его пределами. В тексте ПЕДП содержатся наиболее важные принципы и элементы как европейских, так и развитых правовых систем других стран. Наиболее важное значение ПЕДП состоит в том, что они являются сводом общих правил договорного права. Принципы европейского договорного права являются ненормативной унификацией положений договорного права.
Одним из источников гражданского и торгового права во всех странах является обычай. В качестве основных признаков, которыми, как правило, характеризуются обычаи, указываются следующие: продолжительность существования, постоянность соблюдения, определенность, непротиворечие публичному порядку.
Помимо обычаев, имеющих нормативный характер и применяющихся так же, как и любая другая норма права, в доктрине и практике выделяются еще так называемые обыкновения, играющие особенно большую роль при регулировании отношений сторон по торговой сделке. Подобно обычаям, обыкновения — это правила поведения, сложившиеся в определенной отрасли торговли на основе постоянного и единообразного их применения. Однако в отличие от обычаев они не являются источником права и применяются только при условии, что эти правила известны сторонам и нашли отражение в сделке в виде прямой отсылки или подразумеваемого условия.
Такого рода обыкновения нашли отражение в ряде документов различных международных организаций, например в сборнике международных торговых терминов «Инкотермс» - международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договора международной купли-продажи, которые определены заранее в международном документе, вступившие в силу с 1 января 2011 г.
Основной причиной разработки «Инкотермс» явились значительные различия торговых терминов, принятых в различных странах, а также различия по этому вопросу в законодательстве разных стран. Основную цель стандартизации в «Инкотермс» базисных условий поставки товара и изложения обязанностей продавца и покупателя является обеспечение понимания и единообразного применения общепризнанных и понятных всем коммерсантам правил договора купли-продажи.
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в системе Российского права
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) осуществляется средствами разных отраслей права, оно не является самостоятельной отраслью, а является комплексным образованием, которое включает в себя всю совокупность норм различных отраслей российского права, а объединяющим признаком здесь служит предмет правового регулирования - регулируемые экономические и связанные с ними организационные и управленческие отношения.
Базовые отрасли российского права.
Конституционное право. Конституционно-правовые нормы - это нормы права регулирующие общественные отношения в области государственного устройства, а также установления и защиты основных прав и свобод личности. Их специфика заключается в источниках их выражения (в основном - Конституция), их учредительном характере, особом механизме их реализации, особенностях структуры. Это в основном нормы, определяющие правотворческую компетенцию различных органов, их систему, основные начала государственного управления.
Другие отрасли.
ВЭД осуществляется частными субъектами путем заключения различных договоров, сделок, иных юридически-значимых действий, которые по природе своей являются гражданско-правовыми. Соответственно ВЭД регулируется нормами гражданского права, которые составляют основу правового регулирования ВЭД. Кроме того, между участниками ВЭД могут возникать споры, поэтому ВЭД регулируется нормами процессуального права. Внешнеэкономическая деятельность подвергается публично-правовому регулированию, которое осуществляется в основном мерами административного права. Помимо этого в систему правового регулирования ВЭД включаются также нормы о публично-правовой ответственности за нарушение правил ведения ВЭД. В РФ признаются две основные разновидности публично-правовой ответственности - административная и уголовная.
Общая характеристика основных источников правового регулирования внешнеторговой деятельности
Основными нормативными актами, регулирующими отношения участников ВЭД с органами государства: таможней, банками и налоговыми органами, являются:
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТК ТС) является кодифицированным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения по перемещению товаров в Таможенном союзе и через его границы. В ТК ТС прописаны положения, касающиеся основных принципов перемещения товаров, транспортных средств через таможенную территорию ТС, в том числе таможенные операции и таможенный контроль. Отдельная глава посвящена определению страны происхождения товара и единой товарной номенклатуре ВЭД. ТК ТС содержит описание действующих на территории ТС таможенных процедур, рассматривает особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.
2. Федеральный закон от 08.12.2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, закрепляет полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности.
В нем устанавливаются методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование, запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, меры экономического и административного характера), оговариваются особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности и приводится перечень мероприятий, содействующих развитию внешнеторговой деятельности.
3. Федеральный закон от 10.12.2003 г. №173-ФЗ (ред. от 11.07.2011 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет принципы валютного регулирования и валютного контроля, устанавливает основные понятия: «иностранная валюта» и «валюта Российской Федерации», «резиденты» и «нерезиденты», определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агeнтов валютного контроля и их должностных лиц.
4. Федеральный закон от 18.07.1999 г №183-ФЗ (ред. от 18.07.2005 г.) «Об экспортном контроле» устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.
5. Закон РФ от 21.05.1993 г. №5003-1 (ред. от 08.12.2010 г.) «О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации - инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу.
6. Федеральный закон от 27.11.2010 г. №311-ФЗ (ред. от 11.07.2011 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определяет особенности таможенного регулирования в России, закрепляет основные принципы перемещения товаров при их ввозе в Россию, вывозе из нее и транспортировке по ее территории, устанавливает правила, по которым определяется страна происхождения товара, применяются таможенные процедуры в условиях функционирования Таможенного союза (ТС).
7. Федеральный закон от 08.12.2003 г. №165-ФЗ (ред. от 11.07.2011 г.) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», целью которого является защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию.Закон устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров.
8. Федеральный закон от 19.07.1998 г. №114-ФЗ (ред. 05.04.2011 г.) «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» устанавливает принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Феде- рации с иностранными государствами, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, государственное регулирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества, устанавливает порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определяет их права в этой области.
9. Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) (ред. от 16.08.2011 г.) (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. №130) - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
Источники материального права Российской Федерации состоят из двух частей: национального права РФ и международных договоров РФ как части национального права.
Главным источником национального материального права в области регулирования ВЭД является Конституция РФ. Согласно Конституции (ст. 71), к ведению РФ, в частности, отнесены:
• внешнеэкономические отношения РФ;
• международные договоры РФ;
• судоустройство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательства, правовое регулирование интеллектуальной собственности;
• федеральное коллизионное право,
Основными источниками гражданского права РФ являются кодексы, уставы и законы: