Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Кадровые стратегии организации
1.1 Понятие стратегии, взаимосвязь стратегий организации
1.3 Разработка кадровой стратегии
1.4 Факторы, влияющие на кадровую стратегию
1.5 Кадровая стратегия в сфере государственной и муниципальной службы на современном этапе
Глава 2. Анализ кадровой стратегии МКП «Ухтаспецавтодор»
2.1 Особенности деятельности МКП «Ухтаспецавтодор»
2.2 Анализ кадрового состава МКП «Ухтаспецавтодор»
2.3 Анализ системы управления кадрами предприятия
Введение
Кадровая стратегия основывается на кадровой политике и стратегии развития организации и носит долгосрочный характер. Разработка стратегии управления персоналом состоит в определении основных направлений действий, ресурсов, временных параметров, комплекса мероприятий по реализации выбранного курса действий.
В первой части настоящей работы представлены теоретические основы кадровой стратегии в системе стратегического управления организацией, в второй части проанализирована кадровая стратегия муниципального казенного предприятия «Ухтаспецавтодор» МОГО «Ухта» (далее - МКП «Ухтаспецавтодор»). кадровый стратегия корпоративный культура
Глава 1. Кадровые стратегии организации
1.1 Понятие стратегии, взаимосвязь стратегий организации
В настоящее время в России все чаще говорят о стратегии развития, стратегическом управлении, стратегическом планировании применительно к стране в целом или отдельным отраслям экономики, организации и даже человеку (стратегия жизни, карьерные стратегии и др.). Это обусловлено возросшей необходимостью противостоять неопределенности и непредсказуемости внешней среды, сделать ситуацию прогнозируемой [2, c. 26].
При этом, как показывает анализ публикаций, под стратегией понимают - в широком смысле - видение будущего и способ его приближения, в прикладном значении - некое важное целеполагание на относительно длительный период времени. Отсюда стратегическое управление – это «управление будущим» [2, c. 26].
Стратегическое планирование, в свою очередь, - процесс управления развитием, выработки стратегии развития. И это отличает стратегическое планирование от планирования как одной из функций управления. Стратегический план составляется с целью управления развитием, а оперативный - для управления функционированием. При традиционном подходе планирование производится «от наличных ресурсов» - временных, человеческих, материально-технических, финансовых и др., а при стратегическом планировании вначале определяется желаемый результат - «видение», а затем определяются способы его достижения [2, c. 26].
Стратегия развития - способы проведения целенаправленных изменений в какой-либо сфере деятельности в определенные периоды.
Используя данный подход, определим понятие «кадровая стратегия» как совокупность основных принципов, функций и методов деятельности по управлению кадрами/персоналом, применяемых в течение определенного времени для достижения заданной цели. Другими словами, это процесс управления развитием организации специфическими способами кадровой работы [2, c. 26].
В целом в становлении стратегического управления персоналом можно выделить следующие фазы:
1) хаотическое реагирование в кадровой работе на постоянные изменения во внешней среде организации;
2) стратегическое планирование в узком смысле: предвидение новых осложнений во внешних условиях деятельности организации и разработка стратегий ответных кадровых действий;
3) управление стратегическими возможностями: выявление внутреннего потенциала организации для адаптации к быстро меняющейся среде;
4) управление стратегическими задачами в реальном времени: разработка и реализация постоянно корректируемой кадровой программы;
5) стратегическое управление развитием персонала. Прогнозируются не только будущие проблемы и пути их решения, но и уровень профессиональной компетентности, необходимый персоналу организации для успеха в будущем [2, c. 27].
Кадровая стратегия должна основываться на общей стратегии развития организации, однако взаимосвязь кадровой стратегии и стратегии развития организации (бизнес-стратегии) может быть различной (табл. 1). [2, c. 27].
На практике в организации наблюдается использование руководством элементов различных кадровых стратегий в разных направлениях деятельности, при этом одна кадровая стратегия берется за основу.
Итак, кадровая стратегия - одна из основных стратегий развития организации, тесно взаимосвязана с целями ее деятельности [2, c. 28].
