Файл: Социально страхование и его функции(Понятие, виды, особенности социального страхования).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие, виды, особенности социального страхования
1.1. Страхование как форма защиты населения
1.2. Функции социального страхования
2. ᡪСовременная ᡪсистема ᡪсоциального ᡪстрахования ᡪв ᡪРоссийской ᡪФедерации
2.1. ᡪСистема ᡪгосударственных ᡪвнебюджетных ᡪфондов ᡪв ᡪРФ
2.2. ᡪПринципы ᡪпостроения ᡪсистемы ᡪсоциального ᡪстрахования ᡪв ᡪРФ
Введение
Актуальность работы. В начале 21 века в связи с кардинальной перестройкой экономики и политической структуры российского общества предметом пристального внимания ученых и практиков стала система государственного социального страхования. Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому - генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям. В новых условиях хозяйствования это объективно заводит в тупик всю систему социальной защиты населения, что, как показывает исторический опыт, порождает угрозу социальной стабильности общества.
Проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп и всего населения имеют общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От решения их зависит социальное воспроизводство населения, социально-психологическое состояние людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в гражданское состояние.
Государственная система социальной защиты строится в двух формах: социальное обеспечение и социальное страхование. Социальное страхование является одной из форм общей системы социальной защиты, характеризуется своей спецификой. Оно должно иметь форму взаимной ответственности (в широком смысле) для всех ее основных субъектов, а именно: застрахованного, предприятия и государства. Социальное страхование - это система полноправного участия каждого из субъектов в социальной защите, а также взаимного страхования.
Эти и ряд других обстоятельств и порождают актуальность исследования концептуальных моделей государственного социального страхования как формы социальной защиты населения и обеспечения социальной стабильности общества, выработки концепции ее наиболее адекватной потребностям современного периода. Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы на современном этапе.
Объектом исследования – социальное страхование.
Предметом исследования – система социального страхования как средство защиты населения.
Цель работы – рассмотреть систему социального страхования, как средство защиты населения.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- определить функции и особенности социального страхования;
- проанализировать состояние социального страхования в России, его виды и формы;
- выявить принципы построения системы социального страхования;
- рассмотреть модели финансирования социального страхования.
- предложить меры по улучшению системы государственного социального страхования.
Научная и практическая значимость работы состоит в том, что сделанные выводы и предложения позволяют расширить степень исследований. Некоторые материалы могут быть использованы для проведения семинаров по проблемам социального страхования.
Для решения поставленных задач использовались учебные пособия, материалы периодической печати, официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации.
Методы ᡪисследования ᡪ– ᡪсравнительно-правовой, ᡪописательный.
Нормативная ᡪбаза ᡪисследования. ᡪВ ᡪкачестве ᡪнормативной ᡪбазы ᡪбыли ᡪиспользованы: ᡪКонституция ᡪРоссии[1], Постановление РФ[2].ᡪПоставновление РФ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Понятие, виды, особенности социального страхования
1.1. Страхование как форма защиты населения
Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». [23, с. 8]
Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим, правовым и социальным государством. Это означает, что социальные права граждан являются наивысшей ценностью и государство обязано защищать эти права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей» [38, с. 63].
Государственное социальное страхование - государственная система материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.
И система социального обеспечения, и система социального страхования все более активно используются как высокоэффективные механизмы социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум. Формирование идей, доктрин, а впоследствии и механизмов социальной защиты, основанных на принципах социальной справедливости, позволяет странам Запада распространять материальную поддержку на широкий круг лиц, исходя скорее из их потребностей, нужд, чем из приобретенных ими прав на пособие.
Нужда при этом интерпретируется достаточно широко и связывается с уровнем доходов нуждающегося в прошлом (при установлении уровня пособий по старости, инвалидности и безработице), или исходя из некоторых общепринятых прав на социальную помощь (медицинское обслуживание, образование). [29, с. 29]
Постепенно системы социального страхования и обеспечения расширили свою деятельность, перестав ограничиваться лишь теми, кто имеет полную занятость в государственном или частном секторах. Системы стали охватывать другие социальные группы (практически всех трудящихся и граждан) — трудящихся, работающих неполное рабочее время, а также не имеющих постоянного места работы, работающих самостоятельно. Такой подход позволил развитым странам обратить внимание на нужды и других категорий населения, например, безработной молодежи, не имеющей дохода, а также предоставить материальную помощь родителям-одиночкам; охватить медицинским обслуживанием лиц, не пользующихся системами медицинского страхования; дать возможность досрочного выхода на пенсию безработным трудящимся пожилого возраста и предоставлять медицинское обслуживание более продолжительное время по сравнению с тем, которое предусмотрено в рамках системы, основывающейся на взносах. [27, с. 74]
При всех недостатках, присущих системам социального страхования в западных странах, необходимо отметить, что принципы, концепция этих систем в большой мере соответствуют целям и задачам, поставленным в декларациях о правах человека. Развитые страны, в которых внедрены такие системы, сегодня приближаются к критериям, сформулированным в конвенциях и рекомендациях Международной Организации Труда, Всемирной Организации Здравоохранения и МАСО. [16, с. 12]
Рост расходов на социальные нужды как в форме непосредственных денежных выплат, так и в форме социального обслуживания стал возможным в результате бурного и устойчивого экономического роста и высокого уровня занятости, которые были характерны для развитых стран до середины 70-х годов. [26, с. 27]
Понятие социальной защиты, ее составляющих, было дано еще в 1952 г. в Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения, принятой Международной Организацией Труда (МОТ). Конвенция установила 9 видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособие по безработице, по производственному травматизму, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, по беременности и родам, по болезни, семейные пособия и пенсия по старости. [12, с. 76]
Таким образом, приведенные примеры построения системы социальной защиты, основаны на диаметрально противоположных принципах. В большинстве стран система основана на принципах, занимающих промежуточное положение между этими двумя крайностями.
