Файл: «Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии»..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
На олигополистическом рынке наиболее эффективно действует неценовая конкуренция, к которой можно отнести:
качественные показатель выпускаемой продукции;
надежность и долговечность использования;
внедрение результатов технического прогресса;
использование маркетинговых инструментов. Количество фирм-участников на олигополистическом рынке, диктует его структуру. Таким образом, олигополистический рынок может быть разряженным (представлены от двух до восьми участников) или плотным (включают более восьми объектов).
Подобное деление позволяет более детально исследовать поведение фирм в разных условиях олигополистического рынка. Кроме того, исследуя количество представленных производителей можно проанализировать уровень предложения той или иной продукции.
Количество фирм в отрасли влияет и на проводимую ими политику: действуют ли участники рынка независимо друг от друга, или же вступают в сговор, который может быть явным, открытым или скрытым. При независимой деятельности обычной используют понятие некооперированной олигополии, при сговоре – о кооперированной. В целом, поведение фирм на олигополистическом рынке подвержено двум тенденциям: во-первых, взаимозависимость фирм может способствовать вступлению в сговор; во-вторых, участники рынка стремятся конкурировать таким образом, чтобы получить большую долю прибыли в отрасли.
Необходимо учитывать, что эти тенденции несовместимы друг с другом и реализуемы только по отдельности. Чем больше фирмы конкурируют между собой ради получения преимущества в прибыли, тем меньше становится общая величина этой прибыли. Олигополистическая структура рынка недостаточно проработана на данный момент. В настоящий момент это наименее изученная модель конкуренции, однако, играющая важную роль в становлении экономики.
Таким образом олигополия – это вид рыночной структуры несовершенной конкуренции, который характеризуется существованием нескольких преобладающих на данном рынке фирм.
Следовательно, к олигополистическим структурам относятся те рынки, на которых присутствует очень малая величина фирм. Из-за зависимости всех фирм на олигополистическом рынке каждая компания обязана учитывать ответные меры фирм оппонентов на свои решения в сфере соотношения цены и объема выпуска продукции. На рынке олигополии цена, а так же равновесный выпуск формируется исходя от ожиданий фирм касательно стратегии конкурентов. Рынок в РФ имеет ряд характерных свойств, сопряженных с преобладанием фирм с большой долей занятого рынка в различных отраслях. Таким образом, рынок олигополии очень важен, потому что большинство фирм-олигополистов играют ключевую роль для экономики нашей страны. По производству ключевых видов продукции на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по отдельным данным порядка 60%. Компании олигополисты представляют собой крупнейшие в РФ фирмы по объему реализации продукции.
1.2 Тайный сговор на рынке олигополии, препятствия и его последствия
Конкуренция на рынке может привести к заключению тайного сговора. Это соглашение, которое заключается между фирмами одной отрасли на установление фиксированных цен на продукцию и объем производства. При таких условиях фирма выравнивает цены при их понижении или повышении. Предприятия, производящие однородную продукцию, будут иметь одинаковые издержки. В таких случаях понятие олигополии становится неуместно, компания ведет себя как монополист. Это соглашение во многих отраслях считается незаконным действием.
Олигополистическая отрасль включает много производителей. Ее примерами может служить налаженное производство пива, компьютеров, стали. В России все кредиты контролируют 6 крупнейших государственных банков. К другим примерам олигополии относится производство автомобилей, среди которых хорошо известны марки «БМВ» и «Мерседес», пассажирские самолеты «Боинг», «Эйрбас»[8].
Олигополия в США разделила рынок первичного свинца на 4 крупнейшие фирмы, также как самолетостроение и производство первичного алюминия. На 5 компаний разделено 90% производства стиральных машин, холодильников, сигарет и пива. В Германии и Великобритании 94% табачной промышленности выпускают 3 производителя. Во Франции полностью выпуск (100%) сигарет и холодильников в руках трех крупнейших компаний.
