Файл: «Глобальные стратегии конкуренции (минимизации издержек, дифференциации, фокусирования, инноваций, оперативного реагирования)».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в мире в условиях обострения конкуренции и глобализации формирование и реализация четкой и долгосрочной стратегии становятся необходимой потребностью существования предприятий, основой эффективной модели становления и развития предприятия. Имеются в виду не только крупные или преуспевающие предприятия, но и о малые их формы, а также организации в базовых отраслях, которые больше не способны работать по старинке, не оглядываясь на партнеров и конкурентов по инерции. В данное время только стратегическое долгосрочное видение и активные действия с подключением различных сетевых взаимодействий может дать шанс на выживание и использование новых возможностей.

Проблемы формирования конкурентных стратегий международных фирм и обеспечения национальной конкурентоспособности находятся в центре внимания как отечественной, так и зарубежной науки сравнительно недавно и еще недостаточно исследованы.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные исследования отечественных и зарубежных экономистов.

Анализ влияния глобализации мировой экономики на формирование новой конкурентной среды рассмотрен в работах С.И.Долговой, В.Иноземцева, А.Г.Мовсесяна, Л.Мясниковой и др.

При анализе понятия конкурентоспособности и влияния глобализации на конкуренцию были использованы труды отечественных и зарубежных исследователей В.Д.Андрианова, Г.Л;Азоева, Дж.Бекаттини, М.Бруна, C.Джарелли, В.Интриллигейтора, И.Кирцнера, Ф.Хайека.

Конкурентоспособность фирм в условиях глобализации мировой экономики анализируют М.П.Бортов, Н.Х.Вафин, Э.А.Грязнова, Е.Л.Драчев, А.А.Дынкин, И.В.Ершова, Р.Уотермен, Э.Хэмел, Д.Эйкер и др.

Цель работы – рассмотреть глобальные стратегии конкуренции.

Задачи:

- раскрыть сущность глобальной стратегии конкуренции;

- рассмотреть решения, присущие только глобальной стратегии конкуренции;

- привести классификацию глобальных стратегий конкуренции;

- раскрыть преимущества глобальных стратегий конкуренции в отрасли;

- рассмотреть условия выбора глобальной стратегии конкуренции в отрасли;

- разработать предложения по использованию на практике глобальных стратегий конкуренции.

Предметом исследования являются глобальные стратегии конкуренции.

Объектом исследования является отрасли экономики.

Информационной базой исследования послужили публикации в периодических отечественных и зарубежных изданиях, данные сети Интернет и др.


Работа состоит из введения, двух глав, заключения и писка использованной литературы.

1. ГЛОБАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНЦИИ: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1. Сущность глобальной стратегии конкуренции

Глобальной называется стратегия, при которой фирма продает свою продукцию во многих странах, применяя при этом единый подход [1]. Место глобальных стратегий конкуренции в системе стратегий приведено на рисунке 1.

Сам по себе факт транснациональности не означает автоматически наличия глобальной стратегии; если у МНК есть филиалы, действующие независимо и каждый в своей стране, это еще не глобальная стратегия. Так, многие европейские МНК, например, Brown Boveri (ныне Asea-Brown Boveri) и Phillips, и некоторые американские, например General Motors и ITT, всегда конкурировали именно таким образом, а между тем это ослабляло их конкурентное преимущество, давая конкурентам возможность опередить их.

При глобальной стратегии фирма продает свой товар во всех странах (или, во всяком случае, в большинстве стран), являющихся важным рынком сбыта для ее продукции. Это создает эффект масштаба, уменьшающий тяжесть расходов на НИОКР и делающий возможным применение передовой технологии производства [2]. Главным вопросом становится размещение разных звеньев цепочки ценности и обеспечение ее работы. В глобальной стратегии существуют два метода, с помощью которых фирма может добиться конкурентного преимущества или скомпенсировать различные невыгодные моменты из-за условий в стране [3].

Рис. 1. Место глобальных стратегий конкуренции в системе стратегий[4]

1. Наиболее выгодное размещение различных видов деятельности в разных странах, чтобы наилучшим образом обслуживать мировой рынок.

2. Способность глобальной фирмы координировать деятельность разбросанных по миру филиалов [5].

Размещение звеньев цепочки ценности, непосредственно связанных с покупателем (маркетинг, распространение товара и послепродажное обслуживание), обычно привязано к размещению покупателя.


Так, чтобы продавать свой товар в Японии, фирме обычно нужно иметь там агентов по продаже или распространителей и обеспечивать послепродажное обслуживание на месте.

Кроме того, к местонахождению покупателя может быть привязано и размещение других видов деятельности из-за высоких транспортных расходов или необходимости тесного взаимодействия с покупателем.

Так, во многих отраслях производство, доставка и маркетинг должны осуществляться возможно ближе к покупателю. Чаще всего такая физическая привязка деятельности к клиенту требуется во всех странах, где действует фирма [6].

Напротив, такая деятельность, как выпуск продукции и обеспечение поставок сырья и др., а также вспомогательная деятельность (развитие или приобретение технологии и т. п.) могут размещаться независимо от местонахождения клиента — такую деятельность можно выполнять где угодно [7].

В рамках глобальной стратегии фирма размещает такие виды деятельности, руководствуясь выгодой от меньшей суммы издержек или дифференциации во всемирных масштабах.