Таблица 1. Взаимосвязь кадровой и бизнес-стратегии организации
Вариант взаимосвязи |
Характеристика |
Кадровая стратегия зависит от бизнес-стратегии |
Эффективная форма организации работы с персоналом, средство достижения бизнес-целей с учетом потребностей каждого работника и компании в целом. Дает возможность быстрой адаптации методов работы с персоналом к изменениям в ведении бизнеса. Можно не просто управлять имеющимися ресурсами, а обращаться к новым возможностям. |
Бизнес-стратегия зависит от кадровой стратегии |
У работодателя нет возможности найти мотивированный персонал с нужной квалификацией, а его развитие внутри организации требует времени, поэтому новые направления ведения бизнеса лимитированы потенциалом нынешних работников. Основной ресурс - компетенции сотрудников. |
Кадровая стратегия и бизнес-стратегия не зависимы друг от друга |
Человек рассматривается в качестве инструмента, его работа нуждается в оптимизации. Стиль управления персоналом - «нанять и уволить». Требования к персоналу низки, а подход к его отбору поверхностен. Недостаток квалификации компенсируется строгой дисциплинарной системой и надзором. Низкий уровень требований к сотрудникам не предполагает повышение их профессионального уровня. Важнейшим мотивирующим инструментом является оплата труда. |
Кадровая стратегия и бизнес-стратегия взаимозависимы |
Управление персоналом оказывает влияние на ведение бизнеса. Планы компании своевременно соотносятся с мероприятиями в сфере кадровой политики (обучением, набором и т. п.); персонал и его качества расцениваются как потенциал компании. Человек в ее рамках рассматривается как ресурс, который необходимо развивать, предполагает строгий отбор сотрудников, поощрение их инициативы, нематериальную мотивацию, командную работу, отлаженную систему обучения, идентификацию сотрудников с Компанией. |
1.2 Типы кадровой стратегии
Кадровые стратегии можно классифицировать по различным основаниям. Так, понимание управления персоналом как управления отношениями в организации дает возможность выделить кадровые стратегии в зависимости от складывающихся отношений сотрудников к организации, проявляющихся в таких характеристиках, как деловая активность и особенности организационного поведения, и руководителей всех уровней управления к персоналу, отраженных в принципах кадровой политики, выделяются следующие типы стратегий:
- потребительская. У сотрудника и организации отсутствуют общие цели и ценности, но имеют место интересы: у организации к работнику как «рабочей силе», а сотрудник использует возможности организации для удовлетворения своих потребностей (в месте работы, зарплате и т. д.);
- партнерская. У сотрудника и организации цели и ценности согласованы, имеют место взаимовыгодные партнерские отношения, развитие сотрудника обеспечивается организацией, а сотрудник, в свою очередь, увеличивает свой вклад в ее деятельность;
- идентификационная. При данной стратегии отношения строятся на основе совпадения целей и ценностей; движущей силой реализации потенциала сотрудника является развитие организации и, наоборот, организация развивается, если развивается каждый сотрудник [2, c. 28].
Возможен деструктивный вариант стратегии, когда сотрудники и организация не признают цели и ценности друг друга; у них присутствуют ситуативные интересы; развитие происходит независимо, может принимать негативный характер, когда сотрудник и организация подрывают репутацию друг друга [2, c. 28].
Каждая стратегия по-разному отражается на системе управления персоналом (табл. 2).
