Файл: Прибыль как показатель эффективности хозяйственной деятельности и источник приращения капитала организации..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность и значение прибыли предприятия
1.2. Методика оценки прибыли экономического субъекта.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ООО СТРОЙ - ТЕМП
2.1. Организационно – экономическая характеристика.
2.2. Анализ: эффективности хозяйственной деятельности, источников приращения капитала организации.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы:
Прибыль – это показатель, характеризующий эффективность хозяйствующей деятельности организации. Анализ и управление прибылью – главная и наиболее важная задача руководства и финансовых специалистов любой организации.
Цель курсовой работы:
Изучить сущность и значение прибыли организации. Рассмотреть методические особенности оценки прибыли экономического субъекта. Провести анализ эффективности хозяйственной деятельности, источников приращения капитала организации.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть теоретические аспекты прибыли организации и методики оценки прибыли экономического субъекта;
2) изучить организационно - экономическую организацию характеристику и провести анализ эффективности хозяйствующей деятельности, источников приращения капитала организации на примере ООО «СТРОЙ - ТЕМП».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность и значение прибыли предприятия
Прибыль – это чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, представляющий собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления хозяйственной деятельность.[1]
Согласно НК РФ ч.2 ст.246 п. 2 прибылью признается - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой; (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 16.11.2011 N 321-ФЗ).
Прибыль – особый систематический воспроизводимый ресурс коммерческого предприятия, конечная цель развития бизнеса. Ее экономическое значение заключается в том, что она представляет:
- Основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития предприятия;
- Главный источник возрастания рыночной стоимости предприятия;
- Индикатор кредитоспособности и конкурентоспособности предприятия;
- Главный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;
- Гарант выполнения предприятием своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества;
Для любого предприятия прибыль является стимулом для инвестирования в те сферы, в которых можно получить больший прирост стоимости. Прибыль выполняет следующие функции:
1) Показывает экономический эффект, который появляется в результате хозяйственной деятельности предприятия;
2) Является главным элементом финансовых ресурсов предприятия;
3) С помощью ее формируются бюджеты разных уровней.
Такой результат, как убыток, показывает ошибки менеджмента предприятия по использованию денежных средств, производства продукции и операции реализации товаров, работ, услуг.
Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных внутренних причин банкротства.
Прибыль (убыток), или финансовый результат, представляет собой прирост (уменьшение) собственного капитала организации за отчетный период, полученный ею по результатам финансово - хозяйственной деятельности. Это находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности.
Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников текущим и перспективном периодах. Это означает обеспечение:
- Максимальной прибыли, соответствующей ресурсам предприятия и рыночной конъюнктуре;
- Оптимального соотношения между уровнем формируемой прибыли и допустимой степенью риска;
- Высокого качества формируемой прибыли;
- Выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;
- Достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;
- Роста рыночной стоимости предприятия при допустимом уровне риска;
- Эффективности программ участия персонала в распределении прибыли;
Сказанное определяет задачи анализа финансовых результатов.
Современный бухгалтерский учет ведется в целях составления как финансовой, так и налоговой отчетности. У этих видов отчетности разные пользователи и соответственно различные требования к ее составлению.[2]
Согласно Федеральному закону 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете», бухгалтерская (финансовая) отчетность – информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.[3]
Главная цель финансовой отчетности – дать информацию о состоянии организации тем группам третьих лиц, которые, рискуя собственными средствами, доверяют их организации. [4]
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации определенной федеральными и отраслевыми стандартами. [5]
Пользователь бухгалтерской отчетности - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об экономическом субъекте. Внутренние пользователи бухгалтерской отчетности включают в себя руководителей, учредителей, участников и собственников имущества экономического субъекта. Внешние пользователи бухгалтерской отчетности включают в себя в том числе инвесторов, кредиторов, контрагентов экономического субъекта, а также заинтересованные государственные органы.
Цель налоговой отчетности – дать информацию акционерам, менеджерам и налоговым органам о суммах денежных средств, которые организация должна уплатить в качестве налогов, сборов, обязательных платежей, штрафов, пеней.
Поскольку цели налоговой и финансовой отчетности различны, то различными бывают и оценки одних и тех же объектов учета.
