Файл: Актуальные проблемы защиты прав потребителей и пути их решения.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 1797
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты защиты прав потребителей
1.1. История развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом
1.2. Основные права потребителей
1.3. Законодательная база по защите прав потребителей в Российской Федерации и зарубежных странах
2.1. Актуальные проблемы защиты прав потребителей и пути их решения
2.2. Деятельность организаций по защите прав потребителей в Российской Федерации
Переворотом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 года в СССР закона "Защите прав потребителей", который так и не вступил в силу, в связи с распадом СССР.
9 января 1996 года был принят Федеральный закон РФ "О защите прав потребителей", который в последующем изменялся и усовершенствовался.
Из этого следует что Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» даже в наше время не является идеальным и совершенным.
1.2. Основные права потребителей
Основные права, в основном, регулируются главой I Закона. Законодательство Российской Федерации предусматривает целый комплекс основных прав потребителей.
Основные права потребителя:
- на качество;
- на безопасность;
- на информацию;
- на возмещение ущерба;
- на судебную защиту.
1. Одним из важнейших прав потребителя, провозглашенных Законом «О защите прав потребителей» является право на получение товаров, результатов работ и услуг надлежащего качества, под которыми понимается продукция, соответствующая либо условиям договора, либо обычно предъявляемым требованиям и пригодная для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
2. Право на безопасность означает, что потребитель имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются законом.
Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Срок службы товара (работы) - период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки. Срок годности товара (работы) - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в полном объеме. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия установленным требованиям.
3. Право на информацию обозначает, что потребителю своевременно должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. Указанная информация должна быть доведена до сведения потребителя на русском языке в наглядной и доступной форме.
Статья 10 Закона «О защите прав потребителей» содержит перечень обязательной информации для товаров (работ, услуг).
Это сведения о наименовании технического регламента; об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе; о цене в рублях и условиях приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); срок службы или срок годности товаров (работ); адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
За нарушение права потребителя на информацию ст.12 Закона предусматривает ответственность изготовителя (исполнителя, продавца).
4. Право на возмещение ущерба означает, что за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.
5. Закон «О защите прав потребителей» закрепляет право на судебную защиту прав потребителей. Защита прав потребителей осуществляется судом. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
- нахождения организации,
- его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора;
если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд.
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На практике широко распространена продажа по образцам и (или) описанию.
Образец – это изделие, потребительские (эксплуатационные) характеристики которого определяют требования к качеству передаваемого товара. Описание товара – это перечень потребительских (эксплуатационных) характеристик, которыми должен обладать передаваемый товар (может сопровождаться графическим изображением, фотографией и т.п.).
Особенности продажи товаров по образцам регулируются ст.497 ГК и Правилами продажи товаров по образцам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 №918.
В соответствии с п.2 ст.7 Закона, изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Под сроком службы понимается период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине (п.1 ст.5 Закона). Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы на товары (работы) длительного пользования, в том числе комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством РФ. К ним относятся: электробытовые товары, мебельные гарнитуры, коляски детские и т.д.
В указанный Перечень не вошли работы, на которые исполнитель обязан устанавливать срок службы.
Под сроком годности понимается период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению (п.4 ст.5 Закона). Сроки годности устанавливаются на: продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы). Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством РФ. В указанный Перечень также не вошли работы, на которые исполнитель обязан устанавливать срок годности.
Продажа товара по истечении установленного срока готовности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается (п.5ст.5 Закона). Более того, п.2 ст.472 КГ предусматривает обязанность продавца передать покупателю товар, на который установлен срок годности, с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором.
От сюда мы видим, что права потребителей по закону по защите прав потребителей классифицируются по-разному, и в зависимости от категории такие права имеют свои особенности. Также законодательство предусматривает разные способы охраны прав потребителя.
1.3. Законодательная база по защите прав потребителей в Российской Федерации и зарубежных странах
Законодательная основа защиты российских потребителей только начинает складываться. Она включает Закон "О защите прав потребителей", введенный в действие 7 февраля 1992 года, и издаваемые в соответствии с данным Законом другие законодательные акты (новая редакция Закона от 9.01.96, см. приложение с. 84).
Закон "О защите прав потребителей" разработан в соответствии с руководящими принципами в защиту интересов потребителей, принятыми Генеральной Ассамблеей ООН в 1988 году.
Наиболее важные из прав:
- на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества;
- на безопасность жизни и здоровья потребителей;
- на информацию о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах);
- на просвещение потребителей и компетентный выбор необходимых товаров (работ, услуг);
- на объединение в добровольные общественные организации.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями.
Закон "О защите прав потребителей" включает 4 раздела:
- Общие положения.
- Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям.
- Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).
- Государственная и общественная защита прав потребителей.
В этом Законе дается толкование отдельных понятий.
Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Потребитель в мировой практике, как и в данном Законе, признается непрофессионалом ("профаном") и поэтому предписывается сориентировать все на человека со средними способностями.
Изготовитель – организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
Продавец – организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Стандарт – государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).
Закон установил единые критерии качества для товаров и результатов работ (услуг) независимо от организационно-правовой формы собственности на имущество лица, реализующего товар (услуги).
Другие требования к качеству товара, кроме обязательных требований, контролируемых государством, устанавливаются изготовителем в нормативной документации.
Существуют проблемы совершенствования законодательства по защите прав потребителей с учетом новых экономических отношений и реализации законов на практике.
Необходимость сохранения Среды обитания населения, охраны его здоровья, обеспечения безопасности граждан в быту и на производстве поставила перед законодательными органами и правительствами, в первую очередь экономически развитых стран, задачу создания правовой базы гарантий качества продукции и защиты потребителя.
В связи с этим рассмотрим несколько примеров. В США в 1962 г. президентом Дж. Кеннеди конгрессу был представлен билль "О правах потребителей", в котором декларировалось право потребителей на безопасность товаров, на информацию, на выбор, на право быть услышанным.
А в 1972 г. в США принят закон об обеспечении безопасности потребительских товаров, в соответствии с которым была создана комиссия по соблюдению данного закона. Этой комиссии представлен широкий круг полномочий. Ее основная задача заключается в разработке обязательных стандартов на потребительскую продукцию (совместно с заинтересованными организациями).
Федеральной торговой комиссией США установлены специальные правила гарантийных обязательств, известных как закон Магнусона-Мосса. Многим государственным ведомствам США дано законодательное право налагать штрафы на фирмы и привлекать их к судебной ответственности за несоблюдение законов.