Файл: Вещные права и их система. Ограничение вещных прав в теории и на практике.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
В) Право хозяйственного ведения имуществом (гл.1,9ГК, ст.294-295 ГК)
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления - два вида вещных прав, которые могут принадлежать только юридическим лицам, но не всем, а некоторым разновидностям. Эти права представляют собой такую правовую форму, при которой собственник имеет возможность, сохраняя за собой право собственности на имущество, передавать его в самостоятельное управление создаваемого им нового субъекта гражданского права.
Субъектами права хозяйственного ведения являются государственные унитарные предприятия (за исключением казенных предприятий) и муниципальные предприятия (ст.294 ГК). В числе субъектов следует назвать учреждения, обладающие вещным правом самостоятельного распоряжения доходами и имуществом, полученными от осуществления хозяйственной деятельности, допускаемой учредительными документами.
Объектами права хозяйственного ведения являются сами предприятия, как имущественные комплексы, входящие в состав этих комплексов любые виды имущества, предназначенные для деятельности предприятий: здания, оборудование, инвентарь, сырье и т.д.
Имущество, входящее в состав объектов права хозяйственного ведения группируется по фондам - основные, оборотные, специальные, что вносит определенные особенности в правовой режим каждой из этих групп имущества.
Содержание права хозяйственного ведения - государственное или муниципальное предприятие владеющее, пользующееся, распоряжающееся имуществом в пределах, очерченных законом, правовым актом. Этим подчеркивается ограниченность права хозяйственного ведения, т.к. у другого субъекта существует право собственности на это же имущество.
Ограничения касаются правомочия распоряжения. Предприятие не может без согласия собственника продовать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ, иным способом распоряжаться этим имуществом. Остальным имуществом распоряжается самостоятельно, если иное не установлено законом или иным нормативно-правовым актом (ст.295ГК).
На объем правомочий обладателя права хозяйственного ведения влияют и права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Собственник решает вопросы создания предприятия, определения предметов и целей деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора предприятия, контролирует использование по назначению и сохранность принадлежащего предприятию имущества. Собственнику принадлежит право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении (ст.295 ГК). За пределами перечисленных в законе правомочий собственник не может вмешиваться в управление имуществом, находящимся в хозяйственном ведении унитарного предприятия [7, с. 41].
Момент возникновения права хозяйственного ведения - момент передачи ему имущества собственником. Передача осуществляется после принятия собственником решения о закреплении за предприятием имущества в хозяйственное ведение (п. 1 ст.299ГК) оформляется договором на право хозяйственного ведения, на право оперативного управления, утверждения баланса предприятия.
Право хозяйственного ведения прекращается (п.3 ст.299 ГК) по основаниям, предусмотренным для прекращения права собственности, а так же в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника (см. гл. 15).
Возможно: а) по решению собственника в случае реорганизации предприятия б) ликвидации предприятия;
Право оперативного управления (ст296ГК)
Субъекты права оперативного управления на имущество, закрепленное за ними собственниками, являются казенные предприятия, создающиеся на базе государственной федеральной собственности и учреждения, которые могут создаваться субъектами любой формы собственности: государственной, муниципальной, частной.
Объекты права оперативного управления - имущественные блага, перечень и правовой режим которых совпадает с режимом объекта права хозяйственного ведения.
Однако в свойстве объектов права оперативного управления значительное место занимают деньги, которые выделяются государственным и муниципальным учреждениям из соответствующих бюджетов, а учреждениям, создающим физические и юридические лица - из собственных средств учредителей.
Денежные средства, сосредоточенные в соответствующих фондах, расходуются в точном соответствии со сметами, утверждаемыми собственниками, либо органами, уполномоченными управлять их имуществом.
Содержание право оперативного управления - значительно уже права хозяйственного ведения по объему полномочий. Казенные предприятия, учреждения, осуществляющие в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Закон, очертив основные границы правомочий субъекта права оперативного управления, предоставляет собственнику широкую возможность конкретизации правового режима передаваемого в оперативное управление имущества. Собственник реализует эту возможность на этапе разработки и утверждения учредительных документов, определяя цель деятельности создаваемого им юридического лица, назначение передаваемого ему имущества. Позднее он может реализовать ее, давая казенному предприятию, учреждению конкретные задания, касающиеся управления закрепленным за ним имуществом.
Собственник единолично решает вопросы о порядке распределения доходов казенного предприятия (п. 2 ст. 297 ГК). Вместе с тем закон закрепляет недопустимость изъятия имущества собственником, закрепленного за казенным предприятием или учреждением. Исключение - в отношении излишнего, неиспользуемого; используемого не по назначению имущества. То есть имущество собственник может изъять и распорядиться им по своему усмотрению.
Значительно ограничил закон право субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Казенные предприятия могут самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции при условии, что иное не установлено законом и другими нормативно-правовыми актами. Во всех остальных случаях вопросы отчуждения как движимого, так и недвижимого имущества - только с разрешения собственника (ст.297ГК). Учреждение вообще не вправе отчуждать, распоряжаться закрепленным за ним имуществом, имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (ст.298 ГК). Но это не касается доходов, полученных в результате хозяйственной и иной деятельности, допускаемой учредительными документами, и имущества, приобретенного за счет этих доходов. Денежными средствами, полученными от собственника, должно распоряжаться в строгом соответствии со сметой.