Она может, например, построить один большой завод, рассчитанный на мировой рынок, получая выгоду от эффекта масштаба.

По существу, очень немногие виды деятельности требуется выполнять только в стране базирования фирмы.

1.2. Решения, присущие только глобальной стратегии конкуренции

Решения, присущие глобальной стратегии, многогранны.

Решения, присущие только глобальной стратегии, можно разделить на два существенных направления:

  1. Конфигурация [8].
  2. В каких и в скольких странах выполняется каждый вид деятельности, входящей в цепочку ценности.
  3. Например, вопрос о том, выпускают ли компании Sony и Matsushita видеомагнитофоны на одном крупном заводе в Японии. Строят ли дополнительные заводы в США и Великобритании [9].
  4. Координация.
  5. Как согласовывается рассредоточенная деятельность. То есть деятельность, выполняемая в разных странах.
  6. Например, используются ли в разных странах одни и те же торговая марка и тактика сбыта или каждый филиал использует свою торговую марку и тактику, приспособленную к местным условиям.

При многонациональной конкуренции МНК имеют автономные филиалы в каждой стране.

Они управляют ими примерно так же, как банк распоряжается ценными бумагами [10]. При глобальной конкуренции фирмы стараются получить гораздо большее конкурентное преимущество от своего присутствия в разных странах.

Они размещают свою деятельность с глобальным прицелом. Фирмы четко согласовывают свою деятельность.

Таким образом, решения, присущие глобальной стратегии, многогранны.

1.3. Классификация глобальных стратегий конкуренции

На мировом рынке существует множество вариантов конкурентных стратегий [11]. Однако в целом различия в конкурентных стратегиях определяются двумя факторами: целями, которые компания преследует на рынке, и основой конкурентного преимущества – низкими издержками либо дифференциацией[12]. М. Портер предлагает пять видов стратегии конкуренции, отражающих пять глобальных подходов к постановке целей и достижений преимуществ на любом уровне рынка:

1. Стратегия лидерства по издержкам – привлечение покупателей низкой ценой за счет минимизации издержек производства товаров и услуг.

2. Стратегия широкой дифференциации – привлечение покупателей за счет максимального отличия продукции компании от аналогичной продукции конкурентов [13].

3. Стратегия оптимальных издержек – повышение потребительской ценности за счет более высокого качества при ценах на уровне конкурентных или ниже.

4. Сфокусированная (нишевая) стратегия на базе низких издержек – ориентация компании на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет более низких издержек производства.

5. Сфокусированная (нишевая) стратегия на базе дифференциации продукции – ориентация на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет предложения товаров или услуг, лучше удовлетворяющих потребности покупателей [14].

Российскими исследователями конкуренции на мировом рынке предлагается несколько иная классификация глобальных стратегий:

1. Стратегия лидерства по затратам.

2. Стратегия дифференциации товаров.

3. Стратегии фокусирования.

4. Стратегии инноваций.

5. Стратегии оперативного реагирования [15].

Конкурентное превосходство лидера по издержкам обеспечивается более низкими, чем у конкурентов, затратами. Необходимо помнить, что сокращение издержек за счет снижения потребительской ценности товара отталкивает покупателей.


Желательно использовать методы сокращения издержек, которые конкурентам трудно или невозможно использовать. У лидера по издержкам есть два способа получения значительной дополнительной прибыли.

Первый способ – снизить цены за счет снижения затрат и попытаться привлечь чувствительных к цене покупателей [16].

Второй способ – снизив издержки, не снижать цену и сохранить существующую долю рынка.

Снижению затрат способствуют факторы:

– использование эффекта масштаба производства, эффекта обучаемости и накопления опыта; совместное использование мощностей и их оптимальная загрузка;

– приобретение ключевых ресурсов с учетом их качества и структуры;

– оперирование оптовыми закупками и продажами, совершенствование логистики закупок и поставок; использование различий в платежеспособности по регионам;

– поиск резервов снижения затрат во всех звеньях цепочки ценностей;

– применение вертикальной интеграции;

– повышение качества управленческих решений.

К сильным сторонам стратегии лидерства по затратам можно отнести возможности достижения высокой рентабельности, защиты от конкурентов с помощью низких цен, удержания чувствительных к цене покупателей, участия в ценовых войнах. Но стратегия лидерства имеет и слабые стороны, к ним относятся: незащищенность против радикальных изменений в спросе, противоречия со стратегией диверсификации продукции, необходимость поддержания оптимальной загрузки мощностей [17].

Стратегия лидерства по затратам незаменима в отраслях, где ценовой фактор – решающий, т. е. там, где:

1. Сильная ценовая конкуренция и высока угроза ценовой войны.

2. Широко используется стандартизированный товар и стандартное его применение [18].

3. Невозможно дифференцировать товар.

4. Низкие затраты на смену марки покупателем.

5. Возможно сотрудничество с оптовиками [19]

Стратегия дифференциации продукции – это стратегия предложения потребителю товара с уникальными потребительскими свойствами, поддержания и развития этой уникальности. Стратегия дифференциации основана на производстве обширной номенклатуры товаров одного функционального назначения и позволяет обслуживать большое число потребителей с различными потребностями. Это привлечение покупателя предоставлением ему товара более высокой потребительской ценности, прямо или косвенно вкладываемой фирмой в продукт [20].