Файл: «Рынок ценных бумаг»(Формирование рынка ценных бумаг в России).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 3
Депозитарные расписки зарегистрированы на фондовой бирже за пределами страны эмитента и торговля и расчёты по ним производятся по правилам фондовой биржи.
Преимущества, которые депозитарные расписки дают эмитентам:
- создание механизма привлечения дополнительного капитала
- расширение рынка акций эмитента
- повышение ликвидности акций, а также повышение курсовой стоимости на внутреннем рынке
- улучшение имиджа и повышение доверия к эмитенту.
Складские свидетельства
Складские свидетельства предполагается использовать в схемах реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом и внебюджетными фондами в целях сокращения кредиторской задолженности в производственном секторе и создания системы взаимозачетов. Обязательства заемщика по возврату кредита и уплате процентов по нему обеспечиваются залогом товара, помещенного на хранение под выданное складское свидетельство. Складские свидетельства призваны помочь промышленным предприятиям в решении проблемы неплатежей, так как эти ценные бумаги обеспечиваются продукцией, находящейся на складе, и привлечением финансовых ресурсов. Складские свидетельства не могут быть выданы товарным складом, если не было передачи товара на хранение. Эти бумаги являются идеальным обеспечением обязательств заемщика.
Закладные
Особую роль имеют такие ценные бумаги, как закладные. Закладная - это именная ценная бумага, которая удостоверяет право на получение обеспеченного ипотекой имущества после исполнения денежного обязательства, право залога на имущество, указанное в договоре об ипотеке. Закладные подлежат обязательной государственной регистрации. По соглашению между залогодателем и залогодержателем в закладной может быть предусмотрен ряд передаточных надписей.
Приватизационные чеки (ваучеры). Эти государственные ценные бумаги были выпущены в России для опосредования процесса передачи государственной собственности в частные руки, и в то же время предоставления равных начальных возможностей всем гражданам страны. Имеют ограниченный срок действия.
Коносамент – документ, удостоверяющий право собственности на товар отгруженный морским путем, является одновременным договором морской перевозки и распиской капитана в получении груза к перевозке
-
Формирование рынка ценных бумаг в России
- История рынка ценных бумаг в России
В периодизации развития рынка ценных бумаг в России можно выделить следующие этапы:
Дореволюционный период. В XVIII-XIX веках и начале XX века в России активно использовались деловые расписки, облигации и казначейские обязательства. В начале XVIII века была учреждена первая биржа в Санкт-Петербурге. В дореволюционной России в каждой губернии были в обращении различные ценные бумаги. Особое распространение получили векселя, облигации, расписки казначейских домов, ценные бумаги акционерных обществ (например, облигации государственного займа, облигации общества Юго-Западных железных дорог).
Советский период. В годы НЭПа существовал весь спектр разнообразных ценных бумаг, активно работали биржи. В период правления И.В.Сталина в стране добровольно-принудительно размещались облигации государственного сберегательного займа. Имели место факты, когда эти облигации выдавались и в счет заработной платы. Показательно, что сохранившиеся облигации были погашены через 35-40 лет.
В 1990-1991 годах началось возрождение рынка ценных бумаг в России. Появляются акции трудовых коллективов. Начинается разработка нормативно-правовой базы фондового рынка.
Постсоветский период. В 1992 году Верховный Совет РФ принял «Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в России на 1992 год», были разработаны законодательные основы реализации этой программы и осуществлены первые шаги по ее выполнению. С принятием данной программы в России была совершена тихая экономическая революция, в результате которой произошла смена одного общественного строя другим.
В период 1993-1994 гг. обвальный характер приватизации практически разделил общество на противоположные группы – крупные собственники (владельцы капитала и крупные акционеры предприятий), мелкие и мельчайшие; реальные и формальные собственники. В процессе обвальной приватизации произошла трансформация (изменение) отношений собственности. В результате приватизации и акционирования весьма значительная часть предприятий перешла из государственной в частную собственность.
Современный этап (с 1997г.) развития рынка ценных бумаг характеризуется внутренней политической нестабильностью, бюджетным кризисом, проблемами со сбором налогов, чрезмерными надеждами на иностранные инвестиции. В результате имеет место падение курса рубля, увеличение доходности государственных долговых обязательств, потери государственного бюджета, угроза экономической катастрофы. Созданная правовая система по регулированию фондового рынка не действует в полной мере из-за неготовности к реализации правовых норм со стороны правительства, находящегося в состоянии перманентной ротации, и экономических агентов, не имеющих активной политической воли к проведению структурных преобразований экономики. Многие достижения финансовой стабилизации в России до кризиса мировой финансовой системы в октябре-ноябре 1997г. базировались на иностранных инвестициях. Проблемы бюджета наполовину решались либо за счет внешних займов, либо за счет инвестиций нерезидентов на рынке ГКО, либо за счет приватизации, где роль иностранных участников также была значительна.