В финансовом учете определяются определенные виды прибыли хозяйствующего субъекта.[6]
Таблица 1
Классификация прибыли хозяйствующего субъекта
Критерий классификации |
Виды прибыли |
Порядок формирования прибыли |
Валовая прибыль Маржинальный доход (маржинальная прибыль) Прибыль до налогообложения Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) |
Источники формирования прибыли |
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) Прибыль от реализации имущества Внереализационная прибыль |
Виды деятельности, где формируется прибыль |
Прибыль от обычной деятельности (операционная прибыль) Прибыль от инвестиционной деятельности Прибыль от финансовой деятельности |
Характер использования прибыли |
Капитализированная (нераспределенная прибыль) Прибыль, направленная на дивиденды (потребленная) |
Периодичность получения прибыли |
Регулярная прибыль Чрезвычайная прибыль |
Бухгалтерская отчетность организаций должна формировать следующие числовые показатели прибыли организации:
1) валовая прибыль;
2) прибыль (убыток) от продаж;
3) прибыль (убыток) до налогообложения;
4) прибыль (убыток) от обычной деятельности;
5) чистую прибыль или непокрытый убыток;
Исходя из формирования отчета «О финансовых результатах» (форма №2), каждый из этих показателей можно рассчитать следующим образом:
- Валовая прибыль (убыток) – этот показатель определяется, как разница между выручкой от реализации товаров, работ, услуг, за вычетом НДС и остальных косвенных налогов и себестоимостью реализованной товаров, работ, услуг (за исключением коммерческих и управленческих расходов).
- Прибыль (убыток) от продаж – этот показатель определяется, как разница между валовой прибылью (убытком) и суммой коммерческих и управленческих расходов предприятия.
- Прибыль (убыток) до налогообложения – этот показатель определяется, как разница между прибылью (убытком) от продаж увеличенной на сумму процентов получению доходов, полученных в результате участия в других организациях, прочих доходов и расходов и величина процентов к уплате.
- Прибыль (убыток) от обычной деятельности – этот показатель определяется, как разница между прибылью (убытком) до налогообложения и текущим налогом на прибыль, скорректированный на величину отложенных налоговых активов.
- Чистая прибыль или непокрытый убыток – этот показатель определяется, как величина прибыли (убытка) от обычной деятельности, увеличенная или уменьшенная на сумму чрезвычайных доходов (расходов) за отчетный период.[7]
Показатель чистой прибыли – один из наиболее важных показателей финансовой отчетности. Чистая прибыль отражает финансовые результаты деятельности организации. На ее основе формируются различные рейтинги и расчеты финансовых аналитиков, от ее величины зависит курс акций и величина дивидендов, выплачиваемых по обыкновенным и привилегированным акциям.[8]
1.2. Методика оценки прибыли экономического субъекта.
Анализ финансовых результатов коммерческой организации начинается с изучении объема, состава, структуры и динамики прибыль (убытка) до налогообложения в разрезе основных источников ее формирования, которыми являются прибыль (убыток) от продаж, операционная прибыль (убыток), то есть сальдо операционных доходов и расходов, и внереализационная прибыль (убыток), то есть сальдо внереализационных доходов и расходов.
По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение суммы прибыли (убытка) до налогообложения изменений величин ее источников – прибыли (убытка) от продаж, операционной прибыли (убытка) и внереализационной прибыли (убытка), рассматриваемых как факторы, определяющие прибыль до налогообложения.
Поскольку качество прибыли (убытка) до налогообложения определяется ее структурой, то целесообразно обратить особое внимание на изменение удельного веса прибыли от продаж в прибыли до налогообложения. Его снижение рассматривается, как негативное явление, свидетельствующее об ухудшении качества прибыли до налогообложения, так как прибыль от продаж является финансовым результатом от текущей (основной) деятельности предприятия и считается его главным источником средств.
Поэтому желательно следующее соотношение темпа роста прибыли от продаж (ТРПпр) и темпа роста прибыли до налогообложения (ТРПд/и):
ТРПпр ≥ ТРПд/и
Соотношение темпов роста отражает ситуацию, в которой удельный вес прибыли от продаж в прибыли до налогообложения, как минимум, не уменьшается, и, следовательно, качество прибыли до налогообложения, по меньшей мере, не ухудшается.[9]
Далее анализируются основные источники формирования прибыли (убытка) до налогообложения каждый в отдельности: прибыль (убыток) от продаж, операционная прибыль (убыток) и внереализационная прибыль.
Анализ прибыли (убытка) от продаж начинается с изучения ее объема, состава, структуры и динамики в разрезе основных элементов, определяющих ее формирование.
По итогам аналитических расчетов делается вывод о влиянии на отклонение прибыли (убытка) от продаж каждого из элементов, определяющих ее формирование, которые в данном случае рассматриваются, как факторы прибыли от продаж.
Далее проверяется выполнение условия оптимизации прибыли от продаж:
ТРНВ > ТРСП,
Где ТРНВ – темп роста нетто – выручки от продаж;
ТРСП – темп роста полной себестоимости реализованной продукции (суммы себестоимости продаж, управленческих и коммерческих расходов);
Соотношение темпов роста ведет к снижению удельного веса полной себестоимости в нетто – выручке от продаж и, соответственно, к повышению эффективности текущей деятельности коммерческой организации. В случае не выполнения условия оптимизации прибыли от продаж выявляются причины этого.
Анализ операционной прибыли (убытка) ведется в разрезе формирующих ее операционных доходов и операционных расходов.