Файл: Особенности создания и внедрения инновационного проекта в отрасль.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 .Особенности инновационных проектов.
Понятие проекта. Отличительные черты проекта от операционной деятельности.
1.3 Разработка инновационного проекта
Глава 2. Проект строительства Крымского моста: инновация, повлиявшая на весь мир.
2.1 Краткая характеристика генерального подрядчика проекта ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ»
Введение
Интерес человека к инновациям никогда не угаснет. Они служат надежным двигателем нашей цивилизации, ее ориентиром в мире изменяющихся возможностей.
Но создать инновацию, сделать ее массовой и успешной – это тяжелый труд, требующий коллективных усилий и настойчивости. Такие инновационные лидеры как Генри Форд или Томас Эдисон являются уникальными примерами того, как следует действовать современным руководителям.
Стратегия непрерывных инноваций, которую используют ведущие инновационные компании в мире (Apple, 3M, Microsoft, Toyota и др.), является многообещающей с точки зрения прибыли и лидерства. Чтобы сформировать такую стратегию и последовательно ее реализовывать на уровне предприятия, необходима собственная система управления инновациями, отвечающая требованиям отрасли и рынка.[1]
В современном обществе темпы экономического роста и уровень развития стран во многом определяется ролью научно-технического прогресса в интеллектуализации производства. В глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для эффективной инновационной деятельности.
Цель инновационных внедрений является достижения стратегического конкурентного преимущества компаний. Компании подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя, как новые технологии, так и новые методы работы. После того, как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений. Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций. Инновационный проект является важнейшей составной частью успеха любой хозяйственной деятельности. [2]
В настоящее время каждая успешная компания в борьбе за конкурентное преимущество пытается найти новые решения проблем потребителей посредством создания новых продуктов и предложения их рынку. Однако, не все эти продукты имеют успех, так как рынок по разному воспринимает новшества. Именно поэтому проблема создания и внедрения инновационных проектов является актуальной на сегодняшний день и требует детального рассмотрения.
Инновационный менеджмент – это система управления разработкой и освоением каких-либо новшеств, направленных на совершенствование и развитие объекта управления, и увеличение его капитала. Новшествами могут быть: выпускаемая продукция, выполняемые производственные и бытовые услуги, технологические процессы изготовления, методы и способы организации, выполнения, испытаний, контроля, оценки, стимулирования и т.п. [3]
Понятие "инновационный проект" может рассматриваться как: форма целевого управления инновационной деятельностью; процесс осуществления инноваций; комплект документов.
Инновационный проект можно рассматривать с двух точек зрения:
- Как средство обеспечения стратегического преимущества компаний, для которых собственно инновации не являются основным видом бизнеса;
- Как вид проекта, продуктом которого являются конкретные научные, научно-технические и иные результаты, которые могут использоваться как основа нововведений в других отраслях.[4]
Главными задачами работы являются: рассмотрение инновационных проектов и этапов создания инновационных проектов, порядок разработки и внедрения инновационных проектов в отрасль на примере организации, выявления сложностей разработки таких проектов.
Объектом исследования данной работы являются инновационные проекты.
Для достижения цели необходимо провести следующие исследования:
- Рассмотреть теоретически элементы и классификацию проектов.
- Проанализировать особенности разработки и внедрении в отрасль инновационных проектов.
- Дать характеристику исследуемой организации и ее особенности работы.
- На примере исследуемой организации рассмотреть сложности, возникающие при внедрении инновационного проекта и способы решениях этих проблем.
Таким образом, мы разберем детально инновационные проекты и особенности создания и внедрения их в отрасль на примере организации.
Глава 1 .Особенности инновационных проектов.
Понятие проекта. Отличительные черты проекта от операционной деятельности.
Единого общепринятого определения слова «проект» ни в отечественной, ни в зарубежной литературе не существует.
Слово «проект» происходит от латинского «projectus», что означает «брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд».
Ю. И. Попов и О. В. Яковенко дают следующее определение: проект -- это некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта. Или проектом может быть отдельное предприятие с определёнными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов.
А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович предлагают определять проект как деятельность, мероприятие, предполагающие осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определённых целей. Или как систему технических, организационно-правовых и расчётно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.
Согласно стандарту по управлению проектами ISO 21500 под проектом необходимо понимать уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели.
Из приведённых выше определений следует, что общими для всех проектов признаками являются: направленность на достижение конкретных целей; координированное выполнение взаимосвязанных операций; ограничения по времени и ресурсам; уникальность (неповторимость).
Давайте разберемся, что такое проект и чем отличается проект от операционной деятельности или обычного бизнес процесса. В каких случаях лучше не употреблять это слово.
В отличие от общего планирования на предприятии проект представляет собой однократную нециклическую (неповторяющуюся) деятельность. Несмотря на это, проектный подход все чаще применяется к процессам, имеющим долгосрочный и непрерывный характер. В этом случае стоит учитывать, что проект существует ровно столько времени, сколько требуется для получения конкретного результата.[5]
Чтобы было легче разобраться, чем отличается проект от операционной деятельности, нужно выделить основные признаки (характеристики) этих двух видов деятельности.
Существуют два ключевых признака, которые описывают операционную деятельность:
- Повторяемость;
- Регламентированность.
Проект также имеет отличительные характеристики, по которым определяется, является ли данный вид деятельности проектом или нет. Как правило, когда говорят о проекте, сразу выделяют два самых главных признака:
У каждого проекта имеется начало и завершение. Проект (но не его результаты) всегда ограничен по времени. Если нет ограничения по времени, то, скорее, речь идет об операционной деятельности, которая может длиться сколько угодно.
Проект всегда уникален. Он порождает уникальные продукты, услуги, результаты. В противном случае – это не проект, а серийное производство. Благодаря своей уникальности, проект предполагает большую неопределенность и риски, чем операционная деятельность. Случается, что продукт проекта не совсем уникален. Например, дома, построенные по типовому проекту. Но сам проект, процесс его реализации в любом случае будет уникальным – его будут строить другие бригады, в другом месте, в других внешних условиях и т.д. [6]
Возникновение потребности в некоторых временных организационных изменениях является третьим ключевым признаком проекта.
1.2. Инновационные проекты.
1.2.1. Понятие инновации. Типы инноваций. Источники инноваций.
Официальными российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832. В частности, в этом документе дается следующее определение инновации: «Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».
Основные типы инноваций.
В зависимости от конечного результата.
Тип 1: инновация продукта
Инновация продукта или услуги является результатом реализации на практике нового способа решения проблемы покупателя, что приносит выгоду, как покупателю, так и компании, внедряющей инновацию.
Тип 2: инновация процесса
Инновация процесса обеспечивает рост прибыльности, сокращает затраты, повышает производительность труда и заработную плату персонала.
Инновация процесса останется жизненно важной для роста компании по той простой причине, что без совершенствования процесса невозможно внедрить инновацию продукта или стратегии.
Тип 3: инновация стратегии
Инновация стратегии подразумевает пересмотр существующих в отрасли методов создания ценности для потребителей, с тем, чтобы удовлетворять вновь возникшие нужды клиентов, повышать ценность продуктов, формировать новые рынки и новые группы потребителей для компании. Результатом ее является то, как фирма меняет целевые группы потребителей и как она выходит на рынок, то есть доводит свои продукты или услуги до конечного потребителя.
•Анализ текущего состояния бизнеса. Для того чтобы получить серьезную базу знаний, которая позволит принимать решения, следует изучить текущее состояние вашего бизнеса.
•Анализ текущих нужд потребителей с использованием метода фокусных групп.
•Анализ текущих и потенциальных нужд потребителя с использованием метода прямого наблюдения (Empathetic Design
•Предсказание будущих нужд потребителя с использованием исследовательского метода лидирующего пользователя.
•Исследование решений, уже существующих в вашей категории. Расширьте область ваших исследований, постаравшись охватить схожие категории продуктов или услуг, способные дать вам новую пищу для ума.
•Исследование эталонных преимуществ. Концепция использования эталонных преимуществ — изучение опыта других организаций, позволяющего установить причины их успехов и неудач и воспользоваться полученными таким образом знаниями
•Отслеживание технологии
•Чтение литературы широкой тематики и ведение учета прочитанной литературы.
На основе различных источников инноваций каждый инновационный менеджер может создать в организации собственную систему «сканирования будущих возможностей».
1.2.2. Инновационные процессы и жизненный цикл инноваций.
Инновационный процесс — это творческий процесс создания и преобразования идей, знаний в новую продукцию, признаваемую потребителями.
Многие менеджеры, консультанты и специалисты из академической среды полагают, что инновационный процесс состоит из следующих этапов:
1. Генерирование идей
2. Определение возможностей и оценка идей
3. Разработка
4. Коммерциализация
Рисунок 1. Инновационный процесс.
Инновационный процесс начинается с двух творческих этапов: генерирования идей и определения возможностей.
1. На этапе генерирования идей задача инновационного менеджера заключается в получении как можно большего числа потенциально прибыльных идей. В этих целях менеджер использует такие управленческие инструменты как:
- система сканирования будущих возможностей;
- методы развития творческих способностей сотрудников:
- система управления идеями;
2.1. Целью стадии «Определение возможностей» является понимание того, что новая идея может быть полезна потребителям. На данном этапе для менеджера важно заметить потенциал идеи.
2.2. Когда возможности определены, идея должна пройти серьезную оценку у экспертов.
3-4. Идеи, которые положительно отвечают этим требованиям и получают организационную поддержку, переходят на стадию разработки и длительный путь коммерциализации.
Креативность (творчество) играет критическую роль в инновационном процессе. Благодаря творчеству появляются новые идеи, и творчество помогает утвердить идеи и способствовать их дальнейшей реализации.