Неоправданным остается отрицательное отношение к последствиям олигополии в экономике. В современном мире много желающих нажиться на простых людях, что вызывает недоверие ко всем, кто имеет доходы. Но концентрация крупного производства в одной отрасли нужна для развития экономики. Это связано с масштабной деятельностью, что отражается на издержках. Для мелких фирм они не постоянные.
Крупное производство, выпускающее большие объемы, экономит на новых технологиях. Если рассчитать разработку нового лекарства, получится внушительная цифра – 610 млн. долларов. Но затраты переходят на годы, когда оно будет внедрено в производство. Издержки можно включить в себестоимость, что не сильно отразится на его цене. Олигополия в экономике является мощным инструментом в развитии научно-технического прогресса, которому нужно дать правильное направление. Последствия олигополии положительно сказываются на увеличении масштабов и расширении производства[9].
По мнению П. Самуэльсона и Дж. Гэлбрейта, у современных фирм нет необходимости заключать открытые договоры. Хорошо поставленная информационная служба позволяет быть в курсе дел фирм отрасли, знать их возможности, цели, интересы и на основе этой информации выработать стратегию, выгодную всем.
Существуют несколько форм тайного сговора.
Лидерство в ценах. Эта ситуация характерна для расплывчатой олигополии, когда среди большого количества фирм выделяется одна наиболее крупная, которая играет роль явного лидера. Лидер определяет ценовую политику, которую поддерживают все остальные фирмы отрасли. Лидер устанавливает цену таким образом, чтобы она отвечала интересам всех фирм, даже тех, чьи издержки высоки. В такой ситуации лидер получает сверхприбыль. Если лидер понижает цену, то мелкие фирмы не выдерживают конкуренции и уходят с рынка. После этого лидер поднимает цену и расширяет свою рыночную нишу.
Положение лидера может переходить от одной фирмы к другой. Разновидностью лидерства в целом выступает модель фирмы-барометра. На это положение претендует фирма, не доминирующая по объему производства, но имеющая определенный престиж в отрасли. Ее поведение, в т.ч. ценовое, является ориентиром для других фирм-олигополистов.
Правила «большого пальца». Когда нет явного ценового лидера, фирмы в ценообразовании могут следовать простым общепринятым правилам, которые называют правилами «большого пальца».
Первое правило — ценообразование на основе средних издержек АС.
На практике к АС добавляют некоторую величину (например, 10%), которая и составит прибыль олигополиста. Цена продукта будет определяться по правилу «издержки плюс», т.е. средние издержки плюс надбавка на прибыль. С изменением величины АС цена автоматически изменяется.
Второе правило — установление некоторых привычных уровней цен (например, 19,99; 39,95...). Широко применяется ступенчатое изменение цен, но в роли ступенек используются традиционные цены. Такая практика применяется при распродажах.
Модели тайного сговора существуют в виде так называемых «джентль-менских соглашений», когда параметры соглашения (сговора) не фиксируются нигде, они формируются на уровне устного договора.
Новые предложения постоянно появляются на рынке. Высокая прибыль привлекает конкурентов. Они преодолевают барьеры и входят в отрасль. Контролировать рынок олигополии становится со временем труднее. Применяя новые технологии, увеличивается экономия, появляются заменители определенной продукции. Производители всегда сталкиваются с проблемой короткого или длительного периода увеличения прибыли.
Препятствия для тайного сговора:
1. Различия в спросе и издержках. Очень трудно достичь соглашения о цене тогда, когда у олигополистов большие различия в спросе и издержках. В этом случае фирмы будут максимизировать прибыль при разных ценах и единая цена будет неприемлема для всех фирм; поэтому сговориться очень трудно, это будет ущемлять чьи-либо интересы.
2. Число фирм. Чем больше фирм в олигополистической отрасли, тем труднее им достичь соглашения; особенно трудно это для «расплывчатой» олигополии, где конкурентная окраина не пойдет на тайное соглашение о ценах ввиду многочисленности фирм и незначительных объемов продаж у каждого производителя.
