Файл: Влияние стресса на физиологические процессы организма.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная деформация приводит к изменениям в поведении людей. Практически каждый сталкивался с ситуацией, в которой при первом знакомстве с человеком можно безошибочно определить род его профессиональной деятельности (а иногда и занимаемую должность) после нескольких минут общения или даже бегло брошенного взгляда. Особенно ярко характерные профессиональные черты проявляются у тех, чья рабочая деятельность связана с постоянным контактом с другими людьми. Например, узнать учителя можно по привычке не просто объяснять что-либо, а делать это очень детально.
О психологии профессиональной деформации личности писала известный российский ученый Грановская Рада Михайловна: «Профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но формирует и профессиональные привычки, определяя стиль мышления и стиль общения».
Понятие профессиональной деформации личности впервые использовал социолог Питирим Сорокин еще в прошлом веке. Он обратил внимание на это явление, изучая труд учителей. С этого и началось изучение изменений, провоцируемых долгим сроком работы на одном месте.
Профессиональная деформация – это перенос профессиональных навыков в обычную жизнь. В ходе ее развития происходит существенное изменение личностных качеств, развивающихся в результате продолжительного выполнения стереотипных трудовых обязанностей. Затрагиваются особенности восприятия и поведения и даже ценностные ориентиры человека.
Особенно остро проблема профессиональных деформаций встает перед представителями тех профессий, работа которых связана с постоянно испытываемым на работе стрессом. Обычному человеку сложно представить, какую эмоциональную и психическую перегрузку может испытывать пожарный или сотрудник МЧС, в работе которых секундное промедление или неверно принятое решение может стоить десятков, а то и сотен, человеческих жизней. Однако вопросы психического здоровья, стрессовых деформаций работников специальных сфер – это более глубокий и отдельный для рассмотрения вопрос, т.к. для сотрудников служб, чья работа сопряжена с нахождением в чрезвычайных и экстремальных условиях создаются специальные тренинги по уменьшению влияния стресса на организм; специальные группы поддержки и т.д.
А как же тогда влияет стресс, связанный с профессиональной деятельностью на «обычного», по стандартным мерка, человека? В каждой профессии существуют свои комплексы психотравмирующих факторов, имеющих как общую (в силу разделения труда и ограниченности физических и психологических ресурсов человека), так и специфическую природу, характерную для данной профессиональной специализации. Например, для профессии юриста к такими факторами относятся дефицит времени, напряженная, эмоционально насыщенная работа с людьми и информацией, высокая ответственность за принятые решения; для парикмахера — интенсивное общение с клиентами, работа стоя, «повышенная загазованность» воздуха препаратами химической природы, постоянная работа с электрическими приборами. При этом освоение любой профессии требует наличия у человека значимых для ее успешного осуществления качеств и способствует развитию у него особого восприятия окружающего мира и себя в нем, основанного на сформировавшемся интересе к предмету своего труда и системе отношений, задаваемой самой структурой деятельности. В связи с этим встает проблема разведения «профессионализма», приобретаемого по мере накопления опыта и складывающегося за счет гармоничного формирования профессионально-важных характеристик личности — с одной стороны, и «профессиональных деформаций», возникающих по разным причинам и выражающихся, в частности, в потере положительного отношения к предмету своего труда, — с другой.
Существует множество определений деформаций субъекта, обусловленных спецификой его труда. Эти определения включают самые разнообразные феномены: реакции личности на критические ситуации, различные формы «личностного неблагополучия» (акцентуации, невротическая симптоматика), нарушения здоровья, десоциализация, профессиональная и личностная несостоятельность, «болезни роста» и т.п. Но для всех исследователей общепринятым положением остается понимание профессиональной деформации как неблагоприятного развития личности профессионала. Интересно, что «трудоголизм» как частный случай такой деформации, выражающийся в изменении мотивационной сферы, оценивается в обществе и в некоторых организационных культурах как позитивный вариант развития человека.
Многие исследователи утверждают, что ввиду мощного формирующего воздействия профессии на личность развитие профессиональных деформаций неизбежно и задача психологов состоит в разработке профилактических средств по их предотвращению с ориентацией на обеспечение безопасности труда. Однако до сих пор остаются во многом нерешенными проблемы диагностики и профилактики развития деформаций. Еще не найдены ответы на вопросы: каковы механизмы, определяющие форму и динамику профессиональных деформаций, насколько типичны различные формы деформации для представителей определенных профессий, в какой мере они индивидуально обусловлены и, наконец, обратимы ли профессиональные деформации. Большинство авторов отмечают, что наиболее сильно подвержены профессиональным деформациям представители помогающих профессий (врачи, педагоги, социальные работники, психотерапевты, работники правоохранительных органов), относящихся к классу «человек — человек», ключевой характеристикой которых является интенсивное общение с людьми (клиентами, пациентами, учащимися и т.д.).
В данной работе стресс рассматривается как составляющая деструктивного влияния на личность человека и основной фактор развития профессиональной деформации.
Стресс (от англ. stress «нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения») — совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
Стресс, как и любой процесс, имеет несколько этапов. Этапы стресса — это определенные стадии, которые проходит человек, когда попадает в шоковую для него ситуацию .
Основные этапы стресса прослеживаются вне зависимости от природы раздражающего фактора. Основоположник концепции стресса канадский физиолог Г. Селье выделил 3 основных этапа стресса.