Таблица 2. Особенности управления персоналом при различных кадровых стратегиях
Характеристики кадровой ситуации и организационного поведении персонала |
Принципы кадровой политики |
Специфика кадровых технологий |
Особенности корпоративной культуры |
Потребительская стратегия |
|||
Высокая текучесть персонала по причине неудовлетворенности трудом при сохранении кадров пенсионного возраста |
«Люди разные нужны» «Незаменимых нет» |
Основной функцией является учет кадров и контроль за исполнением должностных инструкций |
Отсутствие взаимной ответственности |
Приток квалифицированных кадров снижен, имеет место скрытый отток, неполная занятость и низкие результаты труда |
Максимальное использование работников на видах работ, которые не требуют внедрения инноваций |
Планирование персонала носит стихийный характер, набор сотрудников производится по формальным критериям |
Имитация приверженности инаправленность на внешние атрибуты |
Исполнительность, минимальная инициативность, имитационная (демонстрируемая) лояльность |
Основой для мотивации является предоставление льгот. Вознаграждение связано с занимаемой должностью и другими формальными критериями |
Аттестация рабочих мест сотрудников и их оценка на соответствие занимаемой должности по формальным требованиям |
Искусственное формирование имиджа, манипулирование этическими нормами |
Предприимчивость поведения и активность, обусловленные стремлением к достижению собственных целей |
Кадровая работа обеспечивается минимально необходимыми ресурсами и направлена на поддержание функционирования организации |
Планирование карьеры не осуществляется, кадровый резерв не готовится, ставка делается на привлечение руководителей со стороны |
Утрата конкурентных преимуществ |
Характеристики кадровой ситуации и организационного поведении персонала |
Принципы кадровой политики |
Специфика кадровых технологий |
Особенности корпоративной культуры |
Партнерская стратегия |
|||
Текучесть кадров связана с резкими изменениями в стратегии развития и кадровой политике |
Избирательный и рациональный подход: поддержка усилий приверженных и творческих сотрудников |
Мониторинг мотивационного и социально-психологического климата |
Персонифицирован-ность (гордимся отдельными сотрудниками и определенными достижениями) |
Приток кадров носит стихийный характер, скрытый отток минимизирован. Присутствуют элементы системы воспроизводства кадров |
Развитие потенциала сотрудников, обеспечивающих реализацию инноваций. Вознаграждение адекватно вкладу в достижение результатов деятельности |
Отбор персонала на основе оценки уровня компетентности |
Ценность внедрения инноваций и интенсивное развитие |
Кадровый состав несбалансирован по отдельным показателям (возраст, квалификация) |
Мотивация направлена на содержательные аспекты профессиональной деятельности, поощряется саморазвитие |
Оценка и продви- жение персонала на основе стремления к саморазвитию |
Этичность делового взаимодействия. Имидж зависит от развития ситуации |
Активное участие в профессиональной деятельности. Нормативная и мотивированная лояльность, ответственность и организованность. Направленность деловой активности на достижение целей саморазвития |
Инвестиции осуществляются в программы развития перспективных сотрудников. Финансируются основные кадровые программы (мотивационные, социальные и др.) |
Формирование кадрового резерва по отношению к отдельным должностям и сотрудникам |
Конкурентные преимущества связаны с повышением управляемости, реализацией бизнес-проектов, увеличением числа квалифицированного персонала, уверенности сотрудников в будущем, освоения новых услуг и технологий |
арактеристики кадровой ситуации и организационного поведении персонала |
Принципы кадровой политики |
Специфика кадровых технологий |
Особенности корпоративной культуры |
Идентификационная стратегия |
|||
Стабильность, текучесть персонала минимальная и связана с объективными факторами |
Уважение и доверие, самомотивация сотрудников на достижение высоких результатов и успеха |
Делегирование полномочий и ответственности, долговременное планирование персонала |
Ценностная основа, высшей ценностью является качество (персонала, менеджмента, услуг, среды). |
Приток кадров упорядочен, осуществляется планомерное воспроизводство кадрового потенциала |
Вознаграждение индивидуализировано и адекватно сверхнормативной активности сотрудников |
Отбор на основе ценностных ориентаций и личностного потенциала |
Выражена взаимная социальная ответственность, клиентцентрированная позиция Высокие этические стандарты |
Кадровый состав сбалансирован по всем показателям. Активная жизненная позиция, инициативность в реализации новых услуг и технологий, лояльность на уровне убеждений |
Поощряются сотрудники, проявляющие высокий уровень приверженности |
Оценка с целью развития профессионально важных качеств и на основе самооценки достижений |
Имидж организации и каждого сотрудника совпадает с репутацией |
Направленность на достижение целей организации, эффективный самоконтроль в профессиональной деятельности |
Инвестиции в развитие личностного и профессионального потенциала сотрудников являются приоритетом |
Должностное продвижение на основе индивидуальных траекторий профессионалного развития. Практика замещения должностей из состава кадрового резерва |
Конкурентные преимущества состоят в максимальной гибкости в реагировании на условия окружающей среды, росте привлекательности организации за счет обеспечения высокого качества деятельности |
Таким образом, реализация того или другого типа кадровой стратегии отражается на всех аспектах управления персоналом, в результате может терять или приобретать конкурентные преимущества [2, c. 31].
