Файл: Анализ эффективности и оптимизации принятия управленческих решений на примере организации ООО «Фокус».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Организация процесса разработки и принятия управленческих решений
Глава 2 Экспертные методы принятия решений
2.1 Анализ метода экспертных оценок
2.2 Выбор метода мозговой атаки
Глава 3 Выбор метода мозгового штурма для решения управленческих проблем в компании ООО «Фокус»
3.1 Краткая характеристика компании ООО «Фокус»
Введение
В настоящее время залог успеха компании – это максимально реализованные конкурентные преимущества и грамотно преодоленные проблемы и барьеры в ее деятельности. Эти две составляющих успеха в первую очередь зависят от грамотных управленческих решений. Управленческие решения – это организационный инструмент проектирования организации и ее деятельности, которые поддерживают функционирование структуры управления и способствуют эффективной работе предприятия.
Широкая автоматизация процессов принятия решений в областях, где превалируют количественные данные и типовые процессы, значительно разгрузила деловую нагрузку менеджмента организации. Однако, в последнее время опыт управления все чаще сталкивается с нестандартными ситуациями и проблемами, где большую роль играет человеческий фактор. Принятие управленческих решений теперь обязано учитывать индивидуальных запросов сторон, восприятие ценностей, целей, интересов и опыта работников.
В таком случае, целью работы является исследование процессов принятия решений и их формирование методом адекватным управленческой проблеме на уровне крупной компании.
Актуальность рассматриваемой темы в том, что управленческие решения выступают основой управления компании, ответственность за эти решения и результаты являются важным аспектом менеджмента организации в целом.
«Мозговой штурм», в качестве выбранного метода решения поставленных перед предприятием задач, повышает активность и интуитивное мышление персонала в процессе поиска предложений и идей. Данный метод основан на синергетическом эффекте коллективного обсуждения, благодаря которому даже необоснованная идея может стать пригодной для практического применения.
Объект курсовой работы - ООО «Фокус».
Предмет исследовательской работы - «мозговой штурм», как один из экспертных методов принятия управленческих решения.
Цель курсовой работы - Анализ эффективности и оптимизации принятия управленческих решений с помощью метода мозговой атаки (одного из методов экспертных оценок).
Отталкиваясь от цели работ, сформулируем основные задачи:
- провести теоретический обзор организации процесса разработки и принятия управленческих решений;
- дать характеристику методам экспертных оценок;
- рассмотрение методологии, этапов и правил проведения мозговой атаки;
- изучение метода мозговой атаки на примере конкретной организации.
Работа проведена на основе обзора и анализа учебной литературы в области принятия управленческих решений на предприятиях и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Глава 1 Организация процесса разработки и принятия управленческих решений
Для осуществления качественных управленческих решений на основе целеполагания и последовательности их реализации, необходимо иметь достаточно надежную методику для осуществления процесса организации основных работ по подготовке и реализации конкретных управленческих решений.
Однако, необходимо учитывать что максимальная эффективность принимаемых руководством организации управленческих решений может напрямую зависеть от определенного множества различных факторов, при этом становится важным моментом установить общую процедуру, которая может быть пригодна для всех основных случаев принятия и последующей реализации данных решений.
Чтобы принятие управленческих решений не становилось глобальной проблемой для деятельности организации, необходимо разделять их на определенные этапы.
Для этого становится существенным выделение основных аспектов технологической части осуществления комплекса содержательной работы при формировании и принятии данных решений. Также существенно рассматривать процесс организации подготовки управленческого решения через сбор необходимой и достаточной информации, ее дальнейшей систематизации и адаптации к деятельности конкретной организации.
Организация технологической составляющей работ при принятии управленческого решения наглядно представлена в виде конкретной технологической схемы и определенных моделей. Данные модели содержат конкретные практические рекомендации, при этом имеется некий субъективный подход конкретного лица, которые принимает управленческое решение, что оказывает существенное влияние на принятие данного решения в окончательном варианте.
Вторая часть осуществляемого процесса принятия управленческого решения является такой же субъективной и зависит от содержания поставленной проблемы и наличия определенных характеристик управленческих решений. Также важное место занимают и определенные условия принятия управленческого решения.
Основные рекомендации при принятии управленческих решений носят следующий характер:
1. На общую эффективность всего спектра принимаемых решений наибольшее влияние может оказать имеющаяся информационная база, которая используется при осуществляемом анализе существующей проблемы и принятии управленческого решения.
2. Не менее важным элементом существующей проблемы является доведение конкретных управленческих решений до непосредственных исполнителей. Основные рекомендации по решению указанной части имеющейся проблемы могут быть сформулированы в следующем виде:
а) нельзя допускать определенные искажения содержания решения при его доведении до конкретного исполнителя (на различных уровнях управления реализацией этого управленческого решения);
б) необходимо всецело обеспечивать общие координированные действия всех основных исполнителей на достижение целей принятого управленческого решения.
3. После доведения принятого управленческого решения до конкретных исполнителей основной успех его реализации во многом может зависеть от более правильного выбора исполнителей.
4. Для максимально эффективного исполнения всеми исполнителями должны при этом быть созданы определенные благоприятные условия.
5. Для обеспечения достижения планируемого результата при реализации конкретного управленческого решения достаточно серьезную роль играют осуществление процесса контроля и обратной связи, в том числе непосредственная установленная процедура внесения всех необходимых и достаточных изменений в принятое решение и подведение получаемых итогов.
Для наиболее успешной и максимально эффективной организации, исполнения и контроля принятого управленческого решения необходимо провести общий комплекс мероприятий по его реализации, которые, как правило, оформляются приказом или распоряжением соответствующего руководителя.
В управленческой деятельности современных предприятий возможно выделить четыре класса наиболее существенных проблем.
К ним относятся.
1. Стандартные проблемы. Данные проблемы требуют основного применения имеющихся инструкций, которые установлены руководителем определенных правил для своего управленческого решения. При этом примером может являться осуществление приема или увольнения сотрудников, ротация, этапы найма на работу, отбора персонала.
2. Хорошо структурированные проблемы. Данный разновидности имеющихся проблем при принятии основных управленческих решений имеют определенные количественные характеристики и основные значимые показатели. К их решению достаточно применять различные экономико-математические методы. Пример может являться осуществление расчета максимальной эффективности работы персонала в небольшой по численности организации в зависимости от имеющихся конкретных показателей деятельности персонала и организации.
3. Слабо структурированные проблемы. К данному типу проблем необходимо отнести имеющиеся основные проблемы, которые могут иметь не только количественные, но и определенные качественные характеристики. Для решения подобного рода проблем чаще всего используется так называемый «системный подход». Например, возможно осуществление прогнозирования рынка труда или исследования процессов миграции населения в конкретном регионе.
4. Неструктурированные проблемы. Решение данного комплекса проблем может быть возможно на основе анализа полученных экспертных оценок, определенных суждений профессионалов, так как эти имеющихся проблемы обычно имеют своим предметом малоизученные (неизученные) процессы. Например, к ним можно отнести инвестиционную деятельность в регионе с еще неопределенной или неустойчивой экономической ситуацией или использование инноваций с ситуациях, когда предприятие существует на рынке маленький промежуток времени.
Классификация основных видом принимаемых управленческих решений может быть необходима для определения наиболее общих и конкретно – специфических подходов к их последующей разработке, осуществлению процессов реализации и последующей оценке принимаемых решений, более глубокого и всестороннего анализа принимаемых управленческих решений, для последующего раскрытия роли решения в процессе управления деятельностью организации, выявления основных типовых решений и типовых шаблонных элементов решений с целью выработки единой методологии разработки и реализации решений.