1.2. Функции социального страхования
Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев. [28, с. 26]
Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях.
Страхование на случай болезни. Здесь также взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе.
Страхование от несчастных случаев. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем (предприятием). Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия.
Страхование по безработице. Принципы уплаты взносов здесь такие же, как и в пенсионном страховании: разделение размера взносов поровну между работником и работодателем и установление предела дохода, свыше которого он уже не подлежит «обложению».
Размер взносов по обязательному государственному пенсионному страхованию составляет 17,7% от дохода, который подлежит обложению взносами. Возраст для получения пенсии по старости, как правило, составляет 65 лет, но женщины и безработные получают право на такую пенсию при достижении 60 лет. Для лиц свободных профессий, для домохозяек, самозанятых предусматривается добровольное пенсионное страхование. Государственная пенсия по старости составляет примерно 45-60% ᡪот ᡪпоследнего ᡪ«чистого» ᡪдохода: ᡪподразумевается ᡪдоход, ᡪне ᡪпревышающий ᡪпредела, ᡪс ᡪкоторого ᡪисчисляются ᡪвзносы. ᡪТакой ᡪже ᡪразмер ᡪпенсий ᡪназначается ᡪпо ᡪнетрудоспособности, ᡪпо ᡪутрате ᡪже ᡪпрофессиональной ᡪтрудоспособности ᡪпенсия, ᡪкак ᡪправило, ᡪравняется ᡪ30-45% ᡪот ᡪпрежнего ᡪ«чистого» ᡪдохода. ᡪПовлиять ᡪна ᡪразмер ᡪпенсии ᡪпри ᡪобязательном ᡪгосударственном ᡪпенсионном ᡪстраховании ᡪпрактически ᡪневозможно, ᡪразве ᡪчто ᡪувеличением ᡪсвоего ᡪдохода, ᡪи ᡪто ᡪздесь ᡪпредусмотрен ᡪнекоторый ᡪпредел. ᡪВ ᡪдобровольном ᡪже ᡪстраховании ᡪразмер ᡪпенсий ᡪпрямо ᡪзависит ᡪот ᡪразмера ᡪуплачиваемых ᡪвзносов. ᡪ[22, ᡪс. ᡪ79]
Другой ᡪвид ᡪобязательного ᡪгосударственного ᡪсоциального ᡪстрахования ᡪ— ᡪстрахование ᡪна ᡪслучай ᡪболезни. ᡪФункции ᡪстраховщика ᡪосуществляются ᡪбольничными ᡪкассами, ᡪподобными ᡪтем, ᡪкоторые ᡪсуществовали ᡪв ᡪдореволюционной ᡪРоссии. ᡪОни ᡪявляются ᡪ«правовыми ᡪкорпорациями ᡪсамоуправления». ᡪ
О ᡪстраховании ᡪот ᡪнесчастных ᡪслучаев ᡪнаселение ᡪв ᡪцелом ᡪмало ᡪинформировано, ᡪтак ᡪкак ᡪвзносы ᡪпо ᡪнему ᡪуплачиваются ᡪисключительно ᡪработодателем ᡪза ᡪработающих ᡪпо ᡪнайму. ᡪЗадачами ᡪэтого ᡪвида ᡪсоциального ᡪстрахования ᡪявляются: ᡪпредотвращение ᡪнесчастных ᡪслучаев ᡪна ᡪпроизводстве, ᡪвосстановление ᡪтрудоспособности ᡪпострадавшего, ᡪв ᡪтом ᡪчисле ᡪпомощь ᡪв ᡪприобретении ᡪновой ᡪпрофессии, ᡪденежные ᡪстраховые ᡪвыплаты ᡪпострадавшему ᡪили ᡪего ᡪродственникам ᡪкак ᡪвозмещение ᡪпонесенного ᡪработником ᡪущерба.