1.Стадия тревоги (шок). В этом момент происходит мобилизация защитных сил организма. У человека учащается дыхание и пульс, поднимается кровяное давление. В психическом плане увеличивается возбуждение. Человек концентрирует все свое внимание на раздражителе. В то же время человек начинает терять самоконтроль. Он постепенно утрачивает способность сознательно и разумно контролировать свое поведение. Организм включает защитные механизмы от стресса. На этом этапе стресса человек не может находиться долго. Если организму удалось справиться со стрессом на этой стадии, то постепенно тревога утихает, стресс заканчивается. А если же не удалось, то наступает следующий этап стресса.
2. Этап сопротивления . Этот этап наступает, если фактор стресса продолжает действовать. На этой стадии организм включает свой резервный запас сил. Все системы организма работают с максимальной нагрузкой. На этом этапе возможны два варианта развития ситуации. Или человек становится чрезмерно активным, у него повышается эффективность деятельности, происходит мобилизация сил, или же происходит резкое снижение деятельности, теряется ее эффективность, появляется пассивность и общее торможение. Поведение человека в стрессовой ситуации прежде всего зависит от его индивидуальных психических особенностей.
3. Стадия истощения. Если предыдущие этапы стресса пройдены, а адаптивные силы организма недостаточно велики, наступает третий этап — стадия истощения. Она наступает при условии очень длительного воздействия фактора стресса. На этой стадии напряжения резервные силы организма исчерпываются, истощаются. Такая ситуация может привести к болезни или ухудшению общего состояния организма.
Ведущими звеньями патогенеза в концепции стресса являются три положения: физиологическая реакция на стресс не зависит от природы стресса. Синдром ответной реакции представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на защиту человека и на сохранение целостности его организма; защитная реакция при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора проходит три определенные стадии, представляющие общий адаптационный синдром; защитная реакция, если она будет сильной и продолжительной может перейти в болезнь, так называемую болезнь адаптации. Болезнь будет той ценой, которую организм заплатил за борьбу с факторами, вызвавшими стресс.
Основные компоненты механизма общей адаптации, реализующиеся путем: мобилизации энергетических ресурсов организма для энергетического обеспечения функций; мобилизации пластического резерва организма и усиления адаптативного синтеза энзимных и структурных белков; мобилизации защитных способностей организма.
Три главных изменения, развивающихся в организме при адаптации к стрессу: адаптивное увеличение потенциальной мощности стрессреализующих систем; уменьшение стрессреакции по мере повторения стрессорных ситуаций; снижение реактивности нервных центров и исполнительных органов к медиаторам и гормонам стресса; своеобразная десенситизация.
Таким образом, некомпенсируемое воздействие стресс-факторов профессиональной и организационной среды, равно как и длительное переживание стресса, приводит к срывам механизмов адаптации и ухудшению состояния здоровья. Чрезмерное напряжение вызывает появление особой группы заболеваний стрессовой этиологии — «болезней стресса»: нарушений сердечно-сосудистой системы и органов дыхания (ишемическая болезнь сердца, астма, инфаркт, гипертония), желудочно-кишечного тракта (язва, гастрит, колит), эндокринных расстройств и расстройств обмена веществ.
1.2. Влияние стресса на психическое здоровье
Определение стресса в психологии отличается от бытового понимания. Он практически всегда сопровождается тревожным состоянием, когда на первый план выходят такие эмоции, как нервозность и обеспокоенность за результат. В совокупности они помогают организму максимально оперативно и рационально справиться с любой проблемой, активируется быстрая мозговая деятельность и порой человек сам не осознает, как ему удалось что-либо предпринять.
Многие психотерапевты уверенны, что стрессовые реакции в умеренных количествах способствуют росту и развитию личности, за счет ее выхода из зоны комфорта. Благодаря им происходит самопознание и совершенствование внешних и внутренних качеств. Но это положительное влияние во многом зависит от вида и степени выраженности стресса.
По провоцирующему фактору стресс можно разделить на:
- дистресс - происходит в результате негативного влияния, надолго выводит человека из привычного ритма жизни, возможно развитие неблагоприятных последствий, особенно если случилось что-то необратимое;
- эустресс - ответ организма на положительное воздействие, не опасен и не влечет выраженных изменений.
К психическим признакам дистресса относят: внутреннее напряжение, недержание мочи, тревожность, подавленность, апатия, плохое настроение, замкнутость, отстраненность. От исходного состояния нервной системы человека зависит то, насколько выраженным будет ответ организма и его не специфическая реакция. Эмоционально слабые личности подвержены искать решения проблемы на стороне или с помощью психотропных веществ. Именно они обычно имеют зависимость от наркотиков и алкоголя. Сильным личностям противостоять стрессу оказывается легче.
В психотерапии выделяют когнитивные, физические, поведенческие и эмоциональные симптомы стрессового состояния. Они относительны, потому что некоторые могут проявляться в поведении человека и без провоцирующего фактора, так как являются нормой для личности и заложены психотипом. Выявить истинные симптомы стресса на ранних этапах его проявления поможет психотерапевт, в запущенных случаях, когда человек теряет над собой контроль, их видно даже неспециалисту.
Когнитивные симптомы:
ухудшается память; теряется способность к самоорганизации; появляется нерешительность, сомнительность; наблюдаются пессимизм и перепады настроения; повышается тревожность, озабоченность; возможно нарушение сна, вплоть до бессонницы.
Эмоциональные симптомы: