Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
АНАЛИЗ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МЕБЕЛЬНОЙ ФАБРИКИ «Л – МЕБЕЛЬ»
МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОМПАНИИ «Л-МЕБЕЛЬ»
3.1. Мероприятия по совершенствованию кадрового планирования мебельной фабрики
3.2. Разработка программы по повышению квалификации персонала
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях нестабильности экономической конъюнктуры, проблем развития рынка трудовых ресурсов, проявляющихся в сложностях поиска и нехватке квалифицированного персонала, кадровая политика является одной из важнейших составляющих всей стратегии развития любого предприятия. Кадровый потенциал предприятия – это основа эффективности его экономической деятельности и поддержания своего развития в долгосрочном периоде.
Актуальность данной темы заключается в том, что кадровое планирование является сегодня важной частью стратегического менеджмента организации и помогает определять стратегию, цели и задачи кадровой политики в целом, способствуя их достижению через реализацию системы соответствующих мероприятий.
Таким образом, кадровое планирование на предприятии – это целенаправленная, научно-обоснованная деятельность организации, целью которой является предоставление предприятию рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии с предъявленными требованиями к способностям работников.
Объектом работы является процесс кадрового планирования на предприятии.
Предметом данной работы выступают направления кадрового планирования на современных предприятиях, которые включают в себя планирование персонала, планирование карьеры, планирование повышения квалификации и т.д.
Целью курсового проекта выступает исследование основ, принципов и методов кадрового планирования на конкретном производственном предприятии.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
- Определить сущность кадрового планирования на предприятиях,
- Выявить функции и роль планирования кадров,
- Проанализировать основные виды и методы кадрового планирования,
- Исследовать основы кадровой политики мебельной фабрики «Л-Мебель»,
- Выявить основные проблемы кадрового планирования в компании,
- Предложить мероприятия по совершенствованию политики кадрового планирования в «Л-Мебель».
Для раскрытия данной темы были использованы исследования современных авторов в области кадрового планирования и управления персоналом на современных предприятиях, ресурсы интернет и официальные данные о кадровой политики компании «Л-Мебель».
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
В современных условиях нестабильности экономической конъюнктуры, проблем развития рынка трудовых ресурсов, проявляющихся в сложностях поиска и нехватке квалифицированного персонала, кадровая политика является одной из важнейших составляющих всей стратегии развития любого предприятия. Кадровый потенциал предприятия – это основа эффективности его экономической деятельности и поддержания своего развития в долгосрочном периоде. Поэтому кадровая политика предприятия в настоящее время направлена на реализацию двух основных целей:
- обеспечение всех подразделений организации необходимой и качественной рабочей силой;
- обеспечение мотивации сотрудников на достижение высоких результатов своей трудовой деятельности.
Планирование персонала является стратегической функцией кадрового менеджмента организации, которое включает в себя инструменты как количественного, так и качественного планирования персонала (повышение квалификации, кадровый контроль и т.д.). Эти инструменты определяют две основные задачи кадровой политики [1, c.32]:
- решить задачи, формируемые под влиянием окружающей внешней среды (рынок труда, требования окружающей среды и т.п.);
- решить внутренние организационные задачи (вовлекать сотрудников в управление организацией, решать социальные проблемы, совершенствовать стиль руководства, повышать уровень профессиональных знаний и навыков сотрудников и т.д.).
Разработка кадровых стратегий, постановление кадровых целей и основных задач, реализация кадровых мероприятий являются одними из главных целей деятельности предприятия и реализации кадрового планирования (Рис. 1.1.1).
Рис. 1.1.1 – Основные составляющие кадрового планирования на предприятии [1, c.34]
При усилении роли функции управления персоналом в менеджменте организации кадровая политика ориентируется на решение следующих неотъемлемых проблем [1, c.36-37]:
-
- сравнивать существующие и перспективные требования к вакантным должностям и кадровому составу;
- количественное и качественное планирование штатных должностей;
- адаптировать сотрудников;
- повышать квалификацию;
- структурировать и планировать расходы на персонал;
- управлять структурой материального вознаграждения и морального поощрения;
- определять уровень руководства;
- регулярно собирать и обрабатывать информацию о текущей деятельности и реализации стратегии организации.
Решение этих проблем направлено на усиление способности персонала к внедрению инноваций, повышению эффективности управления, содействию росту конкурентоспособности организации на рынках.
Кадровое планирование является важной частью стратегического менеджмента организации и помогает определять стратегию, цели и задачи кадровой политики в целом, способствуя их достижению через реализацию системы соответствующих мероприятий.
Таким образом, кадровое планирование на предприятии – это целенаправленная, научно-обоснованная деятельность организации, целью которой является предоставление предприятию рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии с предъявленными требованиями к способностям работников [5, c.18].
Для руководства предприятия является важной, прежде всего, возможность располагать в нужное время, а также в необходимом количестве таким персоналом, который необходим для выполнения производственных задач всего предприятия. Кроме того, кадровое планирование должно мотивировать работников на получение более высокой производительности труда и удовлетворенности своей работой. Кадровое планирование в этом плане способно содействовать учету интересов всех лиц, работающих в организации.
Конечные цели кадрового планирования можно представить на Рисунке 1.1.2.
Рис. 1.1.2 – Цели кадрового планирования [5, c.21]
Исходя из этих целей, основными задачами кадрового планирования являются [5, c.24]:
- разработка процедур кадрового планирования, согласованной общей стратегией и политикой предприятия;
- объединение задач кадрового планирования с планированием организации в целом;
- организация эффективного взаимодействия между кадровой службой и плановым отделом организации;
- реализация решений, способствующих успешному осуществлению стратегии предприятия;
- выявление главных кадровых проблем и потребностей стратегического планирования;
- улучшение обмена информацией в персонале между всеми подразделениями организации.
Кадровое планирование на предприятиях должно включать в себя:
- прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале (по отдельным его категориям);
- изучение рынка труда (рынка квалифицированной рабочей силы) и программ мероприятий по его изучению;
- анализ системы рабочих мест организации;
- разработка программ и мероприятий по развитию персонала.
Таким образом, при планировании кадров предприятием анализируется общее состояние рынка труда и тенденции его изменения в рассматриваемый период. Большое внимание в кадровом планировании уделяется подготовке мероприятий по адаптации работников к текущей экономической ситуации на предприятии и существующим условиям труда. Кадровое планирование создает также условия для профессионального роста сотрудников на основе механизмов перемещения кадров. Обязательным условием кадрового планирования является оценка затрат на формирование и поддержание штатов, что проявляется в целенаправленном обучении и повышении квалификации всего персонала.
Кадровое планирование на предприятии реализует отдел кадров организации в соответствии с информацией, поступающей от ее структурных подразделений.
Кадровое планирование предприятия включает в себя определение количественного и качественного спроса предприятия на необходимых ему сотрудников (Рис. 1.1.3).
Необходимый количественный объем рабочей силы определяется исходя из поставленных предпринимателем целей и штатной структуры организации.
Рис. 1.1.3 – Структура кадрового спроса предприятия [16]
Планирование качественного спроса ставит целью определение необходимого предприятию потенциала профессионально-квалификационной структуры кадров.
Типичной областью применения стратегического кадрового планирования являются анализ воздействия на структуру персонала инвестиций и инноваций, анализ и прогноз развития рынка труда на региональном уровне и на уровне организации.
Кадровое планирование осуществляется как в интересах организации, так и в интересах ее работников. Для предприятия важно иметь работников, (обладающих соответствующими способностями и квалификацией), необходимыми для решения его целей и задач. Кадровое планирование должно создавать условия для привлечения работников в организацию, поэтому одной из задач является учет интересов всех работников организации.
Таким образом, роль кадрового планирования проявляется в решении следующих основных проблем кадровой политики предприятия:
- создавать работоспособный трудовой коллектив, способный выполнять плановые цели предприятия;
- формировать оптимальную половозрастную и квалификационную структуру трудового коллектива;
- подготавливать, способствовать повышению квалификации кадров всей фирмы;
- совершенствовать организацию труда;
- стимулировать персонал;
- создавать благоприятные условия труда и отдыха для кадров;
- повышать производительность и качество труда;
- обеспечивать оптимальное соотношение между численностью кадров, заработной платой и производительностью труда в компании;
- осуществлять ротацию кадров (прием, увольнение, перевод на другую работу);
- оптимизировать средства на содержание кадров и т. д.
Процесс кадрового планирования на предприятии включает в себя несколько основных этапов, реализуемых кадровым отделом компании. К основным этапам кадрового планирования можно отнести:
- Определение стратегических задач развития предприятия,
- Создание спроса на трудовые ресурсы (количество, качество работников),
- Анализ существующего предложения на рынке труда (анализ внешних конъюнктурных факторов),
- Разработка плана человеческих ресурсов (создание программ набора, обучения кадров),
- Возможная корректировка задач компании.
Таким образом, весь процесс кадрового планирования и основные его этапы могут быть представлены на Рисунке 1.2.1.
Рис. 1.2.1 – Основные этапы кадрового планирования на предприятии [17]
При этом на предприятиях существуют различные виды или уровни кадрового планирования. Рассмотрим основные виды планирования кадров компании.
Как правило, различают три вида или уровня планирования персонала [3, c.82]:
-
- стратегическое планирование,
- тактическое планирование,
- оперативное планирование.
Стратегическое планирование персонала – это проблемно-ориентированное, долгосрочное планирование всего предприятия. Оно заключается в необходимости своевременного распознавания тенденций развития внешней и внутренней среды предприятия и осуществление их анализа и оценки.
В процессе тактического планирования персонала кадровые стратегии конкретизируются для решения среднесрочных проблем, существующих у предприятия.
Оперативное планирование, в свою очередь, это – краткосрочное планирование кадров, которое ориентировано на решение отдельно стоящих перед предприятием проблем и призвано обеспечивать реализацию ближайших целей организации в частности.