Возникновение и прекращение оперативного управления подчиняется правилам, применяемым к праву хозяйственного ведения (ст. 299ГК). Однако прекращение права оперативного управления по воле собственника имущества может иметь место в случаях, если имущество, закрепленное за казенным предприятием или учреждением, оказалось излишним, не используется ими либо используется не по назначению, что невозможно применить к праву хозяйственного ведения.
При изменении собственника и право хозяйственного ведения и право оперативного управления сохраняется [7, с. 42].
Глава 2 Вещные права и их система. Ограничение вещных прав в теории и на практике
Подпункт посвящен исследованию вопроса о видах вещных прав в российском законодательстве. Анализируются различные подходы к определению круга вещных прав, определению их системы. Делается вывод о необходимости четкого законодательного закрепления понятия вещного права и вещно-правовых признаков. Приводится характеристика основных видов вещных прав.
2.1 Виды вещных прав и их гражданско-правовая система
Вопрос о видах вещных прав останется открытым до тех пор, пока не будет более-менее определенно решен вопрос относительно того, какие вещные права следует признать вещными, а какие нет.
А.Б. Бабаев полагает, что «вещное право должно положительно быть указано в законе под своим именем в силу прямого предписания ст. 216 ГК». Не вызывает сомнений необходимость установления в законодательстве закрытого перечня вещных прав и по мнению Н.Н. Аверченко.
Однако, на наш взгляд, перечисление в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) тех или иных видов вещных прав вряд ли целесообразно,поскольку факт отнесения (или неотнесения) законом того или иного имущественного права к числу вещных, если оно (право) обладает свойствами вещного характера, не имеет какого-либо существенного значения. В этой связи, полагаем, более оправданным является вариант, при котором законодатель сформулирует непосредственно в ГК РФ определение вещного права и тем самым обозначит основные признаки, позволяющие признать характер вещного за тем или иным имущественным правом.
С сожалением следует заметить, что ни Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (далее – Концепция), ни Проект федерального закона о внесении изменений в ГК РФ не дают нам четкого и полного представления о вещном праве как совокупности определенных признаков (свойств).
На наш взгляд, в качестве основных признаков вещного права можно рассматривать следующие его свойства:
1) юридическая связь субъекта с вещью, господство над ней;
2) возникновение права в отношении вещи, поскольку объектом вещного права является именно вещь;
3) возможность обладателя вещного права удовлетворить свой интерес без посредства других лиц;
4) обязанность иных лиц не препятствовать осуществлению обладателем вещного права принадлежащих ему правомочий;
5) абсолютный характер защиты;
6) право следования. Соответственно, вещное право можно определить как субъективное гражданское право, которое возникает в отношении вещи и оформляет юридическую связь субъекта с вещью, господство над ней, позволяет удовлетворять свой интерес без посредства других лиц, которые в свою очередь обязаны не препятствовать осуществлению принадлежащих субъекту правомочий, обладает абсолютным характером защиты и правом следования [6, с. 84].
Заметим, что В.Г. Голубцев рассматривает признаки вещных прав в качестве основополагающих начал (принципов), на которых строится специальный правовой режим ограниченных вещных прав. По ее мнению, в ГК РФ должны быть закреплены не свойства вещных прав, а их принципы, на которых строится правовой режим.
В отечественной юридической литературе часто имеет место либо чрезмерное сужение круга возможных прав вещного характера, когда ограничиваются исчерпывающим перечислением определенных разновидностей вещных прав (например, отчасти это наблюдается в ст. 216 ГК РФ), либо, наоборот, круг вещных прав необоснованно расширяется, в результате чего «под категорию вещных прав нередко подводят права, которые имеют мало общего друг с другом».
Еще в начале прошлого столетия профессор Г.Ф. Шершеневич говорил о том, что число вещных прав весьма незначительно, главное место занимает среди них право собственности, а к нему примыкают права на чужую вещь, а именно сервитуты, чиншевое право («право наследственного пользования чужой землей под условием взноса платы в определенном раз навсегда размере»). Причислял он к вещным правам также и залоговое право, но с определенной оговоркой – «ввиду резкого отличия его от прав на чужую вещь». С его точки зрения, вещный характер залогового права «обнаруживается из того, что, имея своим объектом вещь, оно всюду следует за нею (droit de suite), независимо от права собственности на нее, которое может переходить от одного лица к другому». При этом Г.Ф. Шершеневич отмечал такие особенности залогового права, как, во-первых, что оно не имеет самостоятельного значения, в отличие от других вещных прав, и состоит в зависимости от права по обязательству, во-вторых, оно не дает ни владения, ни пользования вещью, в-третьих, оно «дает субъекту залогового права несравненно большее правомочие, чем другие вещные права, – оно может повлечь за собою лишение собственника принадлежащего ему права собственности» [7, с. 181].
Однако далеко не все авторы считают нужным относить залог (залоговое право) к числу вещных прав. И.А. Зенин предлагает отнести к числу вещных прав только один вид залога – ипотеку (залог недвижимости) (п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 334 ГК РФ).
В российском законодательстве вопрос об отнесении права залога к числу вещных прав не всегда решался однозначно. Так, в ГК РСФСР 1922 г. Право залога было помещено в разделе «Вещное право», а в ГК РСФСР 1964 г. – в разделе «Обязательственное право». Ныне действующий ГК РФ выделил залог в отдельный гражданско-правовой институт и признал за ним право обеспечительного обязательства (§ 3 гл. 23).