ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.07.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Ковровская государственная технологическая академия

имени В.А. Дегтярёва

Кафедра гуманитарных наук

Домашнее задание по Истории Культуры:

«Проблема культуры Древнего Рима в истрической литературе».

Студентка гр. МС-107

Некрасов Сергей Александрович

Научный руководитель:

Кандидат исторических наук, доцент

Мельников Максим Викторович

Ковров 2008

Введение

Всё большее число людей осознаёт, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.

Одной из Крупнейших цивилизаций древнего мира была древнеримская цивилизация. Конечно, изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Исторические события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга. Цивилизация Древнего Рима позднее стала основой для возникновения европейской цивилизации, и оказала огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира.

Исследование культуры и быта этой цивилизации помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее. Актуальность данной темы главным образом и обуславливает выбор данной темы реферата.

Основная задача реферата – описать основные особенности древнеримской культуры, выделить её основные черты. В каждой главе проводится описание какого-то направления культуры, которое базируется на результатах изучения материальных памятников культуры древнего мира, археологических исследований и работах известных ученых.


РУССКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ XIX—НАЧАЛА XX века.

Кроме Латышева и Жебелева, римской культурой много занимался М. И. Ростовцев, который выпустил ценные труды "Античная декоративная живопись на юге России" (1914) и другие, о взаимоотношениях Херсонеса и Римской империи.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ АНТИЧНОСТИ (1917-1996)

После Октябрьской революции 1917г. отечественная историческая наука стала развиваться на основе марксистско-ленинского учения об обществе, ставшего официальной общественной доктриной, причем особое значение приобрело использование идей В.И. Ленина, в частности его концепции революции, решающей роли классовой борьбы, понимания государства как аппарата насилия одного класса над другим. Однако разработка истории древнего мира, в том числе Древнего Рима, на основе марксистсколенинской идеологии была сложным процессом. Во многих работах учёных 20-х годов ощущалось сильное влияние популярных концепций европейской историографии, в частности циклической теории Эд. Мейера, теории К. Бюхера, взглядов М. Вебера. Основы марксистского антиковедения были заложены трудами А.И. Тюменева, В.С. Сергеева, С.И. Ковалева.[1 c.121]

Большое влияние на становление марксистского антиковедения оказала проведенная в конце 20-х — начале 30-х годов дискуссия об общественно-экономических формациях. В её ходе были разработаны основные положения теории рабовладельческой общественно-экономической формации, которая охватывала общества Древнего Востока и Древнего Рима. В ряде работ С. И. Ковалева ("Об основных проблемах рабовладельческой формации", 1933; "Проблемы социальной революции в античном обществе" и др.) и А. В. Мишулина ("О воспроизводстве в античной общественной формации", 1932) были разработаны методологические аспекты рабовладельческой формации, ее сущность, особенности и главные факторы развития.[1 c.154]

ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА XX ВЕКА

С начала 20-х годов XX в. начался новый период в развитии зарубежной историографии. На её состояние оказывали сильное влияние общие условия общественной жизни Европы, сложившиеся после разрушительной мировой войны, революционные потрясения в России и многих европейских странах, экономические кризисы 20-х годов. Вместе с тем продолжается накопление источников, ведутся крупномасштабные археологические раскопки, поступают в распоряжение специалистов новые сотни тысяч надписей, монет, памятников материальной культуры. Совершенствуется методика исторического исследования, историки начинают использовать методы естественных и технических наук (математики, статистики, геофизики, палеогеографии и др.), расширяется проблематика изучения конкретной истории стран Древнего Востока и Древнего Рима показало сложность и многообразие мирового исторического процесса. К началу XX в. уже признавалась устаревшей концепция изолированного развития древневосточных и античных обществ, были выявлены многочисленные связи между ними. Отражением новых веяний в науке стала подготовка и издание многотомных всемирных историй древности, в которых история древневосточных стран и огромного римского государства рассматривалась в некотором единстве. Наиболее известными изданиями подобного рода стали 12- томная "Кембриджская древняя история" (1928—1938), "Всеобщая история" в 13 книгах под редакцией Г. Глотца (1923—1939) и 5-томная работа "Народы и цивилизации. Всеобщая история" под редакцией А. Альфана и Ф. Саньяка (1930—1937). В качестве авторов были приглашены крупные специалисты в той или иной области древности, которые изложили новейшие достижения зарубежной историографии. В этих изданиях, написанных с позиций умеренной модернизации древности, было дано обстоятельное, основанное на тщательном изучении источников описание экономики, социальных отношений, более подробно — военно-политической истории и культуры. И английская, и французская всеобщие истории древности стали своего рода смотром достижений умеренно - консервативного направления 20—30-х годов. После окончания второй мировой войны в 50—60-х годах вышло несколько аналогичных изданий в разных странах Европы: "Всеобщая история цивилизации" под редакцией Краузе во Франции, "История мира" в 10 томах в Швейцарии, "Всемирная история Фишера" в 37 томах в Германии, "История человечества. Культурное и научное развитие", изданное под эгидой ЮНЕСКО. Однако в послевоенных историях древнему миру, в том числе Риму, уделялось небольшое место, и они по полноте охвата материала сильно уступали Кембриджской древней истории" и "Всеобщей истории древности" Г. Глотца. Создание сводных трудов по древней истории стало возможным благодаря накоплению нового материала и интенсивной разработке частных проблем и отдельных разделов древнеримской и античной, экономической и социальной, политической и культурной истории. Глубокий анализ древнеримской экономики был дан также видным французским историком Ж. Тутеном ("Античная экономика", 1927) и немецким ученым Ф. Хайхельхаймом ("Экономическая история древнего мира", 1938). С острой критикой модернизации древней истории, в том числе и экономики, выступили такие крупные историки, как Э. Билль (Франция) и особенно английский ученый М. Финли, которому принадлежит большое количество исследований по самым различным проблемам истории Древнего Рима (история рабства, аграрные отношения, социальная и политическая история). Большой интерес представляет его концепция античной экономики, которую он развивает в обобщающей работе "Античная экономика" (1973). По его мнению, античная экономика по существу отличалась от капиталистической настолько, что к ней нельзя даже применить экономические понятия "капитал", "капиталовложение", "продукция", "спрос", "предложение". Античный город был центром потребления, а не производства, а основой экономики было натуральное хозяйство ойкоса, изолированное от других. В обществе не могла сформироваться государственная экономическая политика, а потому не было и борьбы за рынки сбыта и источники сырья. Целью же производства являлось не получение прибыли, дополнительной продукции, а прежде всего самообеспечение занятых в конкретном замкнутом ойкосе работников. Одна из ключевых проблем древнеримской истории — проблема рабства, степень его распространения, его роль в производстве и обществе — в 30—40-е годы XX в.почти не привлекала внимания. Наиболее крупными направлениями в изучении античного рабства стали школы американского ученого У. Уэстермана и немецкого ученого И. Фогта. У. Уэстерман активно занимался проблемой рабства в древности в 20—30-х годах, и результатом его студий стала публикация обобщающего труда "Рабские системы греко-римской древности" (1955). Обобщением многих конкретных исследований римской государственности являются работы Дж. Ларсена "Представительное правление у греков и римлян" (1953) и В. Эренберга. В этих работах анализируются разные формы государственности, пути ее становления, изменения характера государства в классическое время. Следует отметить, что в зарубежной историографии 50—70-х годов формируется школа специалистов, которая изучает древнеримскую историю с материалистических позиций или близких к ним.



Глава I . Основные особенности древнеримской культуры

Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы возникли в I—IIIвв. н. э. другие большие города. Наиболее крупными из них были Александрия Египетская с населением около 500 тыс. человек, Антиохия на Оронте — центр управления Сирии. На северном берегу Африки Цезарь восстановил Карфаген, на Пиренейском полуострове выросли порт Терракона и Толето (современный Толедо), в Галлии—Лугудун (современный Лион), в Паннонии—Аквинк (современный Будапешт) и Сирмий, во Фракии—Филиппополь (современный Пловдип) и Сердика (современная София).

Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времён республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Трояна. Не менее великолепны были «алтарь мира», воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм «всем богам» — «Пантеон», построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом.

Большими размерами и богатством отличались многие архитектурные сооружения ряда городов провинций: что колоннады портиков сирийского города Пальмиры, храмы солнца в Баальбеке (Сирия) и др. Во II в. н.э. в Империи было 372 мощённые камнем дороги общим протяжением около 80000 км.Через каждую тысячу шагов (миля) стояли каменные столбы с указанием расстояния до ближайших населенных пунктов и до города Рима; в самом Риме, на форуме, стоял столб с позолоченным верхом. Он считался началом всех дорог Римской империи и дал основание для выражения: «Все дороги ведут в Рим !»

[2. c359].

Глава II. Религия

В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римская религия зародилась ещё в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки первобытных религиозных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно долго сохранялся в римской религии анимизм, вера в безличных и абстрактных духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах, присущих явлениям природы, отвлечённым понятиям и даже отдельным действиям человека.

Длительное сохранение анимистических представлений тормозило развитие антропоморфного взгляда на богов т. е. представление божества в виде человеческого образа.


Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулёзно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворённость. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса — Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал меры против распространения восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха — Диониса.[2 c. 266]