ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3.1.4. Наблюдение деятельности
3.1.6. Прослеживание процессов
3.1.7. Метод составления материальных балансов
3.1.8. Метод картирования (или составления ситуационных планов)
3.1.9. Инструментальные методы анализа
3.1.10. Методы на основе экспертных оценок
3.2. Квалификационные требования, предъявляемые к аудиторам при проведении проверки
3.2.1. Общие знания и навыки аудиторов систем менеджмента качества и экологического менеджмента
3.2.2. Специальные знания и навыки аудиторов
3.2.3. Навыки и умения аудиторов
3.2.4. Требования к персональным (личным) качествам аудитора
в) технические и экологические аспекты производственной деятельности, позволяющие аудитору понимать особенности взаимодействие проверяемой организации с окружающей средой. Знания и навыки в этой области должны охватывать:
терминологию определенной отрасли;
экологические аспекты и воздействия;
методы оценивания значимости экологических аспектов;
критические характеристики производственных процессов, продукции и услуг;
методы мониторинга и измерений;
технологии предупреждения загрязнений.
3.2.3. Навыки и умения аудиторов
Навыки и умения аудиторов во многом зависят от полученного образования и опыта работы, а также прохождения специальной подготовки в качестве аудитора или руководителя аудиторской группы. Общие требования к уровню данных характеристик содержатся в стандарте ГОСТ Р ИСО 19011 – 200З.
Согласно данному стандарту, аудиторы должны соответствовать следующим требованиям:
1. Иметь завершенное образование, достаточное для приобретения знаний и навыков;
2. Обладать опытом работы, дающим возможность повышения знаний и навыков.
Этот опыт работы должен быть приобретен на технической, управленческой или производственной должности и включать опыт принятия решений, разрешения проблем и взаимодействия с другим управленческим или производственным персоналом, коллегами по профессии, потребителями и/или другими заинтересованными сторонами.
Часть практического опыта работы должна быть получена на должностях, где выполняемая деятельность способствует развитию знаний и навыков:
в области менеджмента качества (для аудиторов систем менеджмента качества);
в области экологического менеджмента (для аудиторов систем экологического менеджмента).
3. Пройти полную подготовку в качестве аудитора, которая способствует повышению знаний и навыков. Такая подготовка может быть проведена организацией, где работает аудитор, или сторонней организацией.
4. Иметь опыт проведения аудитов. Этот опыт должен быть получен под наблюдением и руководством аудитора, обладающего компетентностью руководителя аудиторской группы по той же дисциплине.
Руководитель аудиторской группы должен иметь дополнительный опыт проведения аудитов, необходимый для развития знаний и навыков. Дополнительный опыт должен быть приобретен в процессе стажировки в роли руководителя аудиторской группы под руководством и наблюдением другого аудитора, обладающего компетентностью руководства аудиторской группы.
Аудиторы системы менеджмента качества или системы экологического менеджмента, желающие стать аудиторами второй дисциплины, должны:
а) иметь подготовку и опыт работы, необходимые для приобретения знаний и умений по второй дисциплине;
б) провести аудиты системы менеджмента по второй дисциплине под наблюдением и руководством аудитора, обладающего компетентностью руководителя аудиторской группы по второй дисциплине.
Руководитель аудиторской группы по одной дисциплине должен удовлетворять перечисленным выше рекомендациям для того, чтобы стать руководителем аудиторской группы по другому направлению.
3.2.4. Требования к персональным (личным) качествам аудитора
Специфика профессии аудитора объяснима. Если бизнесмен занимается в основном каким-то одним видом деятельности и содержит штат специалистов по всем вопросам проделываемой работы, то аудитор как бы аккумулирует в себе знания по всем этим вопросам плюс еще нечто, что позволяет ему видеть больше и решать проблемы развития фирмы в целом.
На Западе профессиональные обязанности и правила проведения аудиторов нашли отражение в специальных кодексах. К примеру, Ассоциация независимых аудиторов Швеции сформулировала в подобном кодексе несколько правил. В том числе:
правило первое – проявлять себя достойным доверия, требуемого профессией;
правило второе – выполнять обязанности объективно, независимо от интересов клиента;
правило третье – не заниматься другой деятельностью, которая может подорвать общественное доверие к объективности аудита, но аудитору не воспрещается осуществлять преподавание, оказывать консультационные услуги;
правило четвертое – учитывать законные интересы собственников и государства;
правило пятое – не раскрывать третьим лицам информацию, полученную в ходе проверки (кроме случаев, когда получено на то согласие клиента);
правило шестое – не пытаться получить заказы путем непосредственного обращения к клиентам.
