Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях нестабильности экономической конъюнктуры, проблем развития рынка трудовых ресурсов, проявляющихся в сложностях поиска и нехватке квалифицированного персонала, кадровая политика является одной из важнейших составляющих всей стратегии развития любого предприятия. Кадровый потенциал предприятия – это основа эффективности его экономической деятельности и поддержания своего развития в долгосрочном периоде.

Актуальность данной темы заключается в том, что кадровое планирование является сегодня важной частью стратегического менеджмента организации и помогает определять стратегию, цели и задачи кадровой политики в целом, способствуя их достижению через реализацию системы соответствующих мероприятий.

Таким образом, кадровое планирование на предприятии – это целенаправленная, научно-обоснованная деятельность организации, целью которой является предоставление предприятию рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии с предъявленными требованиями к способностям работников.

Объектом работы является процесс кадрового планирования на предприятии.

Предметом данной работы выступают направления кадрового планирования на современных предприятиях, которые включают в себя планирование персонала, планирование карьеры, планирование повышения квалификации и т.д.

Целью курсового проекта выступает исследование основ, принципов и методов кадрового планирования на конкретном производственном предприятии.

В связи с этой целью ставится ряд задач:

  1. Определить сущность кадрового планирования на предприятиях,
  2. Выявить функции и роль планирования кадров,
  3. Проанализировать основные виды и методы кадрового планирования,
  4. Исследовать основы кадровой политики мебельной фабрики «Л-Мебель»,
  5. Выявить основные проблемы кадрового планирования в компании,
  6. Предложить мероприятия по совершенствованию политики кадрового планирования в «Л-Мебель».

Для раскрытия данной темы были использованы исследования современных авторов в области кадрового планирования и управления персоналом на современных предприятиях, ресурсы интернет и официальные данные о кадровой политики компании «Л-Мебель».


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

    1. Понятие, сущность и цели кадрового планирования на предприятиях

В современных условиях нестабильности экономической конъюнктуры, проблем развития рынка трудовых ресурсов, проявляющихся в сложностях поиска и нехватке квалифицированного персонала, кадровая политика является одной из важнейших составляющих всей стратегии развития любого предприятия. Кадровый потенциал предприятия – это основа эффективности его экономической деятельности и поддержания своего развития в долгосрочном периоде. Поэтому кадровая политика предприятия в настоящее время направлена на реализацию двух основных целей:

  • обеспечение всех подразделений организации необходимой и качественной рабочей силой;
  • обеспечение мотивации сотрудников на достижение высоких результатов своей трудовой деятельности.

Планирование персонала является стратегической функцией кадрового менеджмента организации, которое включает в себя инструменты как количественного, так и качественного планирования персонала (повышение квалификации, кадровый контроль и т.д.). Эти инструменты определяют две основные задачи кадровой политики [1, c.32]:

  1. решить задачи, формируемые под влиянием окружающей внешней среды (рынок труда, требования окружающей среды и т.п.);
  2. решить внутренние организационные задачи (вовлекать сотрудников в управление организацией, решать социальные проблемы, совершенствовать стиль руководства, повышать уровень профессиональных знаний и навыков сотрудников и т.д.).

Разработка кадровых стратегий, постановление кадровых целей и основных задач, реализация кадровых мероприятий являются одними из главных целей деятельности предприятия и реализации кадрового планирования (Рис. 1.1.1).

Рис. 1.1.1 – Основные составляющие кадрового планирования на предприятии [1, c.34]

При усилении роли функции управления персоналом в менеджменте организации кадровая политика ориентируется на решение следующих неотъемлемых проблем [1, c.36-37]:

    • сравнивать существующие и перспективные требования к вакантным должностям и кадровому составу;
    • количественное и качественное планирование штатных должностей;
    • адаптировать сотрудников;
    • повышать квалификацию;
    • структурировать и планировать расходы на персонал;
    • управлять структурой материального вознаграждения и морального поощрения;
    • определять уровень руководства;
    • регулярно собирать и обрабатывать информацию о текущей деятельности и реализации стратегии организации.

Решение этих проблем направлено на усиление способности персонала к внедрению инноваций, повышению эффективности управления, содействию росту конкурентоспособности организации на рынках.

Кадровое планирование является важной частью стратегического менеджмента организации и помогает определять стратегию, цели и задачи кадровой политики в целом, способствуя их достижению через реализацию системы соответствующих мероприятий.

Таким образом, кадровое планирование на предприятии – это целенаправленная, научно-обоснованная деятельность организации, целью которой является предоставление предприятию рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии с предъявленными требованиями к способностям работников [5, c.18].

Для руководства предприятия является важной, прежде всего, возможность располагать в нужное время, а также в необходимом количестве таким персоналом, который необходим для выполнения производственных задач всего предприятия. Кроме того, кадровое планирование должно мотивировать работников на получение более высокой производительности труда и удовлетворенности своей работой. Кадровое планирование в этом плане способно содействовать учету интересов всех лиц, работающих в организации.

Конечные цели кадрового планирования можно представить на Рисунке 1.1.2.

Рис. 1.1.2 – Цели кадрового планирования [5, c.21]

Исходя из этих целей, основными задачами кадрового планирования являются [5, c.24]:

  • разработка процедур кадрового планирования, согласованной общей стратегией и политикой предприятия;
  • объединение задач кадрового планирования с планированием организации в целом;
  • организация эффективного взаимодействия между кадровой службой и плановым отделом организации;
  • реализация решений, способствующих успешному осуществлению стратегии предприятия;
  • выявление главных кадровых проблем и потребностей стратегического планирования;
  • улучшение обмена информацией в персонале между всеми подразделениями организации.

Кадровое планирование на предприятиях должно включать в себя:

  • прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале (по отдельным его категориям);
  • изучение рынка труда (рынка квалифицированной рабочей силы) и программ мероприятий по его изучению;
  • анализ системы рабочих мест организации;
  • разработка программ и мероприятий по развитию персонала.

Таким образом, при планировании кадров предприятием анализируется общее состояние рынка труда и тенденции его изменения в рассматриваемый период. Большое внимание в кадровом планировании уделяется подготовке мероприятий по адаптации работников к текущей экономической ситуации на предприятии и существующим условиям труда. Кадровое планирование создает также условия для профессионального роста сотрудников на основе механизмов перемещения кадров. Обязательным условием кадрового планирования является оценка затрат на формирование и поддержание штатов, что проявляется в целенаправленном обучении и повышении квалификации всего персонала.

Кадровое планирование на предприятии реализует отдел кадров организации в соответствии с информацией, поступающей от ее структурных подразделений.

Кадровое планирование предприятия включает в себя определение количественного и качественного спроса предприятия на необходимых ему сотрудников (Рис. 1.1.3).

Необходимый количественный объем рабочей силы определяется исходя из поставленных предпринимателем целей и штатной структуры организации.

Рис. 1.1.3 – Структура кадрового спроса предприятия [16]

Планирование качественного спроса ставит целью определение необходимого предприятию потенциала профессионально-квалификационной структуры кадров.

Типичной областью применения стратегического кадрового планирования являются анализ воздействия на структуру персонала инвестиций и инноваций, анализ и прогноз развития рынка труда на региональном уровне и на уровне организации.

Кадровое планирование осуществляется как в интересах организации, так и в интересах ее работников. Для предприятия важно иметь работников, (обладающих соответствующими способностями и квалификацией), необходимыми для решения его целей и задач. Кадровое планирование должно создавать условия для привлечения работников в организацию, поэтому одной из задач является учет интересов всех работников организации.

Таким образом, роль кадрового планирования проявляется в решении следующих основных проблем кадровой политики предприятия:

- создавать работоспособный трудовой коллектив, способный выполнять плановые цели предприятия;

- формировать оптимальную половозрастную и квалификационную структуру трудового коллектива;

- подготавливать, способствовать повышению квалификации кадров всей фирмы;


- совершенствовать организацию труда;

- стимулировать персонал;

- создавать благоприятные условия труда и отдыха для кадров;

- повышать производительность и качество труда;

- обеспечивать оптимальное соотношение между численностью кадров, заработной платой и производительностью труда в компании;

- осуществлять ротацию кадров (прием, увольнение, перевод на другую работу);

- оптимизировать средства на содержание кадров и т. д.

    1. Основные виды и методы кадрового планирования

Процесс кадрового планирования на предприятии включает в себя несколько основных этапов, реализуемых кадровым отделом компании. К основным этапам кадрового планирования можно отнести:

  1. Определение стратегических задач развития предприятия,
  2. Создание спроса на трудовые ресурсы (количество, качество работников),
  3. Анализ существующего предложения на рынке труда (анализ внешних конъюнктурных факторов),
  4. Разработка плана человеческих ресурсов (создание программ набора, обучения кадров),
  5. Возможная корректировка задач компании.

Таким образом, весь процесс кадрового планирования и основные его этапы могут быть представлены на Рисунке 1.2.1.

Рис. 1.2.1 – Основные этапы кадрового планирования на предприятии [17]

При этом на предприятиях существуют различные виды или уровни кадрового планирования. Рассмотрим основные виды планирования кадров компании.

Как правило, различают три вида или уровня планирования персонала [3, c.82]:

    • стратегическое планирование,
    • тактическое планирование,
    • оперативное планирование.

Стратегическое планирование персонала – это проблемно-ориентированное, долгосрочное планирование всего предприятия. Оно заключается в необходимости своевременного распознавания тенденций развития внешней и внутренней среды предприятия и осуществление их анализа и оценки.

В процессе тактического планирования персонала кадровые стратегии конкретизируются для решения среднесрочных проблем, существующих у предприятия.

Оперативное планирование, в свою очередь, это – краткосрочное планирование кадров, которое ориентировано на решение отдельно стоящих перед предприятием проблем и призвано обеспечивать реализацию ближайших целей организации в частности.