Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование ценных бумаг
1.1. Понятие и правовая природа ценных бумаг
1.2. Классификация ценных бумаг
Глава 2. Ценные бумаги как объекты правовых отношений
2.1. Ценные бумаги как объекты вещно-правовых отношений
Глава 3. Теоретические аспекты применения ценных бумаг в гражданском обороте
По мнению В.А. Белова, «документ не может быть признан ценной бумагой, если он в силу своих юридических или физических свойств не может быть передан от одного лица к другому, то есть не обладает свойством передаваемое». Передаваемость означает возможность юридического оформления факта модификации субъекта права-ценности и фактической передачи документа в руки нового субъекта — носителя права-ценности.
В связи с тем, что Гражданский Кодекс РФ ограничивает перечень ценных бумаг только теми документами, которые напрямую наименованы ценными бумагами в законах о ценных бумагах или провозглашены таковыми в установленном ими порядке (статья 143), нужно считать, что документ располагает неким свойством передаваемости, если иного не вытекает из норм законодательства, обычаев, или самого содержания документа[5].
Так же необходимо заметить относительно обособленное мнение Д.В. Мурзина о том, что «стойкий признак, связывающий все ценные бумаги, - удостоверенное ими имущественное право, - является слишком широким. Как известно, имущественные правоотношения могут распадаться на вещные и обязательственные. Соответственно, имущественное субъективное право также делится на вещное и обязательственное. Такое разделение можно вывести и из п. 2 ст. 48 ГК РФ, в которой говорится о вещных или обязательственных правах участников в отношении к юридическим лицам; п. 3 той же статьи свидетельствует на юридические лица, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав, т.е. объединяя в одну категорию и вещные, и обязательственные права».
Очевидно, что имущественные права не исчерпываются этой комбинацией, но права, удостоверенные ценной бумагой, относятся только к обязательственным. Признать такие права вещными нельзя, поскольку они не располагают абсолютным характером: на основании ценной бумаги устанавливается связь только между держателем бумаги и обязанным по бумаге лицом. Таки образом, называемые товарораспорядительные ценные бумаги (коносамент, складское свидетельство) тоже свидетельствуют лишь право собственника бумаги на получение товара от обусловленного обязанного лица – ГК последовательно стоит на обязательственном характере права, засвидетельствованного ценной бумагой там, где применяется термин иной, чем «имущественное право» (ст. 147 ГК РФ). Последнее положение не отрицает и в то же время имеющееся право собственности на товар, так как товарораспорядительная бумага дает ее держателю непосредственное владение над вещью. Передача товарораспорядительного документа на вещь может приравниваться к передаче самой вещи (п. 3 ст. 224 ГК РФ) и, таким образом, предназначается моментом возникновения права собственности на вещь (п. 1 ст. 223 ГК РФ). Подобным образом, собственник товарораспорядительной бумаги абсолютно справедливо считает себя собственником вещи, но взаимоотношения, свойственные вещному праву, находят свое выражение в отношениях между прежним и новым держателями ценной бумаги («передача товарораспорядительного документа»). Безусловное право собственности на вещь лежит за рамками права требования вещи, прямо выраженного в ценной бумаге[6].
Глава 3. Теоретические аспекты применения ценных бумаг в гражданском обороте
3.1. Современное правовое регулирование рынка ценных бумаг
После октябрьских событий декретом СНК РСФСР от 23 декабря 1917г. на территории страны были запрещены все операции с ценными бумагами. Помимо этого были отменены облигации внутренних и внешних государственных займов. С одной стороны, это избавило страну от платежей по государственному долгу, но с другой стороны, повлекло за собой отказ от исторического опыта применения ценных бумаг, сломало фундамент международного кредита и торговых взаимоотношений между Россией и западными государствами. В условиях национализации прекратили существование акционерные общества, акции и облигации которых потеряли юридическую силу. В следствии, корпоративные ценные бумаги были исключены из экономического оборота. Рынок ценных бумаг прервал свое существование на территории советской России. Сразу после завершения гражданской войны, государство приступило к возрождению общенародного хозяйства, проводя «новую экономическую политику». В целях наибольшего привлечения свободных средств для возобновления экономики правительство постаралось перейти к деятельному применению ценных бумаг на новых политических и экономических условиях. В течение 1928 – 1927 гг. были выпущены самые разнообразные инвестиции с разнообразными сроками, рентабельностью, формами выплаты дохода, а так же способами размещения и т.д.
