ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 923
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 7. Брачное поведение............... 150
Глава 8. Сексуальное поведение............. 171
Глава 9. Репродуктивное поведение........... 201
Глава 10. Семейная политика.............. 242
Глава 11. Социальная поддержка семей.......... 263
34. По последним данным, в России зафиксировано легальных ежегодных искусственных абортов около.
35. Какой из противозачаточных методов снижает практически до нуля вероятность зачатия?
37. Гомоксексуальные и длительное время бездетные пары не могут быть семьями.
Образовательные программы в области семейных отношений для слушателей социологических и социальных факультетов отличаются академической направленностью на освоение теорий семьи и семейной политики, опыта выборочных исследований семьи и практики семейной терапии и семейного консультирования.
Практическая ориентированность в большей мере присуща повышению уровня "семейного образования" в рамках недостаточно развитой сегодня у нас подготовки администраторов, политиков, консультантов, а также в пределах пока отсутствующей системы семейного образования для населения — учебные материалы в этих целях еще только предстоит готовить на основе информации о семейной жизнедеятельности.
Данный курс построен таким образом, чтобы показать происходящие в обществе изменения с учетом их преломления сквозь призму семейных изменений. Социальные изменения уходят своими корня-
8
ми в глубину взаимосвязи между социальными институтами, в изменение положения семьи среди них. Важно при этом рассмотреть, как активные формы семейного бытия и семейного поведения личности участвуют своими результатами в итоговых тенденциях не только трансформации семьи как социального института, но и в процессах социальной динамики.
Учебные пособия по социологии семьи могут строиться в зависимости от специфики авторских предпочтений весьма своеобразно. Многие учебники ориентированы на использование естественного интереса студентов к проблеме пола, брака и родительства и идут обычно от частного к общему в расположении материала. Иногда содержание привязывается к последовательным стадиям жизненного цикла личности и семьи, реже в основу кладется подход, при котором постепенно анализируются все принимаемые личностью семейные решения.
В данной книге, ориентированной прежде всего на слушателей факультетов социальных наук, анализ семейных отношений начинается с рассмотрения их на макроуровне, в контексте социальных институтов и институциональных взаимосвязей. Затем он опускается ниже, на уровень социальнозначимых проявлений жизненного цикла семьи, на микроуровень межличностных взаимодействий внутри самой семьи. Завершается он изучением различных типов семейного поведения личности, индивидуального восприятия семейного образа жизни всеми членами семьи.
Такой подход к изложению позволяет понять судьбы семьи в ходе истории, положение семьи среди социальных институтов в системе государственного управления, определить, как становится возможным осуществление макросоциетальных функций семьи через анализ специфики потребности в самой семье для личности. При этом оказывается возможным объяснить степень устойчивости семьи как автономного феномена посредством выявления степени согласованности интересов личности и общества (государства), связанных с существованием семьи.
Заключительный раздел посвящен обсуждению проблем, возникающих при несовпадении заинтересованности в семье со стороны общества (государства) и личности, т.е. рассмотрению последствий изменения семьи, их оценки и всего комплекса проблем социальной технологии, относящихся к социальной политике в области семейных отношений, как к реальной политике вмешательства государства в ход семейных процессов, так и к той семейной политике, в которой, с нашей точки зрения, нуждается наша страна.
9
ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ СЕМЬИ В БЫВШЕМ СССР в 1968—1983 гг.
1. Современные брачно-семейные отношения 137 работ
2. Социальные микропроцессы и семья — 50 -"-
3. Правовые аспекты брака — 94 -"-
4. Мораль и семья — 73
5. Семья и религия — 22
6. Семья и охрана здоровья — 103 -"-
7. Семья и общественные отношения — 49
8. Помощь семье со стороны общества — 167 -"-
9. Взаимодействие семьи с отдельными социальными институтами — 63 -"-
10. Численность, состав и структура семьи— 111
11. Основные функции семьи —1052
12. Образ жизни семьи — 115 -"
13. Семья, родство, микросреда семьи — 46
14. Семья и личность — 420
15. Межличностные отношения в семье — .206
16. Жизненный цикл семьи — 397 -"-
17. Социальная, региональная и этническая дифференциация семейных отношений — 537 -"-
18. Проблемные семьи — 121
19. Историко-этнографические исследования - 157 -"-
20. Методология и методика исследований семьи — 335 -"-
21. Информационные материалы, библиографии — 29 -"-
Мацковский М.С. Социология семьи. М., 1989. С. 113.
