Файл: Влияние стресса на физиологические процессы организма.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
человек становится капризным и требовательным; повышается раздражительность; возможны панические атаки; возникает склонность к депрессии; появляются мысли о суициде; возникает чувство одиночества и бесполезности; возникает враждебный настрой ко всем; чаще проявляется агрессия; возможна неудовлетворенность настоящим состоянием; происходит угнетение психоэмоционального фона.
Физические симптомы:
головокружения и головная боль; расстройство пищеварения; расстройство стула; частичное выпадение рефлексов; тошнота и рвота; нарушения дыхания;
мышечные и нервные спазмы; обострение хронических заболеваний; повышенное потоотделение; сухость во рту, чувство жажды; утомляемость.
Поведенческие симптомы:
замкнутость; отстраненность; отказ от основной деятельности; пристрастие к алкоголю или наркотикам; изменение отношения к окружающим; смена взглядов на жизнь; переоценка ценностей; подозрительность и недоверие к окружающим.
Таким образом можно сделать вывод о том, что стрессовое состояние, вне зависимости от его природы, оказывает сильнейшее негативное влияние на человека в целом. Проблема негативного влияния распространяется не только на физиологические процессы, которые, в последствии (без вмешательства специалиста), не позволяют организму нормально функционировать в условиях отсутствия стресса (болезни сердечно- сосудистой системы, желудочно- кишечного тракта и т.д., а также общее ухудшение здоровья самочувствия), но также имеет разрушительное влияние на психику человека .
2. ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ДЕФОРМАЦИЮ ЛИЧНОСТИ
2.1 Профессиональный стресс
В настоящее время в психологической литературе представлен широкий спектр концепций и моделей профессионального стресса. Большинство из них связано с необходимостью изучения стресс-факторов внешней среды и индивидуальных характеристик человека, имеющих принципиальное значение для анализа развития стресса и его негативных последствий.
При всех разночтениях в понимании профессионального стресса и многообразии теоретических моделей его развития А. Б. Леонова выделяет три основных подхода к его психологическому анализу — экологический, трансактный и регуляторный, которые легли в основу комплексной методологии анализа профессионального стресса:
- согласно экологическому подходу стресс понимается как результат взаимодействия индивида с окружающей средой (физической и социальной);
- трансактный подход рассматривает стресс как процесс субъективной оценки ситуации и актуализации доступных способов ее преодоления;
- регуляторный подход трактует стресс как особый класс состояний, отражающий изменения механизмов регуляции деятельности и поведения человека в затрудненных условиях.
Эта методология позволяет интегрировать наиболее известные в науке концептуально и эмпирически обоснованные парадигмы анализа стресса.
Исходным постулатом экологического подхода является понимание стресса как результата дисбаланса во взаимодействии между активно действующей личностью и окружающей средой. Стресс возникает в результате несоответствия (дисбаланса) требований внешней среды (физической, организационной, социальной) и индивидуальных возможностей работающего человека справиться с этими требованиями. В итоге нарастающая напряженность может привести не только к снижению эффективности деятельности, но и к нарушениям регуляции поведения, ухудшению состояния физического и психического здоровья. Основное внимание исследователей, работающих в рамках этой парадигмы, направлено на выявление:
- факторов среды, которые могут вызывать стресс (в частности, исследования профессионально-специфичных факторов риска);
- негативных последствий стресса для деятельности и психологического благополучия специалистов разных профессиональных категорий;
- взаимосвязей между факторами среды, обусловливающими повышенную напряженность и затрату ресурсов человека, и нарушениями в работе адаптационных механизмов на поведенческом, физиологическом и психологическом уровнях.
С позиций трансактного подхода понимание стресса требует целостного изучения индивида (его мотивов, знаний, установок, особенностей) в контексте конкретной ситуации. Трансакция — динамический процесс взаимодействия, особого рода отношения между человеком и ситуацией. Стресс рассматривается как процесс трансформации воздействия объективных стресс-факторов в стрессовое состояние через особенности индивидуального отношения (субъективной оценки) человека к ситуации и актуализацию стратегий преодоления затруднений и возникает в тех случаях, когда трансакция оценивается как стрессогенная, т.е. требования ситуации превышают возможности человека справиться с ними.
Становление этого индивидуально-психологического подхода связано с развитием положений когнитивной теории стресса Р. Лазаруса, поэтому главными факторами в возникновении стресса с позиции трансактного подхода являются субъективная значимость ситуации, в которой действует человек, и те способы поведения, с помощью которых он пытается преодолеть возникшие затруднения. При этом когнитивная оценка опосредуется как ситуационными характеристиками (особенностями и интенсивностью воздействия стрессора, его локализацией и др.), так и личностными факторами (мотивацией, интеллектуальными возможностями субъекта, прошлым опытом). Способ преодоления, наиболее часто выбираемый человеком в трудных ситуациях, обладает значительным потенциалом для объяснения психологических, поведенческих и соматических последствий воздействия стрессора.