Первые займы (три выпуска), выпущенные в 1922 – 1923 гг., носили естественную форму – исчислялись в хлебной и сахарной единицах. Связано это было с отсутствием стабильной денежной системы, обесцениванием валюты и острым дефицитом актуальных средств. Займы выпускались беспроцентными и на короткий срок. По мере стабилизации денежного обращения вследствие проведения денежной реформы (1922 – 1924 гг.) займы стали издаваться в денежном исчислении[7].
- По своим срокам займы были краткосрочные (не более одного года), среднесрочные (2 – 5лет) и долгосрочные (6, 8, 10 лет). Важнейшая тенденция содержалась в постепенном повышении части среднесрочных и долгосрочных займов. Что относится к способам размещения, то займы распределялись на добровольные, добровольно – принудительные и принудительные. Размещение некоторых займов в рассрочку через сберкассы, т.е. в принудительном порядке было порождено неблагоприятными экономическими условиями в стране и недоверием населения к советским займам. По выплате дохода облигации займов можно подразделить на: процентные,
- беспроцентные,
- выигрышные и процентно-выигрышные.
В целях обеспечения значительной ликвидности ценных бумаг этого времени страна проводила определенную политику: облигации займов характеризовались низким курсом и высокой доходностью, выпускались облигации с выигрышами в тиражах, держатели облигаций займов располагали рядом дополнительных льгот (вероятность приобретения ссуд банков под залог облигаций, использование облигации при уплате налогов). Все это обеспечивало высокую ликвидность государственных ценных бумаг. Что касаемо внешних займов, то иностранные государства достигли соглашения оказывать финансовую помощь исключительно в случае признания дореволюционных долгов. Не смотря на то, что правительство проводило переговоры, результатов не было достигнуто. Выпуск ценных бумаг имел важнейшее значение для преодоления бюджетного дефицита. К окончанию восстановительного периода государственный бюджет сводился с положительным сальдо. Смысл ценной бумаги не ограничивался компенсированием бюджетного дефицита. Применены они были в момент проведения денежной реформы в 1922 – 1924гг. Например, в 1923 году был выпущен гарантированный правительством краткосрочный заем Наркомата путей сообщения в форме транспортных сертификатов на сумму 24 млн. рублей золотом сроком на 9 месяцев – один год. Номинал облигаций определялся в 5 рублей золотом. Сертификаты предназначались для того, чтобы компенсировать расходы железных дорог, а так же для того, чтобы оплачивать транспортные услуги. Они начали играть существенную роль в денежном обращении, поскольку в то же время были внедрены две валюты – сов знаки и твердые червонцы большого достоинства. Небольшой хозяйственный оборот остро нуждался в твердой денежной единице – купюре меньше червонца. Именно подобной надобности соответствовал 5 – руб. сертификат, который был застрахован от обесценения. Подобным образом, он носил характер казначейских денежных знаков особого рода. Новоиспеченная экономическая политика выявила дорогу для развития иных элементов рынка ценных бумаг. Возрождается обращение векселя и акционирование. В первые годы советской власти вексельное обращение в период «военного коммунизма» было приостановлено. С возвратом страны к мирной жизни, с переходом к НЭПу вексель возобновился. Вексельное обращение регулировалось Положением о векселях, утвержденное в 1922 году. При их разработке за основу брался Российский вексельный устав 1902 года[8].
1 января 1926г. Народным Комиссариатом Финансов была принята Инструкция учреждениям Госбанка по операциям учета векселей и специальным текущим счетам, которые обеспечивались векселем. Были приняты меры увеличения вексельной дисциплины.
Возникли акционерные общества, которые стали создаваться в 20 – х годах и в то время представляли одну из форм управления промышленностью, торговлей и банками при общем участии в управлении нескольких хозяйственных организаций. Воссоздание разнообразных инструментов рынка ценных бумаг беспристрастно повлекло за собой формирование бирж в новых экономических условиях.
В июле 1921 года была открыта первая советская биржа. В 1922 году на основании постановления СНК были определены правила фондовых биржевых операций.
Фондовые отделы при товарных биржах могли заниматься торговлей: инвалютой (наличностью, траттами, чеками), банкнотами, советскими государственными ценными бумагами, акциями и паями, металлическими слитками.
В течение 1922 – 1924гг. фондовые отделы, существенным образом, заключали сделки с валютой – червонцами в связи с денежной реформой. К котировке на официальных фондовых отделах были допущены только платежные обязательства, выпущенные Наркомфином в 1923 году, и облигации первого шестипроцентного выигрышного займа. Операции с ними были неудачны в связи с завышенной ценой.
