Файл: Понятие и методологические основы формирования систем мотивации персонала на предприятии.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и методологические основы формирования систем мотивации персонала на предприятии
1.1 Сущность и механизм мотивации трудовой деятельности персонала предприятия
1.2 Стимулирование и его значение в процессе мотивации трудовой деятельности персонала
1.3 Методология формирования системы мотивации персонала предприятия
Глава 2 Анализ особенностей мотивации на малых предприятиях
2.1 Особенности мотивации на малых предприятиях
2.3 Выводы и рекомендации по усовершенствованию системы мотивации в НОУ УК «Ульяновскавтотранс»
Социальные выплаты рассматриваются как вознаграждения, не связанные с количеством и качеством труда, вознаграждения, которые получают сотрудники за факт работы в данной организации или на данном предприятии. К данным выплатам относятся медицинская страховка, оплата отпусков, бесплатные обеды, компенсация транспортных расходов и прочие социальные выплаты, определенные законодательством или присущие только данной организации.
Система нематериальной мотивации включает совокупность внешних стимулов немонетарного характера, которые используются в организациях малого бизнеса для поощрения эффективности труда.
К методам нематериального стимулирования можно отнести:
- обеспечение карьерного роста сотрудников (движение по карьерной лестнице «вверх», с повышением занимаемого статуса);
- гибкий график рабочего времени (проектная система работы);
- приоритет при планировании отпуска сотрудников компании;
- регулярная «горизонтальная» ротация кадров;
- упоминание имени сотрудника в реализованном им проекте;
- устная или письменная благодарность за эффективную работу;
- проведение профессиональных конкурсов среди сотрудников, с награждением дипломами;
- размещение рекомендательных писем клиентов на специальном информационном стенде компании, где все сотрудники имеют возможность их видеть;
- проведение корпоративных праздников для сотрудников.
Использование материальных и нематериальных стимулов направлено на повышение мотивации персонала.
Таким образом, для наиболее эффективной деятельности организаций малого бизнеса необходимо наличие благоприятных факторов внутренней и внешней среды, эффективная система мотивации, что позволит сформировать хорошо мотивированную команду единомышленников с сильным лидером-предпринимателем, заинтересованном в успехе своего дела.
2.2 Исследование мотивации персонала методами на примере малого предприятия негосударственное образовательное учреждение Учебный комбинат «Ульяновскавтотранс.
Автошкола – малое предприятие, форма собственности - частная. Негосударственное образовательное учреждение Учебный комбинат «Ульяновскавтотранс» было основано в 2007 году. Вид деятельности – предоставление образовательных услуг. В настоящее время имеет 6 филиалов в пределах города: ул. Ленина, д. 104 а, ул. Корунковой, д. 15, ул. Ефремова, д. 52 В, ул. Пушкинская, д. 4а, офис 317 и один филиал в Новоульяновске, ул. Ульяновская, д. 24., Новый город, ул. 40 лет Победы, д. 7. Коллектив автошколы составляет 55 человек. В основном это люди со средним профессиональным образованием, редко с высшим профессиональным. Коллектив дружный, практикуется взаимопомощь. В настоящее время увольнения в организации редки, конфликты возникают изредка. Увольнения в автошколе незначительны. Основная причина увольнений – собственное желание.
На базе автошколы НОУ УК «Ульяновскавтотранс» было проведено анкетирование на тему «Оценка мотивации персонала». В исследовании участвовали разновозрастные группы - от 21 года до 75 лет, среди них женщин – 13 человек, мужчин – 42 человека. Образование: от среднего полного общего до высшего профессионального, со средним образованием – 8 человек, с высшим образованием – 10 человек, с начальным профессиональным образованием - 7 человек, со средним образованием – 10 человек (см рис.6 ) Всего в опросе участвовало 55 человек, что составляет 100 % опрошенных.
Рисунок.6. Уровень образования сотрудников НОУ УК «Ульяновскавтотранс»
Испытуемые в количестве 55 человек являются членами одного трудового коллектива , стаж совместной работы составляет более 1 года.
Предмет исследования – степень удовлетворенности персонала организации существующим методам мотивации. Участникам опроса была предложена анкета, которая содержала вопросы из «Положения об оплате труда и материальном стимулировании мастеров производственного обучения НОУ УК «Ульяновскавтотранс» на 2010 год», а также вопросы о предпочтениях в видах материального стимулирования и удовлетворенностью своим видом деятельности. Анкетирование проводилось в соответствии с нормами профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик: с соблюдением принципов конфиденциальности получаемой информации , обеспечения права индивида отказаться от участия в обследовании, информирования индивида об использовании получаемой информации. Анкетирование проводили в отсутствии посторонних.
Результаты анкетирования показали, что среди администрации и специалистов довольны видами материального стимулирования – 10 человек (77%) из 13 человек, трое из них (главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, кассир) затруднились ответить, что можно объяснить стабильной выплатой зарплаты, условиями труда; среди мастеров производственного обучения – 7 (20%) человек удовлетворяет существующая система мотивации, 23 (77%) человека – неудовлетворены размерами премий из-за критериев, которые лежат в основе расчета «бонусов» к заработной плате (см. Рис 1.8), среди педагогов – 10 (83%) человек удовлетворены, 2 (16%) человек – неустраивает размеры премий из-за зависимости их от критериев, прописанных в «Положении».
Размерами заработка удовлетворены – 13 (8%) человек из участников опроса – это администрация и специалисты, среди них трое «неудовлетворены»- 2 человека - уборщики производственных помещений, 1 человек – сторож, 10 (18%) человек выбрали ответ «скорее удовлетворен, чем не удовлетворен» - это преподавательский состав, 7 (3%) человека затруднились ответить, это «новички» среди мастеров производственного обучения,2 преподавателя, 26 (14%) человек выбрали вариант «скорее не удовлетворен, чем удовлетворен», среди них 23 человека – от критериев, прописанных в «Положении» (см. рис 7).
Рисунок.7- Оценка удовлетворения персонала НОУ УК «Ульяновскавтотранс» методами мотивации
Такой разброс в ответах объясняется разными запросами участников опроса, так как людям пенсионного возраста автошкола позволяет получить дополнительный заработок к пенсии, а молодежь вынуждена подрабатывать, находить новые виды деятельности с наиболее высокой оплатой труда. В целом довольны размерами заработной платы 43 человека, что составляет 78 %. В категорию недовольных попали следующие работники: 23 человека – мастера производственного обучения, 3 сторожа, 2 преподавателя, что можно объяснить тем, что у сторожа низкий оклад, надбавок нет, премии отсутствуют, у мастеров и преподавателей наблюдается большая зависимость от разработанных критериев в «Положении» (см. Рис. 8)
Режимом работы удовлетворены 40 (72%) человек из опрошенных, среди них 30 – мастера производственного обучения , 10 преподавателей, что, по-видимому, связано с тем, что у преподавателей занятия начинаются в вечернее время, днем они свободны, у мастеров производственного обучения напротив весь день расписан по часам по заранее составленному графику.
Рисунок. 8- Анализ оценки мотивации мастеров по критериям
Поэтому у преподавателей появляется возможность работать по совместительству в других организациях. 15 человек затруднились ответить.
Из диаграммы « Анализ оценки мотивации мастеров по критериям» видно, что размером заработной платы недовольны 23 человека из 30, что составило 77%, 5 человек (17%) неудовлетворены отношениями с коллегами, еще 5 человек (17%) – неудовлетворены отношениями с руководителем. Поэтому целесообразно для мастеров производственного обучения пересмотреть критерии выплаты заработной платы. Неудовлетворенность 5 человек отношением с коллегами можно объяснить психологической несовместимостью. Неудовлетворенность 5 человек отношениями с руководителем объясняется недоступностью руководителя.
Санитарно-гигиеническими условиями труда удовлетворены 45 (81%) человек, это такие категории персонала, как мастера производственного обучения 30 человек), преподаватели (12 человек), 3 человека – специалисты (юрист, заведующая учебной частью, кассир), 5 (9%) человек выразили мнение – «неудовлетворен», среди них инспектор по учебной работе, заместитель директора по учебной работе, бухгалтер, руководители структурных подразделений, 5 (9%) человек скорее удовлетворены, чем нет, среди них сторожа- 3 человека, уборщики производственных помещений – 2 человека. Как ни странно, в классах покрытие пола из старого линолеума, в туалетах – старая сантехника (см. Рис. 1.10) Уровнем организации труда удовлетворены 40 (72%) человек, среди них 30 человек – мастера производственного обучения, 7 преподавателей, 3 специалиста – юрист, заведующая учебной частью, бухгалтер, 5 (9%) человек затруднились ответить на поставленный вопрос, все они преподаватели, 5 (9%) человек выразили мнение «скорее удовлетворен, чем нет», среди них, кассир, сторожа – 4 человека, 5 (9%) человек оказались не удовлетворены, среди них 2 уборщика производственных помещений, слесарь по ремонту оборудования, руководитель структурного подразделения, инспектор по кадрам. Из диаграммы «Анализ оценки мотивации преподавателей по критериям» видно, что размером заработной платы неудовлетворенны 2 человека из 10 человек, это преподаватели филиала по ул. Ленина. Это связано с набором групп по обучению и зависимостью заработной платы от критериев, прописанных в «Положении», в связи с небольшим набором групп, окончательный заработок преподавателей в филиале по ул. Ленина ниже, чем в других филиалах, режимом работы недовольны 2 человека - в филиале по ул. Ефремова большие группы, преподаватели не всегда успевают читать лекции каждый день, так как они работают в нескольких местах.
Рисунок. 9-. Анализ оценки мотивации преподавателей по критериям
Отношением с руководителем недовольны 2 преподавателя: один недоволен предвзятым отношением, другой – условиями работы (нежелание работать по договору подряда). Всвязи с изложенным, можно предложить нанять еще преподавателя для чтения лекций в главном филиале, либо ввести в комбинате группы дневного обучения в помощь преподавателям в главном филиале.
Отношениями с коллегами удовлетворены 45 (81%) человек, среди них мастера производственного обучения – 25 человек, 12 преподавателей, бухгалтерия, 5 (9% ) человек выбрали ответ «скорее удовлетворен, чем нет», это категория специалистов, 5 (9%) человек оказались неудовлетворенными - мастера производственного обучения : это связано с индивидуальными особенностями отдельных людей (необщительность, наглость).
Отношениями с непосредственными руководителями удовлетворены 40 (72%) человек, это мастера производственного обучения - 25 человек, преподаватели – 10 человек, 5 (9%) человек выбрали ответ «скорее не удовлетворены», среди них 2 преподавателя, бухгалтерия, 5 (9%) человек оказались неудовлетворенными, среди них мастера производственного обучения, 5 (9%) человек затруднились ответить – отдел АХО (см. Рис. 10)
Рисунок. 10- Анализ оценки мотивации администрации и специалистов по критериям
Уровнем технической оснащенности довольны 50 (90%) человек, среди них 30 человек – мастера производственного обучения, 12 преподавателей, 8 человек – бухгалтерия – 4 человека, инспектор по кадрам, заведующая учебной частью, инспектор по учебной работе, юрист из 55 опрошенных. Остальные 5 человек – затруднились ответить, среди них уборщики производственных помещений, сторожа. Действительно, место каждого специалиста оснащено современной офисной техникой, мастера производственного обучения ездят на технически исправных автомобилях, для преподавателей в классы закуплены видеопроекторы, ноутбуки, учебные плакаты, муляжи.
Из диаграммы «Анализ оценки мотивации администрации и специалистов по критериям» видно, что 3 человека (сторожа) недовольны размерами заработка, 5 человек неустраивают санитарно-гигиенические условия – состояние санузла на ул. Ленина, ул. Ефремова. Уровнем организации труда недовольны 5 человек, среди них инспектор по кадрам, которой необходим компьютер, оборудованный программой 1С, оплата услуг сотовой связи, 2 уборщицы, которых вовремя не обеспечивают инвентарем, слесарь по ремонту оборудования, которому не хватает новых инструментов, руководители структурных подразделений, которым необходима компьютерная техника, оплата услуг сотовой связи. Отношением с руководителем недовольны 3 человека – все они работают в бухгалтерии, недовольство связано с трудностями в подписании документов, отсутствием оплаты услуг сотовой связи.