Аудитор часто воспринимается как жандарм. Если сотрудники отдела управления качеством чувствуют слабость своего положения или не имеют поддержки у более высоких руководителей организации, то они могут использовать внешнего аудитора для запугивания работников других подразделений результатами предстоящей внешней проверки и, как им может казаться, для укрепления своего положения. Аудитор начинает выглядеть как человек, исключительно критически настроенный.
Отметим, что всякий аудитор уже наблюдал изнутри за несколькими компаниями, в том числе, возможно, и за вашими конкурентами. Любые приемы, наблюдения или предложения с его стороны в адрес организации представляют собой бесплатную консультацию.
Аудиторы должны обладать личными качествами, которые давали бы им возможность действовать в соответствии с принципами аудита.
Аудитор должен быть:
а) порядочным (этичным) – справедливым, правдивым, искренним, честным, вежливым и благоразумным;
б) открытым – воспринимать альтернативные идеи или точки зрения;
в) дипломатичным – умеющим тактично взаимодействовать с людьми;
г) наблюдательным – активно знакомиться с окружением и деятельностью;
д) проницательным (восприимчивым) – интуитивно предчувствовать и правильно оценивать ситуации;
е) разносторонним (гибким) – быть готовым (адаптироваться) к различным ситуациям;
ж) упорным – настойчивым, ориентированным на достижение целей;
з) решительным – своевременно принимать решения на основе логических рассуждений и анализа;
и) уверенным (самостоятельным) – действовать и выполнять свои функции независимо, в то же время результативно сотрудничать с другими.
К личным качествам экспертов-аудиторов по проверке систем менеджмента возможно также добавить следующие (схема 2):
Схема 2. Личные качества экспертов-аудиторов
3.2.5. Процедура оценки аудиторов
Оценка аудиторов и руководителей аудиторских групп должна планироваться, внедряться и протоколироваться в соответствии с процедурами по программе аудита для обеспечения получения объективных, последовательных, полных и надежных результатов. Процесс оценки должен выявить потребность в обучении и повышении профессиональных знаний и умений.
Оценка аудиторов предполагает несколько важных стадий:
1) начальное оценивание лиц, желающих стать аудиторами;
2) оценивание аудиторов как части процесса выбора членов аудиторской группы;
3) постоянное оценивание аудитора с целью определения потребностей, необходимых для поддержания и улучшения знаний и навыков.
Процесс оценивания включает четыре основных этапа:
Первый этап – идентификация личных качеств, знаний и навыков для соответствия потребностям программы аудита. При определении требуемых знаний и навыков должно быть учтено следующее:
размер, вид деятельности и сложность проверяемой организации;
цели и объем программы аудита;
требования к сертификации (регистрации) и аккредитации;
роль процесса аудита в управлении проверяемой организации;
уровень доверия, заложенный в программе аудита;
сложность проверяемой системы менеджмента.
Второй этап – установление критериев оценивания.
Критерии могут быть количественными(такими, как время обучения и работы, количество проведенных аудитов, количество часов подготовки) иликачественными(такими, как демонстрация личных качеств, знаний или проявление навыков в процессе подготовки или на рабочем месте).
Рис 20. Взаимосвязь между стадиями оценивания аудиторов
Третий этап – выбор соответствующего метода оценивания.
Оценка может проводиться лицом или комиссией с использованием одного или нескольких методов:
Таблица 5
Применение методов оценки аудиторов
Метод оценки |
Цель |
Примеры |
Анализ записей (документов) |
Проверка базовой подготовки аудитора |
Анализ записей (документов) об образовании, обучении, производственном опыте и опыте проведения аудитов |
Положительная (отрицательная) обратная связь |
Обратная связь обеспечивает данными о том, как воспринимается деятельность аудитора |
Обследования, вопросники, резюме, рекомендации, жалобы, анализ деятельности, отзывы коллег |
Интервью |
Оценка личных качеств и навыков общения, проверка данных и тестирование знаний, получение дополнительной информации |
Личное и телефонное интервью |
Наблюдение |
Оценка личных качеств и способности применения знаний и навыков |
Ролевые игры, наблюдения в процессе аудита |
Тестирование |
Оценка личных качеств, навыков и их применение |
Устные и письменные экзамены, психометрические тесты |
Анализ деятельности после аудита |
Получение информации там, где прямое наблюдение невозможно или неприемлемо |
Анализ отчета по аудиту и обсуждение с заказчиком аудита, проверяемой организацией, коллегами |