3. Мошенничество. Каждая фирма в олигополистической отрасли стремится получить временные преимущества, для чего осуществляются попытки скрыто (если есть сговор) занижать цены и привлекать к себе покупателей от других фирм. В результате такого мошенничества идет продажа дополнительных единиц продукции на условиях ценовой дискриминации.
4. Спад деловой активности в отрасли побуждает фирмы реагировать на сокращение спроса путем снижения цен и привлечения дополнительных покупателей за счет конкурентов для увеличения собственной прибыли и повышения эффективности использования своих производственных мощностей.
5. Возможность вступления в отрасль других фирм станет более заманчивой, т.к. в условиях тайного сговора растут цены и прибыли. Однако привлечение в отрасль других фирм вызовет рост рыночного предложения, окажет понижающее воздействие на цены и прибыль.
6. Правовые препятствия: антитрестовские законодательства ряда стран запрещают тайные сговоры и преследуют их по закону. Однако тайные соглашения заключаются в устной форме в неофициальной обстановке.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОЛИГОПОЛИИ НА РЫНКЕ НЕФТИ В РФ
2.1 Ситуация на рынке нефти
Нефтяная отрасль в Российской Федерации является важнейшей для всей экономики страны. Очевидно, что Россия привязана к нефтяной промышленности, а от цен на нефть зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан. Структура нефтяной отрасли имеет характер олигополии, что характеризуется наличием вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Они осуществляют деятельность на таких сегментах рынка, как добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов.
На сегодняшний день на рынке представлены общероссийские и региональные компании. Самыми крупными из них являются: «Лукойл», «Газпромнефть», «ТНК-ВР», «Татнефть», «Роснефть», «Башнефть» и «Сургутнефтегаз». Тем не менее, между данными компаниями существует значительная разница по объемам добычи нефти. Основные игроки на рынке нефти это общероссийские компании[10].
ОАО «НК «Роснефть» осуществляет добычу нефти силами трех десятков дочерних обществ и совместных предприятий в Западной и Восточной Сибири, Тимано-Печоре, Центральной России, южной части Европейской части России и на Дальнем Востоке.
В 2015 году компания ОАО АНК «Башнефть» увеличила добычу нефти на 10,8% до 17,8 млн. УралоПоволжье (в первую очередь Башкортостан) внесло в копилку 16 млн. т. Объем добычи нефти в 2015 году, по предварительным данным, превысил рекордные среди российских компаний 250 млн. т (в 2014 году 206,9 млн. т.) .
По данным таблицы видно, что удельный вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта в 1 полугодии 2016 года уменьшился и составил 25,9 %, в экспорте топливно-энергетических товаров 44,3 %, когда в 2015 году процент составлял 26,7 и 41,4 соответственно. Политические конфликты, происходящие в мире, негативно влияют на экономику нашей страны. В июне 2016г. средняя фактическая экспортная цена на нефть составила 309,6 доллара США за 1 тонну.
Таблица 2.1
Динамика добычи, поступления на переработку и экспорт нефти в 2015-2016 годах[11]
1 полугодие 2016 г. млн. тонн |
В % к 1 полугодию 2015 г. |
Сентябрь 2016 г. млн. тонн |
В % к |
||
Сентябрю 2015 г. |
Августу 2016 г. |
||||
Добыча |
408,7 |
102,4 |
45,0 |
102,2 |
99,5 |
Поступило на переработку |
210,9 |
97,4 |
22,9 |
100,3 |
90,4 |
Экспорт |
189,8 |
105,5 |
19,7 |
98,6 |
91,0 |
Доля экспорта в добыче (в %) |
46,4 |
43,7 |
На рисунке 2.1 наглядно представлены данные по добыче, переработке и экспорту нефти в 1 полугодии 2016 года.
Рис. 2.1 Динамика добычи, поступления на переработку и экспорт нефти в 1 полугодии 2016 года.
На рисунке 2.2 представлены темпы роста добычи, поступления на переработку и экспорт нефти в сентябре 2016 годах