Все это позволяет повысить общее качество, эффективность и преемственность управленческих решений при условиях их четкой реализации.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика решений, принимаемых в современных организациях
Признак принимаемого управленческого решения |
Тип принимаемого управленческого решения |
||
Оперативное решение |
Тактическое решение |
Стратегическое решение |
|
Сфера действия управленческого решения |
Низовые звенья, участки, рабочие места |
Подразделения или подсистемы управляемого объекта |
Управляемый объект в целом (предприятие, организация) |
Степень сложности решаемой проблемы при принятии управленческого решения |
Невысокая (несколько факторов, которые учитываются сравнительно легко) |
умеренная |
Повышенная (большое количество переменных критериев, ограничений) |
Степень структурированности проблемы при принятии управленческого решения |
Проблемы хорошо изучены, четко структурированы логически осмыслены |
Умеренно структурирована, известно, что надо делать на каждом этапе, может меняться последовательность этапов и их содержание |
Неструктурированная, уникальная проблема (каждая проблема при этом новая, не похожа на другие) |
Горизонт решения проблемы при принятии управленческого решения |
Дни, недели, декада, месяц |
Недели, месяцы, год |
Годы, десятки лет, срок жизни поколения |
Периодичность управленческого решения |
В реальном масштабе времени |
регулярная |
Нерегулярная проблема |
Характер результатов принимаемого управленческого решения |
Запрограммированный |
Желаемый результат |
Ожидаемый результат |
Уровень руководства, принимающего конкретные управленческие решения |
Низший уровень |
Все уровни |
Высший уровень и другие в случае необходимости |
Входная информация при разработке управленческого решения |
Календарные планы, графики, заявки, заказ- наряды, сводки |
Планы, сводки, отчеты, прочие управленческие документы |
Научно-техническая и экономическая информация, плановые и отчетные сводные документы |
Обработка информации при принятии управленческого решения |
Информационно-вычислительные операции, составление отчетов, сводок, диспетчирование |
Информационно-вычислительные операции, оптимизация, вариантное планирование, моделирование |
Анализ, сопоставление и экспертная оценка информации, моделирование |
Доля интеллектуальной деятельности при принятии управленческого решения |
незначительная |
умеренная |
высокая |
Выходная информация |
Отчеты, сводки, графики, оперативные решения |
Планы, сводки, отчеты, текущие решения |
Цели, директивы, экономическая, социальная и организационная политика, перспективные планы, программы развития |
Источники информации при принятии управленческого решения |
Преимущественно внутренние |
Внутренние и внешние |
Внешние |
Предметная власть |
Точно определенная, узкая |
Функциональная |
Очень широкая, расплывчатая, многофункциональная, междисциплинарная |
Направленность информации при принятии управленческого решения |
Прошлая, текущая |
Недалекое будущее |
Будущая |
Частота использования информации при принятии управленческого решения |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Основной инициатор:
Первым проявляет инициативу, координирует и принимает участие в разработке, подготовке и представлении рекомендаций или программы для
их оценки высшим руководством.
Несет полную ответственность за внедрение (реализацию) после утверждения.[1]
Консультант:
На основе накопленного опыта и специализации в определенной области выдвигает, дает рекомендации и указывает на проблемные вопросы; однако в самом процессе принятия решений участия не принимает.
Основная оценка:
Осуществляет детальную оценку рекомендаций на основе их обоснованности, завершенности и значимости.
Согласование:
Изучает рекомендации и определяет их влияние на соответствующие функциональные области.
Утверждение:
Дает окончательное разрешение на проведение дальнейших работ, возвращает материалы на переработку или отклоняет проекты. Может наложить вето.[2]
Менеджер инициатор: первым проявляет инициативу, координирует и принимает участие в разработке, подготовке и представлении рекомендаций или программы для их оценки высшим руководством.
Несет полную ответственность за внедрение (реализацию) после утверждения.
Поиск новых методов и процедур принятия управленческих решений в конечном итоге приводит к необходимости разработки стандартного метода принятия решений, в основу которого был положен собственный опыт и опыт других фирм зарубежных стран.[3]
Стандартный процесс принятия решения Процесс принятия решения требует логического и упорядоченного подхода, так как менеджеры принимают решения, которые сопряжены с определенными обязательствами и необходимостью претворения их в жизнь.
Из всех неопределенностей менеджеру необходимо выбрать решение, которое позволит достичь конечного результата. Эта неопределенность может принимать ряд форм и представлять:
1) стандартное решение, при принятии которого существует фиксированный набор альтернатив;
2) бинарное решение («да» или «нет»);
3) многоальтернативное решение (имеется очень широкий выбор альтернатив);
4) инновационное (новаторское) решение, когда требуется предпринять действия, но нет приемлемых альтернатив.
Цель упорядоченного подхода к принятию решений – повысить объективность и обеспечить учет всех важных данных.
Если причинно-следственный анализ является дедуктивным процессом, который заставляет управляющего собирать данные, а затем отсеивать их путем критического исключения, то процесс принятия решений выдвигает требование по созданию базы данных, которая затем используется для отсеивания и исключения менее желательных альтернатив. [4]