Файл: «Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его формирования»(Основные изменения пенсионной системы).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
- Формирование информации о получателях пособий и пенсий, которые проживают на территории РФ;
Учет и регистрация плательщиков страховых взносов на ОПС и на ОМС;
Контролировать правильность начисления и своевременность уплаты страховых взносов на ОПС, на ОМС и при этом проводить проверку плательщиков страховых взносов;
- Взыскание задолженности по платежам в бюджет Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, штрафов, пеней, включая судебный порядок;
- Организация работы по реализации прав застрахованных граждан, которые связанны с формированием средств пенсионных накоплений;
- Вести учет дополнительных страховых взносов участников программы Государственного Софинансирования на накопительную часть трудовой пенсии;
- Принимать и обрабатывать заявление правопреемников умерших застрахованных граждан и выплачивать им средства пенсионных накоплений;
В положенный срок и полное рассмотрение обращений, и прием граждан, представителей организаций и страхователей по тем вопросам, которые относятся к компетенции Пенсионного фонда;
- Информационно – разъяснительные работы по вопросам, которые относятся к деятельности пенсионной системы и ее совершенствования.
В прямом подчинении отделений Пенсионного фонда имеются территориальные управления, которые осуществляют свою деятельность в административной единице субъектов России. Прием граждан по тем вопросам, которые относятся, к компетенции Пенсионного фонда ведется во всех территориальных отделениях.
Можно сделать вывод, что ПФР – это самый значимый социальный институт, от эффективности работы которого зависят социально – экономические показатели жизнеобеспечения пенсионеров РФ.
Глава 3. Основные изменения пенсионной системы
Пенсионная система России потерпела изменения с 2013 и до настоящего времени.
В настоящее время проводимые реформы предусматривают совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы РФ, реформирование накопительной составляющей, развитие корпоративного пенсионного обеспечения, а также совершенствование тарифно-бюджетной политики.
Необходимость реформирования пенсионной системы Российской Федерации отмечалась уже давно. Условно-накопительная модель, просуществовавшая с 2002 по 2014 годы, оказалась несостоятельной в условиях российской экономики. Для обеспечения надлежащего уровня материального обеспечения наименее социально-защищенной категории граждан потребовалось множество дополнительных надстроек, таких, как валоризация или федеральная и региональная социальные доплаты к пенсии.
Для начала остановимся на причинах актуализации реформирования пенсионной системы в период с 2012 года по настоящее время. Конституция РФ - одна из основных, так как мы живем в государстве, претендующем на звание социального и в связи с этим обязующегося обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Второй отправной точкой на пути реформирования можно назвать Конвенцию МОТ-102, которую решено ратифицировать в нашей стране.
Третьей составляющей является комплекс демографических и макроэкономических проблем, являющихся вызовами для всей системы социальной защиты населения в целом.
Рассмотрим три вопроса несовершенства действующей пенсионной системы РФ в контексте норм, предусмотренных Конвенцией МОТ № 102 и Европейским кодексом социального обеспечения.
Во-первых, это институт досрочных пенсий: законодательно установленные нормы выплаты пенсий работающим пенсионерам - показатели уровня обеспеченности пенсионеров по отношению к утраченному заработку.
Что касается модернизации условий выплат пенсий работающим пенсионерам, в последние годы численность лиц, продолжающих трудовую деятельность после выхода на пенсию, неуклонно возрастает. Это дает основание сторонникам прекращения выплат пенсий работающим пенсионерам рассчитывать на незамедлительный экономический эффект за счет высвобождения значительных финансовых ресурсов. Но невозможно обойти стороной современные реалии нашей страны, в которых кроются причины столь высокого показателя занятости лиц пенсионного возраста. Основной причиной трудовой активности пожилого населения является не объективное улучшение состояние здоровья, а недостаточный уровень материального обеспечения пенсионеров в стране[15].
В соответствии с международными стандартами достойный уровень материального обеспечения пенсионера характеризуется коэффициентом замещения утраченного заработка не менее 40 %[16]. По результатам анализа динамики показателя коэффициента замещения, отставание нашей страны не выглядит столь критичным. Однако тенденция к росту в 2009 г. была обусловлена макроэкономическими причинами, происходящими в стране под влиянием последствий мирового финансового кризиса (снижением темпов роста заработной платы), а также проведением валоризации и установлением социальных доплат до уровня прожиточного минимума пенсионера. К тому же, по прогнозам актуариев, солидарный коэффициент замещения для пенсии по старости снизится в 2030 г. до 26,7 %[17].
Невозможно сопоставить современные условия функционирования российской пенсионной системы и систем ряда развитых европейских государств. Преждевременно заботиться об обеспечении коэффициента замещения, соответствующего международным требованиям, пока уровень заработной платы в стране не идет ни в какое сравнение с уровнем заработных плат большинства европейских граждан.
Вторым показателем уровня материального обеспечения пенсионера является соотношение среднего размера пенсий по стране к установленному прожиточному минимуму пенсионера. Прогнозы, составленные до проведения реформы, не внушают оптимизма и в отношении этого показателя.
В 2030 г. величина соотношения с ПМП для среднего размера трудовых пенсий ожидается равной 1,852, в то время как одной из основных целей развития пенсионной системы является обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера[18]. Представленные на рисунке 1 данные уже сами по себе говорят о явной недостаточности размера начисляемых пенсий, особенно, если речь идет о пенсиях по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Без изменения уровня оплаты труда и величины прожиточного минимума пенсионера достижение плановых показателей маловероятно, сделает сопоставимыми уровень жизни среднестатистического российского получателя пенсии и пенсионеров ряда развитых европейских государств.
