Файл: Понятие, значение и типы кадровой стратегии компании.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы кадровой политики предприятия
1.1Кадровая политика предприятия: сущность, содержание и значение
1.2 Основные принципы и факторы кадровой стратегии компании
1.3 Регулирование численности работников на предприятии
Глава 2 Анализ кадровой политики малого бизнеса В.Г.
2.1 Характеристика кадрового состава ИП Васильева В.Г.
2.2 Регулирование численности на примере субъекта малого предпринимательства
Глава 3 Совершенствование кадровой политики ИП Васильев В.Г.
1.2 Основные принципы и факторы кадровой стратегии компании
Как уже отмечалось, существует определенная зависимость кадровой стратегии от стратегии развития компании в целом [17]. В зависимости от вида стратегии бизнес-развития, происходят изменения и в работе с персоналом, отражая требования к персоналу и особенности управления и развития. Так, если на текущий момент времени основной целью компании является закрепление на рынке, то можно отметить следующее:
1. Стратегия действенна только на начальном этапе становления компании.
2. Четкое распределение функций и определение ответственностей еще отсутствует — персонал выполняет самую разнообразную работу сиюминутной необходимости.
3. Особенности стратегии управления персоналом:
3.1) создание штата сотрудников и базы кандидатов;
3.2) оплата труда четко дифференцирована;
3.3) создание и поддержание комфортного психологического климата в коллективе для активизации творческих процессов;
3.4) регулярная проверка эффективности действий;
3.5) развитие способностей персонала через наставничество и применение кадровых перестановок, учитывающих способности и интересы персонала [2].
Если общей стратегией компании является динамический рост, то связь со стратегией управления персоналом будет следующая:
1. Чаще всего это молодые компании, использующие инновационные разработки.
2. Характерными являются постоянное увеличение объемов производства, с целью формирования основы будущей деятельности.
3. Кадровая политика и стратегия для динамического роста заключается в следующем:
3.1) акцент делается на привлечение квалифицированных персонала, нацеленного на дальнейшее развитие профессиональных знаний;
3.2) создание грамотной оценки потенциала сотрудников, как основы для карьерного роста.
Если же компания придерживается циклической стратегии развития, то кадровая стратегия управления персоналом имеет следующие особенности:
1. Кризисный подход, применяется для выживания и стабилизации ситуации с переходом к развитию. Связан с сокращением низкорентабельных направлений деятельности с целью минимизации непродуктивных расходов.
2. Акценты кадровой стратегии:
2.1) проработка стратегии уменьшения расходов зачет сокращения штатной структуры;
2.2) оптимизация персонала путем частичного увольнения, перевода на неполную занятость, переквалификация и сохранение наиболее ценных сотрудников.
3. Для решения задач управления человеческими ресурсами компании необходимо использовать не только проработанную кадровую политику и стратегическое планирование — жизненно необходима кадровая стратегия, адекватная имеющимся внешним и внутренним условиям [11].
Принципы построения кадровой стратегии компании следующие:
1. Стратегическая ориентированность — учет воздействия краткосрочных эффектов на дальнейшее развитие предприятия.
2. Комплексность мер — разработка стратегий предприятия таким образом, чтобы они дополняли и помогали друг другу в процессе деятельности организации.
3. Системность подхода — методичные и планомерные изменения в вопросе управления кадрами, исключающее применения «лоскутных» мер.
4. Логичность и последовательность методов — методы, которые используются в кадровой стратегии, не могут быть противоречивыми.
5. Их неукоснительное применение на практике следует реализовывать в заранее определенной последовательности для получения необходимого результата.
6. Экономическая эффективность — эффективный процесс невозможен без баланса качества труда и его стоимости: следует использовать для решения поставленных задач человеческий ресурс оптимального качества, отвечающий уровню задачи.
Являясь хоть и значимым, но все же лишь одним из факторов, кадровая стратегия любой компании зависит от стратегии ее функционирования в целом. Разработка и реализация кадровой стратегии предусматривает обязательный учет следующих значимых факторов: экономический; политический; правовой; социальный; фактор воздействия внешней среды.
Одним из важнейших факторов, учет которых необходим при разработке стратегии управления персоналом, является уже существующий уровень основополагающих проблем:
1) структуры дифференциального управления коллективом;
2) количественной оптимизации персонала, с учетом текущей динамики;
3) результативности осуществляемых затрат на персонал с учетом заработной платы, различных видов вознаграждения, расходов на обучение и других;
4) динамики и направления развития персонала, включающих в себя адаптацию, карьерное продвижение по служебной лестнице и всевозможные виды обучения;
5) социальных мер и бытового обеспечения, включающих в себя защиту, страхование и гарантии; 6) систем управления кадровым потенциалом;
7) наличия и развития традиций и норм поведения, связанных с компанией. Принято считать, что стратегия работы с персоналом является частью экономической стратегии организации и одним из результатов планирования ими деятельности в целом.