После августовского кризиса 1998г., несмотря на угрожающую ситуацию, российский рынок акций не прекратил существования, хотя цены акций в считанные дни снизились в 3-5 раз по сравнению с июнем 1998г. и в 10-15 раз по сравнению с октябрем 1997г. Ключевыми задачами нового этапа развития фондового рынка России являются создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и защита прав инвесторов.
Регулирование рынка ценных бумаг в России
В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.
Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:
- государственные органы регулирования;
- саморегулирующиеся организации;
- законодательные нормы рынка ценных бумаг;
- этику, традиции и обычаи рынка.
Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:
- разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
- установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
- контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
- обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
- формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
- контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;
Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.
Современное состояние рынка ценных бумаг в России
В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.
Рынок ценных бумаг в России - это молодой, динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, со все более изощренными финансовыми инструментами и диверсифицированной регулятивной и информационной структурой.
Современный российский фондовый рынок можно охарактеризовать по следующим параметрам:
Участники рынка:
- 2400 коммерческих банков,
- Центральный банк РФ (около 90 территориальных управлений),
- Сберегательный банк (42000 территориальных банков, отделений, филиалов),
- 60 фондовых бирж,
- 660 институциональных фондов
- более 550 негосударственных пенсионных фондов
- более 3000 страховых компаний
- саморегулируемая организация - Союз фондовых бирж.
Объемы рынка.
Одним из наиболее объемных является рынок государственных долговых обязательств, включающий:
- долгосрочные и среднесрочные облигационные займы, размещенные среди населения (более 30 млрд. руб.);
- государственные краткосрочные облигации различных годов выпуска;
- долгосрочный 30-летний облигационный займ 1991г. (с учетом вложений Банка России 55-60 млрд. руб.);
- внутренний валютный облигационный займ для юридических лиц (около 35.5 трлн. руб.);
- казначейские обязательства (до 5 трлн. руб.).
Рынок частных ценных бумаг:
- эмиссия акций преобразованных в открытые акционерные общества государственных предприятий (около 800-900 млрд. руб.);
- эмиссия акций и облигаций банков (более 2 трлн. руб.);
- эмиссия акций чековых инвестиционных фондов (2-2.5 трлн. руб.);
- эмиссия акций вновь создаваемых акционерных обществ (75-76 трлн. руб.);
- облигации банков и предприятий (50-60 трлн. руб.).
Качественные характеристики.
Российский фондовый рынок характеризуется следующим:
- небольшими объемами и неликвидностью;
- "неоформленностью" в макроэкономическом смысле (неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и т.п.);
- неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и информационной инфраструктуры;
- раздробленной системой государственного регулирования;
- отсутствием государственной долгосрочной политики формирования рынка ценных бумаг;
- высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;
- значительными масштабами грюндерства, т.е. агрессивной политикой учреждения нежизнеспособных компаний;
- крайней нестабильностью в движениях курсов акций и низкими инвестиционными качествами ценных бумаг;
- отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической информации о состоянии фондового рынка;
- инвестиционным кризисом;
- отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших общественное доверие инвестиционных институтов;
- агрессивностью и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой этики;
- высокой долей спекулятивного оборота;
- расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные бумаги.
- Проблемы развития рынка ценных бумаг в России
- фондового в России за возникновение, с этим , многочисленных , преодоление необходимо дальнейшего развития и рынка бумаг.В очередь, конечно государственного рынка бумаг.
- В разрезе выделить ключевые развития фондового , которые первоочередного .
- 1. Преодоление влияющих факторов, т.е. кризиса, и социальной . Политические в стране в очередь к падению РТС и ценных . Решение проблемы просто , потому разнообразие партий в противоречия с власти четкую правящей . Хозяйственный тоже сих отражается рынке бумаг. К же, отмечалось , большую современного ценных составляют обязательства, не не на состоянии . Выплаты по уменьшают влияние рынке бумаг.
2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.
В России большая часть ценных бумаг идет на нужды правительства, не выполняя своей основной функции. А именно вложения ценных бумаг в развитие производства способны вывести российскую экономику на качественно новый уровень.
3. Улучшение качественных характеристик рынка:
- наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка;
- пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и незаконной профессиональной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации). Россия по пиратству и мошенничеству прочно занимает место в десятке стран мира. Объем пиратской продукции, например, достигает 85%. Примерно такая же ситуация складывается и на рынке ценных бумаг, с той разницей, что ценные бумаги имеют большую степень защиты, чем, скажем, та же видео продукция. Но даже, несмотря на это, общая доля поддельных бумаг на российском рынке никак не меньше 40%. Контроль за этим должны взять фирмы, как государственные, так и частные. Причем, для вовлечения новых фирм в это дело должны использоваться средства поощрения, а все эти фирмы должны объединиться под эгидой комиссии по стандартам.
4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо: