Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
АНАЛИЗ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МЕБЕЛЬНОЙ ФАБРИКИ «Л – МЕБЕЛЬ»
МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОМПАНИИ «Л-МЕБЕЛЬ»
3.1. Мероприятия по совершенствованию кадрового планирования мебельной фабрики
3.2. Разработка программы по повышению квалификации персонала
Расчет показателей рентабельности компании показал, что предприятие правильно использует свой капитал, общая ее деятельность носит вполне доходный и эффективный характер.
Наиболее успешным для компании был 2013 год, когда она имела положительные результаты по всем показателям. В 2014-2015 гг. в связи с кризисными явлениями наблюдался спад ее общей активности на рынке. Однако в будущем она имеет тенденцию к росту.
Таким образом, мебельная фабрика «Л-Мебель», специализирующаяся на производстве мебели высокого качества, имеет достаточно большой персонал, насчитывающий 342 человека, половина из которого имеет специальное образование. Однако, будущими проектами компании «Л-Мебель» станут мероприятия по расширению своего рынка сбыта, работа не только с российскими партнерами (такими, как Русский Ламинат, Аристо), но также реализация совместных проектов с европейскими мебельными заводами (Egger, Hettich), что предъявляет особые требования к планированию персонала компании в среднесрочном периоде.
Политику по планированию и управлению персоналом в компании «Л-Мебель» осуществляет кадровая служба, подчиненная генеральному директору, в чьи задачи входит:
1. Обеспечение предприятия кадрами: определение потребности в трудовых ресурсах, их поиск и ознакомление с условиями труда;
2. Подготовка и повышение квалификации персонала;
3. Оформление трудовых контрактов;
4. Организация оплаты труда, подразумевающая определение структуры оплаты труда и льгот;
5. Выявление и устранение социальной напряженности внутри персонала;
6. Координация работы по улучшению условий труда и соблюдению техники безопасности на рабочих местах.
Структура кадровой службы мебельной фабрики представлена на Рисунке 2.2.1.
Рис. 2.2.1. Организационная структура кадровой службы «Л-Мебель» [21]
Рассмотрим основные направления кадрового планирования персонала, применяемые в компании «Л-Мебель».
Планирование потребности персонала заключается в определении количественной и качественной структуры работников компании.
Основными применяемыми технологиями по планированию и управлению персоналом в компании являются:
-
- работа со структурой персонала;
- система кадрового планирования, подбора и отбора персонала в целях улучшения социальной и профессиональной структуры сотрудников для снижения психологической напряженности. Компания старается принимать на работу сотрудников среднего возраста со стажем работы в мебельном производстве и высшим техническим образованием.
- соблюдение благоприятных условий труда, соответствующим нормам по организации труда на торговом предприятии;
- работа с материальным и нематериальным стимулированием персонала (рост фонда оплаты труда, система обучения сотрудников за счет фирмы).
Персонал компании «Л-Мебель» характеризуют следующие особенности: большая доля мужчин, людей зрелого возраста (Рис. 2.1.2), имеющих достаточно большой стаж работы и обладающих средним специальным образованием (Рис. 2.1.3). Эти данные могут свидетельствовать о некоторой стабильности и профессиональности подобранного компанией персонала, что также говорит о грамотно проводимой кадровой политики компании «Л-Мебель» в области подбора и отбора персонала, что также влияет на общую положительную ситуацию организации труда персонала в предприятии.
Система планирования персонала «Л-Мебель» решает следующие основные задачи:
-
- эффективное привлечение трудовых ресурсов для нужд компании (размещение на сайтах компании информации о предстоящих мероприятиях компании, производственных проектах с целью привлечения квалифицированного персонала);
- подготовку и обучение персонала с целью придания им соответствия с задачами компании (имеется собственный мебельный цех, где ежемесячно проводятся мастер-классы по техническим вопросам производства мебели);
- комплексную оценку вклада каждого работника в деятельность компании (материальное и нематериальное стимулирование);
- обеспечение конкурентоспособности и долгосрочности взаимоотношений между работодателем и персоналом (закрепление кадров за компанией).
Кадровое планирование кампании «Л-Мебель» осуществляется на основе текущего и перспективного планирования количества кадров, его структуры (Приложение 1) на основе анализа текучести персонала.
Одним из фактов, подтверждающих эффективность и правильность методов планирования персонала компании, является анализ текучести кадров (Таблица 2.2.1).
Таблица 2.2.1
Анализ текучести кадров в компании «Л-Мебель» [21]
Среднесписочная численность персонала основного производства 2015 г., чел. |
|
Данные по Таблице 2.2.1 показывают, что в целом в компании наблюдается снижение текучести кадров за счет роста фонда оплаты труда и грамотному кадровому планированию необходимой численности работников, как одной из технологий управления персоналом.
Рис. 2.2.2. Рост оплаты труда в компании [21]
Из Приложения 1 видно, что в компании в основном работают люди среднее возраста, причем мужчин больше, чем женщин, примерно с похожим стажем работы и уровнем образования. Из этого вытекает одна из благоприятных характеристик организации труда на предприятии – это отсутствие психологического дискомфорта и конфликтов в процессе трудового процесса в компании.
Поэтому можно говорить о том, что в компании все работники заняты на своих местах соответственно уровню образования и стажа работы. Также на предприятии действует многоуровневая система подготовки и увеличения квалификации персонала.
Следующим направлением кадрового планирования в компании «Л-Мебель» является планирование карьеры, а также разработка программ по повышению квалификации работников фабрики.
Под планированием карьеры в компании понимается определение долгосрочных перспектив каждого сотрудника в данной компании. Планирование карьеры — одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов. Перечень профессиональных и должностных позиций в организации, фиксирующий оптимальное развитие работников для занятия им определенной позиции в организации, представляет собой карьерограмму. В компании «Л-Мебель» карьеограмма для принимаемого сотрудника технической специальности выглядит следующим образом:
Заместитель ген. директора по производству
Начальник отдела
Старший инженер
Инженер мебельного цеха
Рис. 2.2.3. Карьеограмма технического специалиста в «Л-Мебель»
Таким образом, в мебельной фабрике для каждого типа сотрудников в соответствии с организационной структурой предприятия (Рис. 2.1.1), составляется своя карьеограмма, которая планирует карьеру каждого работника и предполагает его развитие с учетом постепенного овладевания им тем или иным набором навыков и опыта. Однако стоит отметить, что для некоторых должностей (например, бухгалтерия, юридическая служба) работа по развитию карьеры на фабрике не установлена.
Что касается направления планирования стимулирования персонала, то действующая в компании премиальная система (система месячного и квартального премирования) оплаты труда способствует развитию у работников всех категорий удовлетворенности своей работой и позитивному отношению к ней и, в свою очередь, стимулирует дальнейшее развитие активности и инициативы.
В компании применяются также следующие формы поощрения и мотивации: санаторно-курортное лечение, медицинское обслуживание и материальная помощь за счет средств компании, а также моральное поощрение. Регулярно выплачивается материальная помощь в связи с личными юбилейными датами, рождением детей, бракосочетанием, в связи со смертью близких родственников.
Также в компании разрабатывается направление кадрового планирования, связанного с повышением квалификации и обучения персонала компании. Управление профессионально-квалификационным продвижением на фабрике подразумевает создание таких условий, при которых изменение статуса работников и их добровольное перемещение в ту или иную социальную группу осуществлялись бы планомерно и в направлениях, желательных для производства и всего трудового коллектива.
Так, на Рисунке 2.2.4 представлена действующая в «Л-Мебель» схема по квалификационному повышению и продвижению персонала.
Рис. 2.2.4. Управление профессионально – квалификационным продвижением работников «Л-Мебель»
Также наиболее применяемым методом обучения работников на мебельной фабрике является проведение инструктажа. Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно в мебельном цеху и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж, как правило, ограничен во времени, и ориентирован на освоение конкретных операций иди процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося.
Таким образом, в целом в компании действует развитая и давно применяемая система управления кадрами, которая включает в себя такие важные направления, как оценка, адаптация, мотивирование персонала. В целом, применяемые методы кадровой политики отвечают требованиям предприятия и помогают достигать хороших экономических результатов и стабильного положения компании на рынке.
Как было отмечено ранее, планирование персонала компании «Л-Мебель» стоится на основе применения следующей системы управления кадровым потенциалом компании:
-
- Разработка плановых показателей структуры персонала;
- Подбор и адаптация персонала;
- Организация труда и условий труда;
- Повышение мотивации труда путем совершенствование материальных и нематериальных форм стимулирования сотрудников.
Вместе с этим у компании существуют несколько проблем в организации системы планирования персоналом, которые включают в себя:
-
- Необходимость коррекции структуры персонала (привлечение кадров с высшим техническим образованием на будущие проекты компании);
- Необходимость пересмотра системы работы с резервом служащих в компании на возможные непредвиденные случаи;
- Необходимость контроля за своевременным повышением квалификации персонала;
- Отсутствие планирование карьеры некоторых категорий работников компании (бухгалтерия и юридический отдел),
- Расширение системы использования тестирования при приеме персонала с целью полного вымещения кадров, не имеющих должного образовательного уровня.
Анализ причин текучести кадров на основе опросов причин увольнения бывших работников компании также может помочь выявить некоторые проблемы в планировании персонала на предприятии.
Таблица 2.3.1
Причины текучести персонала в компании «Л-Мебель» [21]
По инициативе администрации |
% |
По инициативе сотрудника |
% |
|
Несоответствие должности |
10% |
Несоответствие заработной платы профессиональному уровню работника |
13% |
|
Невыполнение сотрудником дополнительного задания руководителя |
27% |
Нет перспективы проф. роста и карьеры |
24% |
|
Отсутствие работника на рабочем месте без уважительной причины |
28% |
Недостаточная оценка персонала |
13% |
|
Отсутствие стимулирования персонала на достижение и развитие способностей |
25% |
Таким образом, частым ответом уволившихся сотрудников была неудовлетворенность развитием карьеры сотрудников и трудового потенциала персонала (отсутствие стимулов для развития способностей сотрудников и стимулирования их на достижения).
Таблица 2.3.2
Преимущества и недостатки кадрового планирования «Л-Мебель»
Преимущества |
Недостатки |
|
|