Файл: Социология семьи М, 1996.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 912

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А.И. Антонов, В.М. Медков

социология

СЕМЬИ

Рекомендовано Государственным комитетом

Российской Федерации по высшему образованию

в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся

по направлению и специальности "Социология"

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ИЗДАТЕЛЬСТВО МЕЖДУНАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА

БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЯ

("БРАТЬЯ КАРИЧ")

1996

Рецензенты:

академик РАО И.В. Бестужев-Лада,

социологический Факультет Московского

государственного социального университета

Печатается по постановлению

Редакционно-издательского совета

Московского университета

Антонов А.И., Медков В.М.

А72 Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международ­ного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 19%. —304с.

ISBN 5-211-03485-6

В учебном пособии обобщен опыт преподавания социологии семьи студентам-соцнологам. В нем отражены основные разделы социологии семьи: предмет

этой науки и ее место среди других гуманитарных дисциплин, история станов­ления, структуры и функции семьи, семья как малая группа и как социальный институт, основные тенденции семейных изменений и их социально-экономи­ческая детерминация, семейное поведение, проблемы семейной политики.

Издание рассчитано на студентов и преподавателей социологических фа­культетов, факультетов и вузов социальной работы, на психологов, демогра­фов, социальных работников, специалистов других общественных наук, а так­же на всех, интересующихся проблемами семьи и брака.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр. ПРЕДИСЛОВИЕ.................... 5

ПРИГЛАШЕНИЕ К ЗАНЯТИЯМ: тест на информирован­ность.......................... 12

Раздел I

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИИ

Глава 1. Предмет социологии семьи........... 21

Глава 2. Становление социологии семьи как самостоятель­ной дисциплины................ 36

Глава 3. Понятие семьи. Функции и структуры...... 64

Раздел II СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СЕМЬИ

Глава 4. Исторические изменения семьи как социального


института................... 93

Глава 5. Семейное единство и жизненный цикл семьи ... 114

Глава 6. Семейная социализация............. 124

• •

Раздел III

СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ЛИЧНОСТИ И ТИПЫ

СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ


Глава 7. Брачное поведение............... 150

Глава 8. Сексуальное поведение............. 171

Глава 9. Репродуктивное поведение........... 201

3

Раздел IV

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Глава 10. Семейная политика.............. 242

Глава 11. Социальная поддержка семей.......... 263

ТЕСТ НА ИНФОРМИРОВАННОСТЬ: интерпретации от­ветов на вопросы.................... 284

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................ 298

ПРЕДИСЛОВИЕ

Во всех зарубежных и в большинстве отечественных учебниках по социологии непременно имеются разделы по семье и по социали­зации детей. И это неудивительно: семья является важнейшим со­циальным институтом воспроизводства и социализации новых поко­лений.

Именно социокультурное происхождение семьи всегда привле­кало к ней внимание всех крупнейших социологов, начиная от классиков и кончая нашими современниками. Из всех социаль­ных институтов именно семья, по удачному выражению круп­нейшего польского социолога Я. Щепаньского, является единствен­ным "разрастающимся изнутри". Но это "саморазрастание" надо понимать двояко и не сводить лишь к демографическому воспро­изводству, которое как таковое, согласно Т. Парсонсу, не требует для себя специфической организации в форме семьи. Поскольку же "человеческая личность не 'рождается', а 'делается' через про­цесс социализации, постольку именно семья становится необходи­мостью..."1.

При обилии учебников и учебных пособий по семье и браку на Западе бросается в глаза их отсутствие у нас. И это вполне понятно, так как до самого недавнего времени в стране не было социологиче­ских факультетов и о специализации в области социологии семьи не могло быть и речи. Хотя выборочные исследования брачно-семейных отношений и репродуктивного поведения получили достаточно ши­рокое распространение.

Возможно, функцию учебников до некоторой степени выполняли монографии, которых, однако, также было не ахти как много — десятка два-два с половиной, что несопоставимо, разумеется, с пото­ком аналогичной литературы за рубежом.


Поэтому предлагаемая читателям книга по основам социологи­ческого изучения семьи восполняет этот пробел, но лишь частично.

5

По своему содержанию она является введением в социологию семьи, из всего многообразия социологической проблематики семьи в нее включено лишь то, без чего невозможно понимание сущности семьи. Книга знакомит с понятиями и концепциями, методологией и методами, а также с содержательными результатами исследований социокультурной сущности семьи. В основу учебного пособия поло­жен курс лекций, читавшийся в 1992-1994 гг. на социологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Это определило направ­ленность на выяснение социологического значения семьи как по­средника между несовпадающими устремлениями личности и об­щества.