Анализ стресса, проводимый в рамках регуляторного подхода, предусматривает оценку и выявление особенностей состояния человека (согласно терминологии регуляторного подхода — функционального состояния), которое возникает под влиянием ситуаций, затрудняющих деятельность или поведение. Важно, что функциональное состояние рассматривается как система внутренних ресурсов и средств деятельности, ориентированная на решение значимой для человека задачи. Она формируется и активно преобразуется в процессе деятельности, оказывая при этом влияние на успешность ее выполнения.
Изменение системы задействованных внутренних ресурсов (как физиологических, так и психологических) отражает степень успешности адаптации человека к изменяющимся условиям, т.е. механизмы регуляции поведения. Поэтому динамика стресса во времени и развитие его негативных последствий рассматриваются как смена или распад механизмов регуляции деятельности и поведения человека при актуальном или длительном воздействии стрессогенных факторов. Предметом анализа становятся механизмы активизации адаптационных ресурсов человека — физиологических и психологических, что выявляется в динамике острых и хронических стрессовых состояний. К работам, выполненным в русле регуляторного подхода, следует отнести исследования особенностей регуляции трудовой деятельности на разных стадиях динамики работоспособности; при развитии информационного стресса; при взаимодействии различных систем, обеспечивающих регуляцию произвольной активности человека и саморегуляцию его состояния .
2.2 Формы профессиональных деформаций
К основным формам стрессовых деформаций (или деформаций стрессовой этиологии) чаще всего относят поведение по типу А, синдром выгорания и фиксацию неадекватных стратегий преодоления стресса (формирование вредных для здоровья привычек — курения, употребления алкоголя и др.).
Поведение по типу А связано с такими личностными особенностями как напряженная борьба за достижение успеха, соперничество, легко провоцируемая раздражительность, сверхобязательность по отношению к профессии, повышенная ответственность, агрессивность, чувство постоянной нехватки времени. Это — хорошо знакомый тип современного профессионала, много успевающего и постоянно устремленного в будущее. Однако подобное поведение становится серьезным риск-фактором в развитии сердечно-сосудистых патологий. Уже на раннем «пике» профессиональной зрелости, в возрасте 35—40 лет, вероятность инфарктов и развития тяжелых форм гипертонии у людей с поведением по типу А в 4,5—6 раз выше, чем у людей с более сбалансированным поведением.
Исследователи отмечают, что поведение по типу А не является врожденной личностной чертой или свойством, а представляет собой прижизненно формируемый поведенческий стереотип. Предрасположенность к таким качествам может выступать как «катализатор», способный превратить стрессоры профессиональной среды в явное стрессогенное переживание с тяжелыми последующими заболеваниями
Другим видом поведенческих стереотипов, свидетельствующим о нарушении адаптации, оказывается закрепление неадекватных способов преодоления трудных ситуаций — развитие вредных для здоровья привычек (курение, алкоголизм, употребление наркотиков) и различных форм асоциального поведения (агрессивность, обман, манипулирование и др.). Такие паттерны поведения развиваются спонтанно как наиболее доступные способы купирования стресса. Однако со временем использование подобных стратегий поведения ведет к патологическим изменениям мотивационной структуры личности, нарушениям здоровья и деградации межличностных взаимодействий .
Из всех перечисленных форм профессиональной деформации самой сложной формой является так называемый синдром выгорания (от англ, burnout — выгоревший, выжженный) именно потому, что развитие этого синдрома характерно для представителей социономических профессий, которыми в постиндустриальном обществе занята подавляющая часть населения .
Термин «эмоциональное выгорание» введён американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году, для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Синдром эмоционального выгорания проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе в форме растущего негатива по отношению как к пациентам, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, ощущении неудовлетворенности работой, явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания.
Развитию данного состояния способствует необходимость работы в одном и напряженном ритме с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом. Вместе с этим развитию синдрома способствует отсутствие должного вознаграждения за выполненную работу.
Фрейденберг указывал, что подобное состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивым, склонным к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями.
В этом случае синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия
Феномен «эмоционального выгорания» был детализирован Маслач, Пельманом и Хартманом в 1982 году, в результате чего выделился его синдром. Последние из авторов, обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных компонента:
1. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.
2. Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, безличными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
3. Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности.
2.3 Факторы, влияющие на развитие синдрома
К трем основным факторам, играющим существенную роль в «эмоциональном выгорании», относят: