ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.07.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Ковровская государственная технологическая академия
имени В.А. Дегтярёва
Кафедра гуманитарных наук
Домашнее задание по Истории Культуры:
«Проблема культуры Древнего Рима в истрической литературе».
Студентка гр. МС-107
Некрасов Сергей Александрович
Научный руководитель:
Кандидат исторических наук, доцент
Мельников Максим Викторович
Ковров 2008
Введение
Всё большее число людей осознаёт, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.
Одной из Крупнейших цивилизаций древнего мира была древнеримская цивилизация. Конечно, изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Исторические события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга. Цивилизация Древнего Рима позднее стала основой для возникновения европейской цивилизации, и оказала огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира.
Исследование культуры и быта этой цивилизации помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее. Актуальность данной темы главным образом и обуславливает выбор данной темы реферата.
Основная задача реферата – описать основные особенности древнеримской культуры, выделить её основные черты. В каждой главе проводится описание какого-то направления культуры, которое базируется на результатах изучения материальных памятников культуры древнего мира, археологических исследований и работах известных ученых.
РУССКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ XIX—НАЧАЛА XX века.
Кроме Латышева и Жебелева, римской культурой много занимался М. И. Ростовцев, который выпустил ценные труды "Античная декоративная живопись на юге России" (1914) и другие, о взаимоотношениях Херсонеса и Римской империи.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ АНТИЧНОСТИ (1917-1996)
После Октябрьской революции 1917г. отечественная историческая наука стала развиваться на основе марксистско-ленинского учения об обществе, ставшего официальной общественной доктриной, причем особое значение приобрело использование идей В.И. Ленина, в частности его концепции революции, решающей роли классовой борьбы, понимания государства как аппарата насилия одного класса над другим. Однако разработка истории древнего мира, в том числе Древнего Рима, на основе марксистсколенинской идеологии была сложным процессом. Во многих работах учёных 20-х годов ощущалось сильное влияние популярных концепций европейской историографии, в частности циклической теории Эд. Мейера, теории К. Бюхера, взглядов М. Вебера. Основы марксистского антиковедения были заложены трудами А.И. Тюменева, В.С. Сергеева, С.И. Ковалева.[1 c.121]
Большое влияние на становление марксистского антиковедения оказала проведенная в конце 20-х — начале 30-х годов дискуссия об общественно-экономических формациях. В её ходе были разработаны основные положения теории рабовладельческой общественно-экономической формации, которая охватывала общества Древнего Востока и Древнего Рима. В ряде работ С. И. Ковалева ("Об основных проблемах рабовладельческой формации", 1933; "Проблемы социальной революции в античном обществе" и др.) и А. В. Мишулина ("О воспроизводстве в античной общественной формации", 1932) были разработаны методологические аспекты рабовладельческой формации, ее сущность, особенности и главные факторы развития.[1 c.154]
ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА XX ВЕКА
С начала 20-х годов XX в. начался новый период в развитии зарубежной историографии. На её состояние оказывали сильное влияние общие условия общественной жизни Европы, сложившиеся после разрушительной мировой войны, революционные потрясения в России и многих европейских странах, экономические кризисы 20-х годов. Вместе с тем продолжается накопление источников, ведутся крупномасштабные археологические раскопки, поступают в распоряжение специалистов новые сотни тысяч надписей, монет, памятников материальной культуры. Совершенствуется методика исторического исследования, историки начинают использовать методы естественных и технических наук (математики, статистики, геофизики, палеогеографии и др.), расширяется проблематика изучения конкретной истории стран Древнего Востока и Древнего Рима показало сложность и многообразие мирового исторического процесса. К началу XX в. уже признавалась устаревшей концепция изолированного развития древневосточных и античных обществ, были выявлены многочисленные связи между ними. Отражением новых веяний в науке стала подготовка и издание многотомных всемирных историй древности, в которых история древневосточных стран и огромного римского государства рассматривалась в некотором единстве. Наиболее известными изданиями подобного рода стали 12- томная "Кембриджская древняя история" (1928—1938), "Всеобщая история" в 13 книгах под редакцией Г. Глотца (1923—1939) и 5-томная работа "Народы и цивилизации. Всеобщая история" под редакцией А. Альфана и Ф. Саньяка (1930—1937). В качестве авторов были приглашены крупные специалисты в той или иной области древности, которые изложили новейшие достижения зарубежной историографии. В этих изданиях, написанных с позиций умеренной модернизации древности, было дано обстоятельное, основанное на тщательном изучении источников описание экономики, социальных отношений, более подробно — военно-политической истории и культуры. И английская, и французская всеобщие истории древности стали своего рода смотром достижений умеренно - консервативного направления 20—30-х годов. После окончания второй мировой войны в 50—60-х годах вышло несколько аналогичных изданий в разных странах Европы: "Всеобщая история цивилизации" под редакцией Краузе во Франции, "История мира" в 10 томах в Швейцарии, "Всемирная история Фишера" в 37 томах в Германии, "История человечества. Культурное и научное развитие", изданное под эгидой ЮНЕСКО. Однако в послевоенных историях древнему миру, в том числе Риму, уделялось небольшое место, и они по полноте охвата материала сильно уступали Кембриджской древней истории" и "Всеобщей истории древности" Г. Глотца. Создание сводных трудов по древней истории стало возможным благодаря накоплению нового материала и интенсивной разработке частных проблем и отдельных разделов древнеримской и античной, экономической и социальной, политической и культурной истории. Глубокий анализ древнеримской экономики был дан также видным французским историком Ж. Тутеном ("Античная экономика", 1927) и немецким ученым Ф. Хайхельхаймом ("Экономическая история древнего мира", 1938). С острой критикой модернизации древней истории, в том числе и экономики, выступили такие крупные историки, как Э. Билль (Франция) и особенно английский ученый М. Финли, которому принадлежит большое количество исследований по самым различным проблемам истории Древнего Рима (история рабства, аграрные отношения, социальная и политическая история). Большой интерес представляет его концепция античной экономики, которую он развивает в обобщающей работе "Античная экономика" (1973). По его мнению, античная экономика по существу отличалась от капиталистической настолько, что к ней нельзя даже применить экономические понятия "капитал", "капиталовложение", "продукция", "спрос", "предложение". Античный город был центром потребления, а не производства, а основой экономики было натуральное хозяйство ойкоса, изолированное от других. В обществе не могла сформироваться государственная экономическая политика, а потому не было и борьбы за рынки сбыта и источники сырья. Целью же производства являлось не получение прибыли, дополнительной продукции, а прежде всего самообеспечение занятых в конкретном замкнутом ойкосе работников. Одна из ключевых проблем древнеримской истории — проблема рабства, степень его распространения, его роль в производстве и обществе — в 30—40-е годы XX в.почти не привлекала внимания. Наиболее крупными направлениями в изучении античного рабства стали школы американского ученого У. Уэстермана и немецкого ученого И. Фогта. У. Уэстерман активно занимался проблемой рабства в древности в 20—30-х годах, и результатом его студий стала публикация обобщающего труда "Рабские системы греко-римской древности" (1955). Обобщением многих конкретных исследований римской государственности являются работы Дж. Ларсена "Представительное правление у греков и римлян" (1953) и В. Эренберга. В этих работах анализируются разные формы государственности, пути ее становления, изменения характера государства в классическое время. Следует отметить, что в зарубежной историографии 50—70-х годов формируется школа специалистов, которая изучает древнеримскую историю с материалистических позиций или близких к ним.
Глава I . Основные особенности древнеримской культуры
Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы возникли в I—IIIвв. н. э. другие большие города. Наиболее крупными из них были Александрия Египетская с населением около 500 тыс. человек, Антиохия на Оронте — центр управления Сирии. На северном берегу Африки Цезарь восстановил Карфаген, на Пиренейском полуострове выросли порт Терракона и Толето (современный Толедо), в Галлии—Лугудун (современный Лион), в Паннонии—Аквинк (современный Будапешт) и Сирмий, во Фракии—Филиппополь (современный Пловдип) и Сердика (современная София).
Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времён республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Трояна. Не менее великолепны были «алтарь мира», воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм «всем богам» — «Пантеон», построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом.
Большими размерами и богатством отличались многие архитектурные сооружения ряда городов провинций: что колоннады портиков сирийского города Пальмиры, храмы солнца в Баальбеке (Сирия) и др. Во II в. н.э. в Империи было 372 мощённые камнем дороги общим протяжением около 80000 км.Через каждую тысячу шагов (миля) стояли каменные столбы с указанием расстояния до ближайших населенных пунктов и до города Рима; в самом Риме, на форуме, стоял столб с позолоченным верхом. Он считался началом всех дорог Римской империи и дал основание для выражения: «Все дороги ведут в Рим !»
[2. c359].
Глава II. Религия
В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римская религия зародилась ещё в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки первобытных религиозных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно долго сохранялся в римской религии анимизм, вера в безличных и абстрактных духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах, присущих явлениям природы, отвлечённым понятиям и даже отдельным действиям человека.
Длительное сохранение анимистических представлений тормозило развитие антропоморфного взгляда на богов т. е. представление божества в виде человеческого образа.
Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулёзно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворённость. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса — Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал меры против распространения восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха — Диониса.[2 c. 266]