Файл: Анализ и совершенствование мотивации персонала на примере ООО «Томлад».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Томлад позиционирует себя как компания, предлагающая товары для дома и семьи. Компания «Томлад» предлагает в розницу в сети магазинов-дискаунтеров широкий ассортимент продукции:

•бытовой химии (стиральные порошки, моющие средства для посуды, кондиционеры для белья, чистящие средства, отбеливатели, пятновыводители.)

•товаров для ремонта (обои, краска, клеи, герметики, гвозди, шурупы, шпаклевка) •парфюмерии и косметики (духи, крема, тени, карандаши, помады, маски) •моющих средств (шампуни, бальзамы, гели для душа, мыло, скрабы, зубная паста, щетки)

  • хозтоваров (сушилки для белья, гладильные доски, швабры, ведра, тазы, тряпки, метла, совки, лопаты)
  • посуды (тарелки, кружки, вилки, ложки, ножи, вазы)
  • текстиля (подушки, постельное белье, одеяла, полотенца, скатерти)
  • детских игрушек (мягкие игрушки, конструкторы, куклы, машинки).

Постоянно расширяемый ассортимент компании насчитывает более 10 0 00 наименований отечественного и импортного производства. Особенностью предлагаемой продукции является широта и глубина ассортимента и более низкие цены.

В компании работает 95 человек, при этом на предприятии работает 20 мужчин и 75 женщины, средний возраст при этом составляет 36 лет.

Рассмотрим в динамике гендерный состав предприятия за 2016 - 2018 гг. Таблица 2

Структура персонала организации по полу «Томлад»

Пол

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Кол-во, чел.

Доля, %

Кол-во, чел.

Доля, %

Кол-во, чел.

Доля, %

Женщины

69

81,180

67

74,44

75

78,95

Мужчины

16

18,82

23

25,56

20

21,05

Итого

85

100

90

100

95

100

Итак, согласно данным, приведенным в таблице, количество сотрудников меняется неравномерно, так в 2016 году всего работало 85 человек, в 2017 - значение количества сотрудников повышается до 90, а в 2018 работают уже 95 человек, что на 5 человек больше, чем в 2017 г., и на 10 человек больше, чем в 2016 году, при этом, остается тенденция по преобладанию количества женщин в общем составе сотрудников, в связи со спецификой работы.

Отметим, в 2017 году количество мужчин становится больше (25,56% от общего числа сотрудников), в сравнении с 2016 и 2018 годами.

Что касается возрастного состава, то отметим следующее, во-первых, на предприятии не работают лица, не достигшие 18 лет, во-вторых, работают сотрудники, перешагнувшие пенсионный возраст.


Таблица 3

Возрастной состав на 2016-2018 г. «Томлад»

Возраст, лет

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Кол-во, чел

Доля, %

Кол-во, чел

Доля, %

Кол-во, чел

Доля, %

18-25

30

35,29

32

35,5

24

25,27

26-36

41

48,23

44

48,89

55

57,9

37-50

12

14,12

12

13,34

13

13,68

Старше 50

2

2,36

2

2,23

3

3,15

Итого

85

100

90

100

95

100

Итак, можем сказать о том, что на предприятии работают люди, в основном, среднего возраста, диапазон которого составляет 26-36 лет, при чем, если сравнивать в процентном соотношении именно люди данного возраста составляют наибольшую часть в общей доле, в 2016 году - 48,23%, в 2017- 48,89%, в 2018 - 57,9%.

Что касается распределения работников по стажу, то здесь отметим, то, что на предприятии работают, в основном люди со стажем от 1 до 3-х лет, следом идут работники со стажем от 3 до 5 лет, при этом, если рассматривать 2017 год, то работники со стажем около года по своей доле «догоняют» тех, кто работает от 3 до 5 лет.

При этом сотрудники, имеющие стаж более 5 лет меньше увольняются с предприятия, всего 6 человека в 2016 году, и 5 человек в 2017 и 7 человек в 2018 году. Рассмотрим образовательный состав персонала «Томлад» (табл. 4).

Согласно данным таблицы 6 можно отметить тот факт, что на предприятии работают сотрудники, преимущественно с общим образованием, так их процентный состав в 2016 году составил 51,76%, в 2017 - 44,5%, а в 2018 сократился до 26,32%. При этом, наименьшее процентное соотношение составляет высшее образование: в 2016 году - 18,83%, в 2017- 20% и в 2018 году 27,38%.

Таблица 4

Образовательный состав персонала «Томлад»

Уровень

образования

персонала

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Кол-во, чел.

Доля, %

Кол-во, чел.

Доля, %

Кол-во, чел.

Доля, %

Общее среднее

44

51,76

40

44,5

25

26,32

Незаконченное высшее

25

29,41

32

35,5

44

46,3

Высшее

16

18,83

18

20

26

27,38

Итого

85

100

90

100

95

100


Отметим, что среди руководителей, специалистов и служащих высокая доля молодых сотрудников, средний возраст 30 лет. С одной стороны, это говорит о гибкости персонала, нет старения кадров, с другой стороны это свидетельствует о непрофессионализме и отсутствия опыта, а некоторые молодые специалисты еще не имеют высшего образования. Поэтому необходимо, что бы компания организовала курсы, либо направляла по подготовки молодых специалистов к занимаемой должности. Но на управленческие должности компании лучше нанимать сотрудников старше 30, так как они должны иметь не только высшее образование, но и опыт в данной сфере.

Рассмотрим структуру кадров за 2016-2018 год и отметим общие тенденции (табл.5).

Таблица 5

Структура кадров «Томлад»

Категория работников

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Кол-во, чел.

Доля, %

Кол-во, чел.

Доля, %

Кол-во, чел.

