Файл: Тезисы лекций БЖ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

2. Взаимодействие человека со средой обитания.

3. Классификация опасностей.

4. Способы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

1.Законодательство по охране труда.

1. Государственная суот.

1.Производственная среда, ее факторы.

1. Микроклимат производственных помещений.

2.Гигиеническое нормирование микроклимата.

3. Тнс- индекс.

4. Способы защиты и нормализации микроклимата.

1.Вредные вещества и их действие на организм человека.

2.Гигиеническое нормирование вредных веществ.

3.Методы и средства защиты от вредных веществ.

1. Опасные зоны машин и механизмов.

1.Действие на организм человека.

1. Организация работы службы охраны труда на предприятиях

1.Процесс горения, причины пожаров.

1.Производственные шумы. Действие на организм, гигиеническое нормирование, средства и методы защиты.

2.Ультразвук, воздействие, нормирование, защита.

3.Инфразвук, воздействие, нормирование, защита.

4.Вибрации, воздействие, нормирование, защита.

1.Виды освещения, основные понятия и характеристики освещения.

2.Естественное освещение и его нормирование.

3.Искусственное освещение и его нормирование.

4. Источники света и светильники. Расчет освещенности рабочих мест.

1.Требования к планировке территорий и размещению с/х предприятий.

2.Общие санитарные требования к производственным зданиям и помещениям.

1.Электромагнитные излучения (действие на организм, принципы нормирования и защита от них).

2. Лазерное излучение (действие на организм, принципы нормирования и защита от них).

3. Ультрафиолетовое излучение (действие на организм, принципы нормирования и защита от них).

4. Инфракрасное излучение (действие на организм, принципы нормирования и защита от них).

Тема лекции: Предмет, задачи и объекты изучения дисциплины БЖД

План лекции:

1. Предмет дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

2. Взаимодействие человека со средой обитания.

3. Классификация опасностей.

4. Способы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности – это наука о закономерностях формирования опасностей и мерах по предупреждению их воздействия на человека.

Предметом науки о безопасности жизнедеятельности человека яв­ляются естественные, техногенные и антропогенные опасности, дей­ствующие в техносфере, и средства защиты человека от них

Задачи науки о БЖД сводятся к:

идентификации опасностей техносферы;

разработке и использованию средств защиты от опасностей;

их непрерывному контролю и мониторингу в техносфере;

обучению работающих и населения основам защиты от опасностей;

разработке мер по ликвидации последствий проявления опасностей.

Цель БЖД как науки - сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защитой его от опасностей техногенного, антропогенного естественного происхождения и созданием комфортных условий жизнедеятельности.

Безопасность труда обеспечивается комплексной системой мер защиты человека от опасностей, формируемых в рабочей зоне конк­ретным производственным (технологическим) процессом, техниче­ским объектом, к которым относятся: нормативно-правовые меры, организационные меры, экономические меры, технические меры, санитарно-гигиенические меры, и лечебно-профилактические меры.

В системе «человек среда обитания » происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации, которые во многом зависят от масштабов преобразующей деятельности человека.

Изменяя потоки в среде обитания, можно получать ряд характерных ситуаций взаимодействия в системе «человек - среда обитания», а именно:

-комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

-допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;


-опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

-чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за корот­кий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Все многообразие опасностей, существующих в реальной жизни, можно объединить в следующие группы: социальные, природные, биологические, техногенные (производственные), экологические и военного времени.

Социальные опасности - опасности, возникающие при взаимодействии отдельных личностей или групп людей меж­ду собой: шантаж, терроризм, СПИД, наркомания т.д.

Природные опасности - стихийные бедствия, возникаю­щие на земле или порождаемые неразумной эксплуатацией природы человеком: землетрясения, засухи, смерчи и т.д.

Биологические опасности - опасности, исходящие от живых объектов: болезнетворные микроорганизмы; животные, способные своими укусами ввести яд в организм человека и вызвать его заболевание или смерть, хищные животные ит.д.

Экологические опасности - опасности, возникающие при загрязнении почвы, питьевых и хозяйственных водоемов, воз­душной среды отходами производства, продуктами жизнедеятельности человека, опасными для организма тяжелыми ме­таллами и их соединениями, минеральными удобрениями, пестицидами, консервантами, нефтепродуктами, выхлопны­ми газами, продуктами горения, химическими веществами в том числе наиболее опасными - фреонами, соединениями серы, фосфора, азота и т. п.

Техногенные опасности – опасности и вредности, сопро­вождающие производственную деятельность человека, их подразделяют на: физические, химические, биологические, психофизиологические. В особую группу техногенных опасностей по своим мас­штабам приносимых бедствий следует отнести радиаци­онную опасность, возникающую при нарушениях эксплуатации атомных электростанций, научно-исследовательских реакторов, при испытаниях атомного оружия.

Опасности военного времени связаны, в первую очередь, с применением оружия массового уничтожения людей: хими­ческого, биологического, атомного, водородного, нейтронно­го; различного стрелкового оружия. Это также опасности, сопровождающие военные действия; пожары, повреждения линий электропередачи, водопроводов, канализационных се­тей, других коммуникаций и устройств жизнеобеспечения населения, жилых и общественных зданий; растекание неф­тепродуктов из поврежденных хранилищ; повреждения тон­нелей, линий метрополитена, мостов, водозаборных источни­ков, водосдерживающих дамб; нарушение землепользования, устойчивости работы предприятий и т. п.