На внебиржевом рынке курс облигаций был гораздо ниже.
Вслед за завершением денежной реформы прекратились операции с банкнотами и центр тяжести финансовой политики правительства перешел на оздоровление системы госкредита.
В 1924 г. вместо официальной обязательной цены государственные ценные бумаги начали размещать по рыночному курсу. Все банки, кредитные кооперации, а также сберкассы легко участвовали в операциях. Для того чтобы отвечать состоянию фондового рынка, масштаб выпуска займов был сокращен. В 1925 – 1926 году было выпущено только два новых займа: второй крестьянский выигрышный заем и второй 8% – й внутренний заем 1926 года.
Фондовые отделы при товарных биржах активно работали в течение 1924 – 1927гг. На 1924-1926 год насчитывалось десять фондовых отделов, работающих при крупнейших товарных биржах[9].
С начала 1927 года страна вошла в стадию индустриализации. Правительство поменяло курс первого этапа на формирование фондового рынка. Важнейшей формой размещения ГЦВ стала «подписка в рассрочку», которая после 1930 г. стала единственной. Подписка в рассрочку заключалась в добровольно-принудительном характере размещения и оплаты облигаций. Проводилась она следующим образом: сберкассы выдавали руководства «О порядке размещения займа, бланки для его учета и оформления и авансовую сумму облигаций предприятиям, учреждениям и сельских советам. Последние выдавали подписчикам подписной лист», в котором содержалась фамилия подписчика и сушу, на которую впоследствии могли быть приобретены облигации. После чего подписные листы отдавались в бухгалтерии для того чтобы удержать взносы из заработной платы служащих и рабочих. Первый взнос крестьяне выплачивали в в течении десяти дней после подписки, а служащие и рабочие – в течение десяти месяцев. В государственный бюджет все взносы перечислялись через Госбанк.
С 1927 г., госпредприятия были обязаны размещать все свои резервные и запасные средства в ГЦБ. Акционерные и кооперативные общества в приобретаемые ГЦБ обязаны были вкладывать ООУ резервных средств. Подобным образом, состав кредиторов страны был расширен до всех юридических лиц. Одновременно с этим были основаны Комиссии содействия госкредиту и сберегательному делу (Комсоды) на всех организациях и предприятиях, под общим руководством Центральной комиссии при Президиуме ЦИК СССР. Их основная задача заключалась в контроле над работой по размещению займов, проведению массовых соревновании по подписке между цехами и предприятиями, т.е. в целом содействовать распространению госзаймов[10].
Начала меняться структура облигаций госзаймов по срокам. Более 94 процентов госзаймов приходилось на долю долгосрочных облигаций.
По мере «укрепления» планового управления экономикой в 1930 г. были закрыты все фондовые отделы бирж. Операции с ценными бумагами проводились снова по твердому официальному курсу, без учета реального состояния рынка.
Согласно постановлению от 22 февраля 1930 г. обращение облигаций, а именно покупка, продажа и залог, были запрещены без разрешения Комсодов и только в исключительных случаях. Впоследствии ликвидность облигаций была основательно ограничена.
Аналогичным способом обеспечивалась долгосрочность облигаций займов у их держателей. В 1630 г. Правительством, с учетом огосударствления экономики, было принято решение о ликвидации резервных капиталов трестов и запрете государственным учреждениям, кооперативным предприятиям и акционерным обществам иметь облигации займов.
С 1930 по 1941гг. правительством была проведена реформа в сфере госкредита, которая проявлялась в унификации облигаций госзаймов путем их конверсии. Для обмена облигаций ранее выпущенных займов, был выпущен ряд новых займов, который получил название «внутренний займ пятилетки».
Конверсия привела все займы к единому стандарту – 20-му сроку. Погашение займов было отложено на 10 – 19 лет. Их доходность снизилась с 8 – 10% до 3 – 4% годовых.
На судьбе ценных бумаг предприятий – векселей и акций, сказался отказ от принципов новой экономической политики. Начиная с 1929 – 1930 годов акционерные общества начали замещаться формами государственных предприятий. После окончания Второй мировой войны, в некоторых странах народной демократии, Советским Союзом и правительствами этих стран совместно, на паритетных началах, были созданы акционерные общества, главной целью которых являлось развитие особых промышленных отраслей. После достижения поставленной цели совместно созданные акционерные общества были ликвидированы, а доля собственности Советского союза была передана заинтересованным правительствам на льготных условиях.