Практически же встречаются различные варианты взаимодействия, среди которых можно выделить основные концепции кадровой стратегии:
1) кадровая политика и стратегия зависимы от общей стратегии организации;
2) стратегия организации является зависимой от стратегии работы с персоналом;
3) взаимосвязанность общей и кадровой стратегий компании; 4) взаимная интеграция стратегий [12] Но каким бы ни было взаимодействие стратегий, основной задачей функции управления персоналом является переход от авральных методов к самостоятельной целостной системе, способствующей реализации долгосрочных установленных целей компании [4].
Целостная система управления персоналом представляет собой гармоничное сочетание таких элементов, как кадровая политика, стратегия и планирование. Кадровая политика компании позволяет определить, какой именно коллектив ей необходим, и каким образом следует организовать работу персонала, чтобы успешно осуществлять поставленные стратегические планы и задачи. Кадровая же стратегия предоставляет действенные методы, используя которые, компания получает возможность собрать и удержать необходимый ей персонал.
Кадровое планирование является процессом разработки и внедрения ряда мероприятий, посредством которых может быть реализована кадровая политика и стратегия организации. Относительно периода, кадровое планирование возможно условно разделить на стратегическое (долгосрочное), тактическое (среднесрочное) и оперативное (краткосрочное). Другими словами, кадровая политика, стратегия и планирование являются экстраполяцией политики компании в целом на плоскость человеческого фактора. В целом же система управления персоналом компании зависит от проработанности составляющих ее элементов и их взаимосвязи [25].
1.3 Регулирование численности работников на предприятии
Одним из основных вопросов разработки грамотной кадровой стратегии является выявление сильных и слабых сторон управления персоналом компании. Эти вопросы являются определяющими условиями дальнейшей успешности компании, поэтому, для выявления сильных и слабых сторон при анализе внутренней среды применяются такие методы стратегического менеджмента, как SWOT, создание профиля среды или матрицы угроз [14]. Анализ факторов среды посредством метода SWOT выявляет имеющиеся сильные и слабые стороны компании в сфере управления кадрами.
Помимо этого, данная информация является самооценкой компании, что позволяет объективно сравнить свою компанию с конкурентами и сделать выводы. Также в результате анализа данным методом выявляются возможности и угрозы, которые имеются в компании. Информативную оценку функции управления персоналом и ряда других показателей можно получить посредством применения конкурентного профиля компании. В данном методе оценка успешности управления персоналом осуществляется экспертными методами. Другие показатели оцениваются по методу сравнительно анализа. Основным показателем эффективности стратегии являются конкурентные преимущества, получаемые компанией в результате реализации выбранного (разработанного) варианта стратегии.
С 6 августа 2017 года уточнено ограничение по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год для субъектов среднего предпринимательства. Какое предприятие – малое или среднее Субъекты малого и среднего предпринимательства – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – Закон № 209-ФЗ), к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Для отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства: хозяйственных обществ; хозяйственных партнерств; производственных кооперативов; потребительских кооперативов; крестьянских (фермерских) хозяйств; индивидуальных предпринимателей. Должны выполняться условия: по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год; по доходу от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется, если в течение трех календарных лет, следующих один за другим, фактические показатели среднесписочной численности, дохода и т. д. оказываются выше или ниже предельных значений (ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ). Реестр малых и средних предприятий Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на государственную поддержку. С 2016 года статус и категория организации или предпринимателя определяется при формировании Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Реестр формирует ФНС России – ежегодно, 10 августа текущего календарного года. При формировании Единого реестра учитываются имеющиеся у налоговых инспекций сведения, представленные экономическими субъектами не позднее 1 июля текущего календарного года, о: среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год; доходе от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, отраженном в налоговой отчетности.
По общему правилу для средних предприятий среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год может составлять от 101 до 250 человек (подп. “б” п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ). Однако с 06.08.2017 вводится особое правило для акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и хозяйственных партнерств, основной вид деятельности которых по ОКВЭД – деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 “Производство текстильных изделий”, класса 14 “Производство одежды”, класса 15 “Производство кожи и изделий из кожи” раздела С “Обрабатывающие производства” Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
Если у таких экономических субъектов среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превысила предельное значение, и при этом доля доходов от деятельности в сфере легкой промышленности по итогам предыдущего года – не менее 70 процентов в общей сумме доходов, то Правительство РФ сможет установить для них более высокое значение среднесписочной численности работников (п. 2.1 ч. 1.1, ч. 3 ст. 4 Закона № 209-ФЗ). Перечень таких акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и хозяйственных партнерств ФНС России будет получать ежегодно в срок до 5 июля – по состоянию на 1 июля текущего года (п. 5 ч. 6 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ). Значение по численности работников, установленное Правительством РФ, будет учитываться при: отнесении экономического субъекта к средним предприятиям (ч. 3 ст. 4 Закона № 209-ФЗ); изменении статуса экономического субъекта в качестве среднего предприятия (ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ); исключении из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства указания на то, что экономический субъект является вновь созданным (ч. 4.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ), и не будет учитываться при внесении сведений о вновь созданных юридических лицах (п. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).