Безусловно, каждый вид опасности требует своих и чаще всего индивидуальных способов защиты. Но большинство из них имеют следующие общие принципы.

Защита барьерами, отделяющими опасный или вредный фактор от человека, работника: ограждение различ­ных механизмов; барь­еры, за которые не должны выходить контролируемые пара­метры технологического процесса (предохранительные устройства, блокировки, автоматические выключатели, ограничители хода рабочего органа, подъема температуры воды, масла, давле­ния пара и т.д.); барьеры, защищающие организм человека от загрязнений, излучений, механических повреждений (средства индивидуальной защиты).

Защита информацией - информирование людей о суще­стве того или иного вида опасности, о его уровне, мощности, скорости распространения, способах защиты (проведение инструктажей по охране труда, обучение работников безопасным приемам труда).

Защита временем - сокращение длительности пребыва­ния людей в условиях действия той или иной опасности, устройство регламентированных перерывов для восстановле­ния организма при работе во вредных условиях труда, предоставление работникам со­кращенного рабочего дня и рабочей недели, дополнительного отпуска и т. п.

Защита расстоянием - нахождение человека, работника на достаточном расстоянии от источника опасности, которое она не в состоянии преодолеть, не ослабнув до безопасных величин.

Защита нормированием - установление для каждого вида опасности, каждого вредного или опасного производственно­го фактора предельно допустимых уровней (ПДУ) или пре­дельно допустимых концентраций (ПДК), при соблюдении которых можно находиться в зоне их действия без каких-либо последствий для здоровья человека. Установление ка­ких-либо предельных рабочих параметров технологического оборудования, при соблюдении которых его эксплуатация будет безопасной ( скорости движения, вращения, давления пара в котле, напряжения электросети, уровня воды, массы поднимаемого груза и т. п.).

Защита компенсацией - предоставление работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, различных льгот и компенсаций (бесплатной выдачи молока, лечебно-профилактического питания, возмещения утраченного зара­ботка при потере или снижении трудоспособности, повышение оплаты труда, досрочное предоставление трудовой пен­сии по старости и др.).

Защита слабым звеном - установка в технологическом оборудовании специальных предохранительных устройств, предотвращающих возникновение аварии, взрыва, разруше­ние рабочего органа, выброс вредных веществ и т. п. (плавкие вставки, автоматические разъединители, предохранительные муфты и др.).


Защита устранением опасности в источнике ее образова­ния - например, конструирование, изготовление более за­щищенной, безопасной техники; герметизация источников выделения пыли, газов; тщательная балансировка рабочих органов, подтяжка креплений с целью снижения шума, ви­браций и т. п.

1. Какие цели и задачи ставятся перед дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности».

2. Поясните как происходит взаимодействие человека со средой обитания.

3. Назовите основные группы опасностей, существующие в реальной жизни.

4. Какие способы защиты от опасностей вам известны, поясните принципы их применения?

(B.C. Шкрабак и др. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве. М. «КолосС», 2004. Б.И. Зотов, В.И. Курдюмов. Безопасность жизнедеятельности на производстве - М.: Колос, 2004. Беляков Г.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве. СПб.: «Лань», 2006. Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность: М.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2007.)

Тема лекции: Правовые основы дисциплины БЖД на производстве

План лекции:


1.Законодательство по охране труда.

2.Основные направления государственной политики по охране труда.

3.Обязанности работодателя по охране труда.

4.Обязанности и права работника в области охраны труда.

5.Режимы труда и отдыха.

6. Охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет.

7. Возмещения ущерба пострадавших на производстве.

В РФ создано законодательство об охране труда основанное на конституции РФ и состоящее из трудового кодекса РФ, из законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, а также может включать указы Президента, постановления Правительства, письма и др. документы министерств и ведомств. Требования законодательства по охране труда конкретизируется в стандартах, нормах, правилах, инструкциях по охране труда.Трудовой кодекс регулирует трудовые отношения (трудовые договора, зарплата, время труда и отдыха, льготы, надзор и контроль и т.д.).

К основным направлениям государственной политики в области охраны труда относится: Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; государственное управление охраной труда; государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда; расследование несчастных случаев на производстве; координация деятельности в области охраны труда; установление компенсаций за работу с вредными условиями труда; государственное финансирование мероприятий по охране труда; подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

международное сотрудничество; разработка льготных положений налоговой политики; установление порядка обеспечения средствами защиты работников; содействие общественному контролю; защита интересов пострадавших на производстве работников и т.д.

Каждый работник имеет право на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством РФ; получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов; отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда; обеспечение средствами защиты; обучение безопасным методам и приемам труда; профессиональную переподготовку; обращение в органы государственной власти РФ и к работодателю по вопросам охраны труда; участие в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания; медицинский осмотр; компенсации за работу во вредных, опасных и тяжелых условиях труда.