Кадровые стратегии можно классифицировать в зависимости от этапа жизнедеятельности организации. Данные виды кадровых стратегий будут рассмотрены следующей главе [2, c. 31].
1.3 Разработка кадровой стратегии
Разработка кадровой стратегии предполагает ответы на вопросы:
- в каком состоянии сейчас находится организация и ее персонал;
- в каком направлении должны быть произведены изменения в количественном и качественном составе персонала;
- как, каким способом должны быть произведены эти изменения, чтобы выполнить будущие задачи [2, c. 31].
Этапы процесса выработки кадровой стратегии:
1-й – планирование количественной и качественной потребности в персонале;
2-й - анализ наличия необходимого персонала, рационализация численности;
3-й – планирование профессионального развития и карьеры работников; обеспечение уровня квалификации, соответствующего возможностям и производственной необходимости; определение принципов и форм оценки персонала;
4-й - выработка принципов и системы оплаты труда - определение особенностей оплаты труда отдельных категорий работников;
5-й - планирование затрат на персонал; определение потребности в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения социальных гарантий и компенсаций работникам [2, c. 31].
На первом этапе планирование потребности в персонале проводится по категориям работников с учетом внешних и внутренних факторов, таких как стратегия развития организации, количество производимой продукции/услуг, применяемые технологии, динамика рабочих мест и т. д. При этом помимо количественных показателей должны быть выявлены профессионально-квалификационные требования и способности, необходимые работникам для реализации стратегии развития организации [2, c. 32].
На втором этапе при анализе наличия необходимого персонала устанавливается фактический избыток или дефицит численности работников, проводится выбор вариантов высвобождения или привлечения персонала; определяются методы рационализации численности, оптимизации соотношения внутреннего (перемещения) и внешнего (прием новых сотрудников) методов привлечения персонала [2, c. 32].
На третьем этапе проводится планирование профессионального развития персонала и карьеры работников с целью обеспечения такого уровня квалификации работников, который соответствует их возможностям и производственной необходимости. Профессиональное развитие способствует достижению определенного уровня профессионализма, обусловливающего дальнейший профессиональный рост работников и возможность переноса сформированных навыков и умений в измененные условия деятельности [2, c. 32].
Основу профессионального развития составляет профессиональное обучение, однако в процессе развития происходит не только накопление знаний и формирование умений человека, изменяется и совершенствуется само умение учиться, повышается готовность к применению знаний. Управление профессиональным развитием - составная часть системы управления персоналом - является специально организуемой деятельностью, направленной на расширение, углубление и обновление знаний и навыков, подготовку к качественному выполнению функций, занятию иных должностей [2, c. 32].
Система профессионального развития включает изучение образовательных потребностей, диагностику профессиональной компетентности работников, обучение, профессиональную адаптацию, построение карьерной стратегии, конкурсный отбор в кадровый резерв, стимулирование самообучения [2, c. 32].
На четвертом этапе выработка принципов оплаты труда предусматривает определение ее особенностей для отдельных категорий работников, установление стимулирующих выплат, так как в стимулировании персонала система оплаты труда занимает лидирующее место. Оптимально сформированная система оплаты труда служит не только способом контроля работы персонала, но также фактором развития организации [2, c. 32].
Формы и системы заработной платы - это способ установления зависимости между количеством и качеством труда, т. е. между мерой труда и его оплатой. Для этого используются различные показатели, отражающие результаты труда и фактически отработанное время. Иными словами, форма оплаты труда устанавливает, как оценивается труд при его оплате: по конкретной продукции, по затраченному времени или по индивидуальным или коллективным результатам деятельности. Существует множество способов формирования основной заработной платы, но принятые в отечественной практике модели системы оплаты труда могут служить вариантами для конкретного предприятия или организации. Поэтому важно выбрать оптимальный вариант и адаптировать его к условиям деятельности [2, c. 33].