Семья — объект исследования многих наук и может быть когда-нибудь возникнет фамилистика как воплощение междисциплинар­ного, системного подхода к семье. В социологии семьи эта тенденция реализуется в требовании целостного исследования семьи как со­циального института и социально-психологической группы. Данное учебное пособие и посвящается именно такому фундаментальному изучению социальной сущности семьи.

Какова бы ни была специализация социологов и к какой бы сфере социальной деятельности ни тяготели их интересы, знания о положении семьи в обществе, о соотношении семьи с другими социальными институтами и о роли семьи в стабилизации соци­альной структуры, безусловно, окажутся полезными для понима­ния социальных изменений и решения множества социальных про­блем.

ПОЧЕМУ УСИЛИЛСЯ ИНТЕРЕС К СЕМЬЕ?

В числе тех явлений общественной жизни, интерес к которым среди этнографов и социологов за последние десятилетия особенно оживился, одно из первых мест занимает семья. Правда, эта тема для этнографов не нова: историко-этнографическое изучение семьи и се­мейных обычаев зародилось более ста лет тому назад. Но, во-первых, никогда прежде не появлялось за корот­кое время так много научных трудов, посвященных семье и браку, как теперь. Во-вторых, сбор и обработка мас­сового (статистического) материала, особенно по отдель­ным странам (США и др.), позволили поставить изуче­ние семейной жизни народов на почву конкретных фак­тов. В-третьих, замечается тенденция связать воедино данные сравнительно-этнографических, исторических и

6

социологических исследований и наметить, хотя бы пред­положительно, общее направление развития семьи и бра­ка и их ближайшее и дальнейшее будущее. Так или ина­че, но, по некоторым подсчетам, за первую половину на­шего века (точнее, за 1900-1960 гг.) только в странах Запада было опубликовано около 12 тыс. книг и статей, посвященных семье . В чем причина такого необычайно­го "бума" в области изучения брака и семьи? Конечно, на­ука имеет свою имманентную логику развития. Но здесь нельзя отрицать и прямое воздействие общественных настроений, вызвавших повышенный интерес к семейной теме.


Токарев С.А. Исследование семьи в зарубежной социологичес­кой и этнографической литературе (краткий историографический обзор) // Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы. М., 1987. С. 15.

В XIII томе библиографического перечня литературы по браку и семье, изданному в США Национальным Советом по Семейным Отно­шениям в 1988 г., приводятся следующие данные по числу статей, публи­куемых в научных журналах мира по проблемам семьи: в 1900-1964 гг. — 12610 статей, в 1965-1972 гг. — 6436, в 1973-1974 гг. — 3502, в 1975-1978 гг. — 6315, в 1979 г. — 3963, в 1980-1985 гг. — 18308, в 1986 г. — 8688! В бывшем СССР в 1968-1983 гг. было опубликовано примерно 300 статей, сборников статей и монографий по проблемам брака и семьи.

Социологический подход к изучению семьи не сводится к понима­нию семьи как подсистемы общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколе­ний. Семья как социальный институт не есть простой исполнитель заданных свыше функций. Она активный элемент и агент социаль­ных изменений. Семейная жизнедеятельность вплетена в социаль­ную реальность — арену столкновения многообразных социальных сил, участвующих в процессах социальной дифференциации и спе­циализации.

С этой точки зрения социология семьи — это фокусировка вни­мания на организации деятельности социальной системы по смене поколений в постоянном круговороте "экзистенциального" цикла бытия. Как обеспечивается преемственность поколений, что теряется и что приобретается при передаче опыта от уходящих к приходя­щим вновь продолжателям социальной жизни, за счет чего дости­гается устойчивость социальных структур и механизмов, каким об-

7

разом происходят радикальные преобразования основ общественного порядка в ходе истории — вот стратегические цели институцио­нального исследования семьи как особого социокультурного фено­мена.

Активная роль семьи в изменении социальных отношений и всего строя жизни отображается и в анализе семьи как малой социальной группы. Функционирование социальной системы лучше осуществля­ется при локализации связок социальных действий, при структури­ровании отношений, а не тогда, когда элементы социальной системы остаются относительно разрозненными. Семья как первичная группа обладает такими качествами семейной жизнедеятельности, которые не позволяют сводить ее к простой сумме входящих в ее состав индивидов.

В социологии групповой подход к изучению семьи концентри­руется не просто на выяснении особых качеств семьи как соци­ально-психологической целостности, но на тех ее свойствах, которые оказываются притягательными для эгоцентрических индивидов и благодаря которым становится возможным устойчивое функцио­нирование семьи как подсистемы, выполняющей важные социальные функции. Именно эта посредническая роль семьи в согласовании интересов личности и общества (государства) является предметом собственно социологического исследования семьи. Степень согласо­ванности—рассогласованности этих интересов определяет многооб­разные последствия для личности, семьи и общества, что и фик­сируется в социологии семьи.