На этих страницах сделана попытка создания учебного пособия, совмещающего традиционное изложение курса с элементами социологического практикума и с широким использованием фрагментов из разного рода социологических текстов. Учитывая, что семейная проблематика тесно связана с интимными сторонами жизни и тем самым с множеством предрассудков на уровне обыденного сознания, авторы предпочли направить внимание на развитие навыков самостоятельной интерпретации социологических и статистических данных о семье. Студент должен уметь разбираться в противоположных
10
научных концепциях объяснения современных тенденций семьи, различать это противостояние в общественном мнении, в общежитейских трактовках и точках зрения. Социологическое размышление о проблемах семьи способствует, в соответствии с критериями этнометодологии, преодолению стереотипов личного опыта семейной жизни и конструированию адекватных картин социального мира.
ЧАСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ СБОРА
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЬЕ
Опрос — 13,7%. Интервьюирование — 16,4%. Анкетирование — 33,6%. Тестирование — 3,1%. Экспертный опрос — 0,8%. Анализ документов — 13,3%. Наблюдение — 8,6%. Эксперимент — 1,2%. Не указано 9,3% от общего числа рассмотренных 256 исследований.
Мацковский М.С. Социология семьи. М., 1989. С. 16.
Авторы учебного пособия благодарят рецензентов за ценные замечания, высказанные при работе над рукописью.
Авторы также признательны всем, кто помогал нам при подготовке рукописи учебного пособия к печати — преподавателям кафедры социологии семьи, деканату социологического факультета Московского университета, сотрудникам Бизнес-университета, нашим аспирантам и студентам.
Главы 1-6 написаны А.И. Антоновым, гл. 2 — при участии Г.В. Соколовой, гл. 7-11 — В.М. Медковым при совместном редактировании.
Примечания
1 Parsons T. The American family: its relations to personality and the social structure // Parsons T., Bales R. Family, Socialization and Interaction Process. Free Press. 1955. P. 16.
Приглашение к занятиям:
ТЕСТ НА ИНФОРМИРОВАННОСТЬ
Социология семьи располагает таким объектом исследования, который известен всем с малолетства. Личный опыт зачастую противоречит социологическим данным — можно выйти на улицу, встретить подряд несколько мамаш с детскими колясками и обрадоваться "взрыву рождаемости", или можно верить, что "в наше время" люди были нравственнее или, что, если постоянно обращать внимание на недостатки спутника жизни, то можно скорее изменить их. Социология тревожит наше самоуважение и задевает многих, объясняя давно известное, открывая глаза на привычное.
В естествознании другое дело — там открывается доселе неведомое, прямо не связанное с опытом повседневности, там новые истины не задевают каждого. Социологические истины, напротив, постоянно пересекаются с очевидностями здравого смысла, когда одинаково очевидно, что "разлука — любовь бережет" и "с глаз долой — из сердца вон". Опираясь на эти премудрости, социологию семьи обвиняют то в банальности, то в абсурдности, тогда как разумнее было бы познакомиться с ней поближе.
Чем чаще социология возмущает спокойствие, будоражит мнения, тем лучше она реализует свои познавательные функции. Каждое новое достижение социологии делает предрассудком очередную правду здравомыслия. Социология семьи противостоит предубеждениям, стереотипам и иллюзиям — в сфере мнений о семейных взаимоотношениях сильны пристрастия, здесь свои партии и партийная ожесточенность. Но не может быть столько социологии, сколько партий — социология одна. Поэтому проблема интерпретации данных, фактов, причин и следствий — одна из самых сложных в социологии. Недостаточно сказать, что что-то верно, надо уметь различать ложь с помощью процедур социологического объяснения.