Файл: Исторические аспекты правового регулирования защиты государственной тайны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях реформации политического, экономического и социального устройства общества Российской Федерации, модернизации государственных институтов, а также преобразования общественных институтов на фоне процессов, которые происходят на мировой арене, особую роль играет тема обеспечения национальной безопасности государства, а особенно в такой сфере как информационная безопасность.

Тема информационной безопасности находит свое отражение как в исследованиях, так и в официальных нормативно-правовых актах.

Такие понятия как "национальная безопасность", "информационная безопасность", "информационная организация государства", закладываются в основание различного рода политических документов и концепций организаций и движений страны. Данные понятия стали предметом законотворческого процесса.

В настоящее время в большинстве сфер государственной деятельности происходят положительные преобразования в реализации новшеств, необходимо сделать акцент на том, что развитие информационной организации государства объективно переживает критический сложный. В результате защищенность информационной сферы и ее ресурсы отстают в развитии от других институтов современного российского общества. Данное обстоятельство негативно сказывается не только на информационной организации государства, но и на состоянии информационной безопасности РФ, информационной безопасности личности и всего общества.

Цель данной курсовой работы – изучение правовых основ защиты государственной тайны в РФ.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить исторические особенности правового регулирования защиты государственной тайны в России;
  • провести анализ нормативно-правовых основ в области защиты государственной тайны в РФ;
  • изучить особенности государственной тайны в РФ на современном этапе ее развития.

Глава 1. Исторические аспекты правового регулирования защиты государственной тайны

Понятие государственной тайны

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Федеральным Законом N 5485-1 "О государственной тайне". Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нести ущерб безопасности РФ.


В статье 5 5485-1-ФЗ "О государственной тайне" изложены сведения, подлежащие отнесению к государственной тайне, которые подразделяются на четыре основные группы:

  • сведения в военной области;
  • сведения в области экономики, науки и техники;
  • сведения в области внешней политики и экономики;
  • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. [1]

Основным критерием отнесения сведений к государственной тайне является необходимость обеспечения обороны безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального Закона №5485-1 "О государственной тайне" установлено три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Основным критерием при отнесении сведений к тому или иному грифу секретности служит степень тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Сведениям, которые составляют государственную тайну и требуют наибольшую защиту, присваивается гриф "особой важности"; требующим меньшую степень защиты - "совершенно секретно", затем "секретно".

Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены Постановлением Правительства РФ. Данные правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разработке ими развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию.

Количественные и качественные показатели ущерба безопасности РФ определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, которые утверждаются руководителями органов государственной власти, наделённые полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

Таким образом, отнесение сведений, составляющих государственную тайну, к той или иной степени секретности зависит от того, в насколько широкой сфере может быть причинен ущерб безопасности государства.


1.2 Защита государственной тайны в разрезе истории России

Первое упоминание о защите информации в нашем государстве в сфере государственной службы историки относят к 1720 году, а именно данное упоминание находится в Генеральном регламенте[2]. Но если рассматривать более тщательно данный вопрос, то эта тема упоминается еще в указе Петра I 1714 года, в котором выделяется особый порядок рассмотрения секретных дел[3]. В дальнейшем развитие нормативно-правовой базы произошла в таких нормативно-правовых документах как:

  • Указ российского Императора от 13 января 1724 года «О написании секретных дел в партикулярных письмах»;
  • Указ российского Императора от 16 января 1724 года «О поручении секретных дел в Сенате благонадежным людям»;
  • Приказ Правительствующего Сената от 5 марта 1724 года «О надписях на пакетах, в которых секретные дела»[4].

В данных документах нашел свое отражение и прообраз прошлого порядка допуска к секретным документам. Далее законодательство в данной сфере продолжало совершенствоваться.

В приказе 1768 года «О подписывании представлений, доношений и рапортов по секретным дела» на пакетах дел должно было проставляться слово "секретно"[5]. В этом приказе особое внимание уделяется нарушениям действующего порядка со стороны ряда губерний. При нарушении предусматривался штраф в 10 рублей. Обращает на себя внимание и письмо от 2 августа 1906 г. N 991 от П. Столыпина Государю, в котором он докладывает о результатах расследования случая разглашения Российским телеграфным агентством секретных данных о доставке на Амур десяти канонерских лодок и принятии мер по недопущению таких случаев[6].

Анализ законодательства в области уголовно-правовой защиты государственных секретных данных дореволюционной России показывает, что впервые эти вопросы документально прослеживаются в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года.[7] В нем был раздел «О преступлениях государственных", в котором указывался перечень деяний, относящихся к государственной измене, а именно: сообщение российским подданным "государственных тайн иностранному правительству", злоупотребление доверием дипломатическим или иным чиновником "с умыслом в явный вред для отечества" и многие другие. Более детальный перечень государственных преступлений и наказания за их совершение определяло Уголовное уложение 1903 года, в главе "О государственной измене" которого устанавливалась уголовная ответственность за "шпионство" (хотя само это понятие не определялось)[8].