Отказ от выплаты пенсий работающим пенсионерам может привести к ряду негативных последствий для экономики страны: прекращение трудовой деятельности, в первую очередь, теми пенсионерами, которые выполняют не престижную и не квалифицированную, низкооплачиваемую, но необходимую для общества работу. Результатом может стать: дефицит рабочей силы, рост числа малоимущих, сокращение товарооборота и приток мигрантов[19]. Эта столь непопулярная мера не нашла отражения в современном российском пенсионном законодательстве. Но корректировки в области пенсионного обеспечения лиц, продолжающих осуществлять трудовую деятельность, все же были произведены.[20] Изначально в проектах законодательных актов, фиксирующих основные положения пенсионной реформы 2015 года, была предусмотрена возможность отложенного выхода на пенсию по старости. Подобные попытки стимулировать лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста, продолжать трудовую деятельность без обращения за выплатой пенсии по старости предпринимались и ранее, но носили не столь явный характер[21]. Затем была отменена индексация пенсий для работающих пенсионеров (с ее последующим восстановлением после прекращения трудовой деятельности). Последнее, учитывая невысокую пенсионную грамотность населения и особенности российского менталитета, может спровоцировать негативные последствия, описанные выше. Сейчас вновь обсуждается вариант отказа от выплаты пенсии работающим пенсионерам.
На данный момент процент получателей досрочных пенсий очень высок по отношению к общей численности пенсионеров по старости. Скорее всего, причина подобной диспропорции кроется в недавнем прошлом, когда снижение пенсионного возраста являлось доступной альтернативой улучшения условий труда[22]. Необходимо улучшать условия труда, при этом постепенно сводя на «нет» практику назначения досрочных пенсий. Но стоит отметить, что данное условие имеет непосредственное отношение лишь к категориям «молодых пенсионеров»[23]. Другими вариантами реформирования института досрочных пенсий для данной категории работников являются удержание дополнительных страховых взносов с организаций, где выполняются работы с неблагоприятными условиями труда, и выделение данного вида досрочных пенсий из общей системы трудовых пенсий с последующей передачей в ведение негосударственных пенсионных фондов (формирование негосударственных пенсий за счет взносов работника и работодателя)[24].
Еще одной причиной актуализации вопроса реформирования пенсионной системы в нашей стране является демографический кризис[25].
Вне всяких сомнений, регулирование демографических процессов должно осуществляться системно. Необходимо не только увеличить рождаемость, но и продолжительность жизни, снизить инвалидизацию, сократить смертность, как в трудоспособном, так и в нетрудоспособных возрастах[26]
С этой точки зрения идеальным вариантом дальнейшего развития системы пенсионного обеспечения граждан является применение балльной системы исчисления. Для обеспечения надлежащего уровня материального обеспечения наименее социально-защищенной категории граждан потребовалось множество дополнительных надстроек, таких, как валоризация или федеральная и региональная социальные доплаты к пенсии[27].
На современном этапе основными направлениями реализации Стратегии долгосрочной пенсионной реформы должны стать:
- совершенствование тарифно-бюджетной политики;
- реформирование института досрочных пенсий;
- реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы;
- развитие корпоративного пенсионного обеспечения;
- совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы;
- совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием;
- развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.
В России с 2019 года вступает в силу обновления в пенсионной реформе, вызвавшие множество споров, обсуждений в СМИ и среди населения. Пенсионный возраст – это главный элемент, который обновился в данном законе.
Запланированные действия по осуществлению пенсионной реформы в 2018 году имеют основания в виде указа Президента РФ № 204 от 7 мая 18 года. Цель исполнения предписаний касается национальных и стратегических задач развития вплоть до 2024 года.
Поэтому перед российским Правительством был поставлен ряд указаний, отражающий суть в пенсионной реформе:
- снижение уровня бедного населения в два раза и предупреждение повышения этого порога за счет лиц, находящихся на заслуженном отдыхе по старости;
- увеличение роста выплат с опережением инфляционного уровня;
- создание и внедрение федеральных и региональных программ по поддержке пенсионеров и увеличение качественного уровня жизни граждан страны.
На основании этого, начиная с 1 января 2019 года, Правительство РФ начнет осуществлять меры по стабилизации системы путем повышения отчислений до 40% от оплаты труда. Естественно, что на это должна оказать влияние индексация практически в два раза, превышающая ежегодную инфляцию. Помимо этого, на планируемый объем будет оказывать влияние повышение выхода на заслуженный отдых в рамках пяти лет.
Дополнительно в планах у государственных деятелей разработать и внедрить систему персонального формирования капитала на старости лет. Система ИПК выступит в качестве альтернативы накопительной части и в перспективе должна повысить размер выплат по старости лет на 15%.
Самой значительной поправкой Президента к этому закону является снижение нового пенсионного возраста женщинам на 3 года — до 60 лет вместо изначально предложенных в законопроекте 63 лет. Также Президент предложил льготные условия по выходу на пенсию в первые 2 года действия нового закона — в 2019 и 2020 гг. (см. новую таблицу выхода на пенсию). Все президентские поправки были одобрены депутатами в ходе чтения законопроекта в Госдуме. Эти поправки ожидаемо сработали на положительный имидж В.В. Путина. Ход не слишком тонкий, но эффективный.
Увеличение показателей будет постепенным – ежегодно на 1 год (Приложение 5). Для россиян, достигнувших «старого» возрастного показателя в ближайшие 2 года, предусмотрено смягчение – они уйдут на отдых всего на 6 месяцев позже.