Доля, %

Руководители

4

4,7

5

5,0

6

6,31

Специалисты

14

16,47

17

20

19

20

Рабочие

67

78,83

68

75,0

70

73,69

Итого

85

100

90

100

95

100

Итак, как видно из таблицы 7, количество руководителей за три года увеличилось, так в 2016 году их было 4 человека, в 2017 - 5, а в 2018 уже 6 человек. Увеличение этой категории в 2018 г., связано, с увеличением общей численности остальных категорий работников, в целом. В общей структуре кадров больше всего занимает категория рабочих, а это: продавец-консультант, продавец-кассир, старший кассир, грузчик, кладовщик, администратор торгового зала, сортировщик, контролер.

Данная категория в 2016 году составила 67 человек или 78,83%, в 2017 - 68 человек или 75,0%, в 2018 - 70 человек или 73,69%. В то время как категория «специалисты» занимает на протяжении трех лет среднюю долю, в 2016 году - 14 человека (16,47%), в 2017 - 17 человек (20%), в 2018 - 19 работников (20%).

2.2 Анализ мотивации труда в организации ООО «Томлад»

В системе мотивации персонала ООО «Томлад» применяется как материальные так и нематериальные методы. Основным материальным методом мотивации персонала является заработная плата.


В «Томлад» мероприятия по мотивации работников не совершены. Безусловно компания ценит своих сотрудников и уделяет внимание социальной ответственности. Например, для сотрудников, проработавших не менее месяца, существует корпоративная дисконтная карта с правом приобретать товары в супермаркетах «Томлад» со скидкой 10%.

Также сотрудники, проработавшие 6 месяцев, могут взять оплачиваемый отпуск, который составляет 30 дней. Кроме того, внутри компании ежегодно проводятся конкурсы «Лучший торговый коллектив» и «Продавец года». К тому же, «Томлад» приучает своих сотрудников вести здоровый образ жизни: работники, не притронувшиеся к сигарете, получают по окончанию месяца 1000 рублей.

Однако, наряду с этим, компания предъявляет жесткие требования к своим сотрудникам, которые обязаны соблюдать: дисциплину труда, должностные обязанности, инструкции и регламенты, профессиональную этику, санитарные нормы, корпоративные стандарты обслуживания.

Выполнение требований является большим мотивирующим фактором для сотрудников предприятия, так как в результате они получают премии и благодарности руководства. В противном случае, сотрудник депримируется или подвергается увольнению.

В организации отсутствует метод обучения с привлечением профессионалов в области психологии, методов общения. Проведение недельного обучения у продавцов повысило бы производительность их труда как минимум на 20%, а руководство, в свою очередь, проверило результативность обучения. Применяются несовершенные методы управления, которые гасят заинтересованность в полном использовании фактически имеющихся резервов, у работников нет заинтересованности в повышении эффективности производства.

Низкая эффективность внутрипроизводственных отношений обусловлена также тем, что:

  • Инициатива и предприимчивость отделов не поощряется, а часто, наоборот пресекаются;
  • Фонд экономического стимулирования в отделах не образуется, а выделяется им из централизованных источников;
  • Отделы не несут экономической ответственности за эффективность использования производственных фондов, трудовых и материальных ресурсов.

Был проведен опрос сотрудников компании «Томлад», цель которого было выявить уровень удовлетворенности персонала трудовым процессом.

В ходе опроса выявилось следующее (табл. 6).

Таблица 6

Анализ удовлетворенности персонала «Томлад»

Результаты анкетирования

% к общей численности

Работу считают интересной

55

57

Готовы сменить место работы

35

37

Считают, что могут работать с большей эффективностью

5

5


Из таблицы 8 видно, что 57% сотрудников считают работу в компании интересной, 27% сотрудников готовы сменить место работы, 5% считают, что могут работать с большей эффективностью.

Показатель персонала, готового сменить место работы, то есть с низкой лояльностью к компании является значительной угрозой для стабильного положения компании, хотя содержание работы мотивирует 55% персонала. Тем самым, мы можем сделать вывод о несовершенстве существующей системы мотивации в компании. Согласно опроснику, были выявлены, какие мероприятия уже не являются стимулирующими удовлетворенность трудом с позиции мотивации, а в каких существует потребность. Представим данные проведенного опроса в таблице 7.

Таблица 7

Удовлетворенность персонала системой мотивации компании «Томлад»

Составные элементы мотивации

Удовлетворенность составными элементами

Бесплатное питание

78%

Предоставление униформы

7%

Отпуск 30 календарных дней

43%

Поздравление сотрудников с днем рождения

35%

Вознаграждения за здоровый образ жизни

45%

Из таблицы видно, что некоторые элементы, которые были направлены на повышение удовлетворенности трудом, потеряли свою актуальность для сотрудников компании. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что система не выполняет свою основную задачу - не повышает удовлетворенность трудом.

Таким образом, диагностика существующей системы удовлетворенности трудом и анализ потребностей персонала показал необходимость усовершенствования данной системы.

В дальнейшем данные по анкетированию могут выбрать ряд мероприятий по совершенствованию удовлетворенности трудом (рис. 4).

Рисунок 4.Анкетирование персонала компании « Томлад»

По полученным данным можно сделать вывод, что необходимо создавать атмосферу доверия и уважения внутри организации ко всем, чему способствует корпоративная культура в «Томлад».

Сотрудники, в процентном соотношении 50% отметили, что необходима организация совместного отдыха и время препровождения.

На вопрос можно ли организовать труд, чтобы на рабочем месте работать с большей производительностью, максимальное количество опрошенных ответили: это можно сделать с помощью улучшения организации труда 62,5% и за счет дополнительного обучения 62,5%» (рис. 5).