Принятый в 1912 году Закон «Об изменении действующих законов о государственной измене путем шпионства в мирное время» расширил понятие государственной измены путем шпионажа, с одной стороны, изменив изложение некоторых статей Уголовного уложения, а с другой - введя в действие ряд новых карательных постановлений, предусматривающих уголовную ответственность за некоторые виды шпионажа, ранее уголовно ненаказуемые.[9] Согласно новому Закону шпионаж рассматривался как самостоятельное преступление, а не как один из семи видов государственной измены, охватывая не только сам процесс шпионажа и пособничество ему, но и просто разглашение секретных сведений. Важным явилось и то, что Закон ввел новое определение государственной тайны применительно к военной сфере - это "сведения или предметы, касающиеся внешней безопасности России или вооруженности ее сил и сооружений, предназначенных для военной обороны страны".

Первая мировая война внесла свои коррективы в регулирование защиты государственной тайны в России. Первый закон был посвящен военной цензуре. Были опубликованы три перечня сведений, составляющих военную тайну. Позже был принят Указ «Об утверждении Временного положения о военной цензуре». Основная задача закона- контроль над выходящей в условиях войны всей печатной продукцией, а также просмотр корреспонденции.

Далее появился перечень сведений и изображений, касающихся безопасности России и ее обороны, оглашение и распространение которых в печати, в речах или докладах, произносимых публичных собраниях, воспрещаются. Документ состоял из 25 пунктов, которые запрещалось освещать обычным гражданам.

Позднее в 1914 году было издано Постановление «О дополнении Перечня сведений и изображений, касающихся внешней безопасности России и ее военно-морской и сухопутной обороны, оглашение и распространение коих в печати, в речах или докладах, произносимых в публичных собраниях».

Ученые, исследуя вопросы связанные с государственной тайной, выделяют 3 временных этапа зарождения рассматриваемого процесса:

  • 1892 - 1912 гг.. В этот промежуток времени была попытка не отстать от европейцев в борьбе со шпионажем.
  • 1912 - 1914 гг.. Данное время принято считать наиболее благоприятным для судебной практики в сфере противодействия шпионажу.
  • 1914 - 1917 гг.. Происходит отставание от реалий жизни. Перечень сведений, составляющих военную тайну, следовало бы принимать вместе с комплексом законов по данной тематике.

Начиная с 1917 года в СССР действовала административно-правовая система защиты государственных секретов. Существовало две базовые системы тайны: государственная и партийная. В то время большая часть документов была засекречена. И с каждым годом количество документов, которые засекречивали становилось все больше и больше. Причин этому явлению было несколько. Главной причиной, конечно, был шпионаж.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых преследуется по закону в 1947 году стал меньше.

В результате всех засекречиваний данных, возможность своевременного обмена информацией о новых научных и промышленных разработках приносила вред для экономики страны и мира в целом. Например, одновременно могли финансироваться несколько аналогичных проектов в разных отраслях промышленности, что подрывало экономическую стабильность. Вследствие этого можно сделать вывод, что засекречивание данных приносило вред развитию страны, то есть данный процесс научно-технический прогресс.

1.3 Защита государственной тайны в международной практике

Согласно закону "О коммерческой тайне" США от 1979 года, коммерческая тайна – это информация, которая имеет самостоятельную экономическую стоимость вследствие того, что она не является общедоступной, общеизвестной.

Рассмотрим несколько зарубежных опытов.

ФРГ. В данной стране защита информации регулируется законом " О недобросовестной конкуренции". Согласно данному закону конфиденциальная информация включает в себя цели фирмы, размер банковских кредитов, баланс, компьютерное обеспечение деятельности и так далее. Государственная тайна также придерживается данным принципам, но адаптирована под политические реалии.

Япония. В Японии нет законов о коммерческой тайне. Система экономической безопасности включает в себя совокупность сил, средств, принципов, методов, направленных на обеспечение экономической безопасности, на противодействие внутренним и внешним угрозам и создание условий для нормального функционирования и экономического развития предприятия и государства в целом.

Исландия. Согласно законодательному акту Исландии от 1989 года "О регистрации обращения с персональными данными" под персональными данными понимаются данные, которые связанны с частными, финансовыми или иными делами индивидов, государств, институтов, компаний или юридических лиц, которые эти лица обоснованно должны держать в секрете. Государственная тайна в Исландии также находится на попечении законодательных органов власти, которые постоянно обновляют законодательную базу в сфере информационной безопасности в соответствии с ситуаций на политической арене, а также в связи с реформацией информационных технологий мира.