Файл: Исследование готовности детей к школьному обучению ..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты оценивания готовности ребенка к школе
1.1. Характеристика детей старшего дошкольного возраста
1.2. Определение понятия «готовность к школе»
1.3. Методы оценивания готовности к школе
Глава 2. Исследование применяемыми педагогами методов оценки готовности к школе
Введение
Актуальность. Для каждого ребёнка поступление в школу - это начало нового этапа в жизни. На этом этапе в мире ребёнка происходит множество преобразований - это новые права и обязанности, новые знания, сложные отношения со взрослыми и сверстниками. Готовность современного ребёнка к школе также предполагает наличие у него широкого кругозора, запаса конкретных знаний и умений, компетенций.
Оценивание готовности детей к школе - очень важный этап не только для самих дошкольников, но и для педагогов. Школьная готовность - это комплексное понятие, которое подразумевает такой уровень физического, интеллектуального и психического развития, при котором ребенок в состоянии успешно обучаться в условиях массовой школы. Это значит, что к поступлению в школу ребенок должен быть в состоянии достаточно длительное время концентрировать внимание на одном виде деятельности, слушать и выполнять инструкции педагога, иметь определенные навыки самообслуживания, владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами
теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.
Методы оценивания готовности к школе являются важной базой в исследовании детских способностей, знаний, умений и навыков. От выбора конкретных методов зависит сам результат исследования. Поэтому необходимо понимать, какими методами пользуются педагоги при оценивании готовности детей к школе.
Объектом исследования являются педагоги московских дошкольных учреждений.
Предмет исследования - наиболее часто используемые методы оценивания готовности детей к школе.
Целью данного исследования является выявление используемых и наиболее предпочитаемых методов оценивания готовности детей к школе дошкольными педагогами.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. теоретическое изучение и анализ источников научной и методической литературы для определения следующих понятий: готовность к школе, дошкольный возраст, социальная готовность, эмоциональная готовность, физическая готовность, когнитивная готовность к школе.
2. Изучение существующих методов оценивания детей к школе.
3. Формирование выборки исследования, и подбор методов и методик исследования.
4. Проведение исследования по выявлению наиболее предпочитаемых методов оценивания готовности детей к школе.
5. Интерпретация полученных в ходе исследования данных.
Эмпирическую базу работы составили данные, полученные в ходе анкетирования педагогов из города Москвы.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по вопросу о методах оценивания готовности детей к обучению в школе;
2. Анкетирование педагогов детских дошкольных учреждений;
3. Математико-статистический метод анализа полученных данных.
Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты оценивания готовности ребенка к школе
1.1. Характеристика детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий всё его последующее развитие. Дошкольное детство является периодом интенсивного психического развития. Этот период характеризуется тем, что ребенок начинает овладевать социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками[1]. Дошкольный возраст приносит ребенку различные новые достижения, возникают личностные новообразования, такие как соподчинение мотивов и формирование произвольности поведения. Происходит освоение ряда нравственных норм, психосексуальной идентификации, формирование приблизительной временной
перспективы, обретение более адекватной и устойчивой самооценки[2].
Особо важным в этом периоде является старший дошкольный возраст (пять - семь лет), поскольку именно в это время происходит начало формирования новых психологических механизмов деятельности и поведения[3]. В старшем дошкольном возрасте зарождаются новые социальные потребности. Ребенок нуждается в уважительном отношении со стороны взрослых и сверстников, происходит усвоение моральных норм и правил повеления в обществе. Старший дошкольный возраст характеризуется формированием внутренней социальной позиции. Наличие внутренней позиции обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от исключительно игрового способа существования и проявляет ярко положительное отношение к учебной
деятельности[4].
Окружающие, выступая в роли образцов поведения, имеют большое влияние на личность старшего дошкольника. Ребенок имеет склонность подражать им. перенимать их манеры, заимствовать у них метод оценивания людей, вещей и событий[5].
Для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерна игровая деятельность. Среди игр дошкольников выделяются такие игры как: ролевая, режиссерская, игра-драматизация, игра с правилами, дидактическая игра. К изобразительной деятельности дошкольников относятся рисование, лепка, аппликация и конструирование. В дошкольном возрасте зарождаются элементы учебной деятельности.
Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность организма, и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности[6].
Обобщая, можно сказать, что ребёнок к старшему дошкольному возрасту приобретает большое количество знаний; умеет работать по правилу и образцу, вслушиваться в речь взрослого и выполнять его задания, оценивать и контролировать собственную деятельность, не идти на поводу у своих эмоций. К этому возрасту у ребёнка должны сформироваться все компоненты готовности к школе, необходимые ему для успешного обучения, и комфортного существования в школьно-учебной действительности.
1.2. Определение понятия «готовность к школе»
Готовность к школе - это совокупность определённых свойств и способов поведения (компетентностей) ребёнка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения[7].
«Готовность к школе» - это широкое и многогранное понятие, совокупность особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому школьному обучению. Все составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма
ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности. Во избежание дальнейших проблем со школьным обучением, оценивание готовности ребёнка должно происходить в дошкольном учреждении качественно. Для качественного и полноценного оценивания педагоги должны понимать, какие аспекты развития необходимо оценивать.
Характеристика готовности к школе включает в себя следующие аспекты: эмоциональная готовность; физическая готовность; социальная готовность; когнитивная готовность.
Под эмоциональной готовностью понимается умение управлять своей волей, умение сдерживать эмоции. Эмоциональная готовность - важный аспект в оценивании готовности к школе. Школьная жизнь ребенка насыщена разными событиями. Для того, чтобы ребёнок мог продуктивно учиться в школе, ему необходим эмоциональный контроль. Эмоциональный контроль - «это способность управлять эмоциями для достижения целей, выполнения заданий или контроля и направления своего поведения»[8] - пишет Пэг Доусон. Благодаря этому навыку ребёнок может не только легко справиться со взлётами и падениями, но и сохранить спокойствие в стрессовых ситуациях.
В процессе обучения, у ребёнка могут возникать не только радостные моменты, но и трудности, не со всеми заданиями школьного обучения удаётся справиться легко. Подобные переживания являются нагрузкой для детской психики. Способность устойчиво переносить нагрузки и конструктивно справляться с ними является важным аспектом эмоциональной готовности ребёнка к обучению[9].
Дети дошкольного возраста особенно нуждаются в эмоциональном благополучии. Переход из детского сада в школу для них - новый этап в жизни, где не всегда удаётся получить желаемую ласку, защиту, внимание и уважение[10]. Для преодоления эмоциональной неуверенности и скованности ребёнок должен обладать совокупностью качеств, позволяющих ему не замыкаться в себе. Несмотря на разный спектр эмоций, который придётся переживать ребёнку в период школьного обучения, он должен реагировать адекватно на разочарование, не проявляя при этом явной агрессии, и не замыкаясь в себе.
По мнению Загвоздкина, эмоциональная готовность к школе включает: способность выдерживать нагрузки; способность выдерживать разочарования: не бояться новых ситуаций; уверенность в себе и своих силах.
Социальная готовность ребенка к школе включает готовность к совсем другому общению, нежели было у ребёнка в саду, к другому отношению к себе, окружающему миру.
Принято считать, что к шести - семи годам у подавляющей массы детей наступает социальная готовность обучаться в школе. Дети в этом возрасте готовы принять на себя новую социальную позицию - положение школьника, имеющего круг важных обязанностей. Алфёров пишет, что роль школьника заключается в отношении к учебной деятельности, к учителям и к самому себе. Не обладая развитыми социальными навыками, ребёнок не сможет полноценно взаимодействовать с коллективом, уступить в одних обстоятельствах и отстоять свою позицию в других[11].
Способность воздерживаться от собственных импульсов, и умение контролировать свои эмоции - это особо важный компонент социальной готовности. Важнейшим признаком социальной готовности умение уступать, действовать совместно с другими, подчиняться по необходимости, и умение отстоять своё мнение.
В социальном развитии ребёнка ведущую роль играют его коммуникативные навыки. Эти навыки помогают ребёнку взаимодействовать с окружающими людьми, помогают адекватно интерпретировать информацию, которую ребёнок получает от учителей и сверстников, а также правильно её передавать. Оказавшись в ситуации общения с взрослым или сверстником, ребёнок с развитыми коммуникативными навыками сможет быстро оценить, каковы внешние признаки той или иной ситуации, и по каким правилам
следует действовать. Детям же с малоразвитыми коммуникативными навыками гораздо сложнее реализовать себя в условиях школьной действительности[12].
Для успешной социализации в школьном коллективе, ребёнок, несомненно, должен обладать неким набором качеств, а именно: уважение к сверстникам, доброжелательность, умение слушать, быть способным к эмпатии.
Можно обозначить некоторые пункты, характеризующие социальную готовность ребёнка к обучению в школе - это: развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми; умение выразить свою точку зрения; умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов; способность справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения; умение и готовность решать разногласия; умение понимать эмоции других людей, их поведенческие мотивы; умение действовать совместно со сверстниками, взрослыми, находить общую цель, соблюдать правила.
Таким образом, социальная готовность выражается в желании ребёнка учиться, в его умении преодолевать сложности, справляться с разочарованиями. Для продуктивной жизни в школе, важно понимание того, как необходимо выстраивать свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, в каких ситуациях лучше промолчать и уступить, а в каких необходимо высказаться.
Под физическим развитием следует понимать формирование опорно-двигательного аппарата, основных двигательных качеств, таких как: ловкость, гибкость, координация движений. Регулярная физическая активность - это один из самых важных компонентов здорового образа жизни, который предупреждает многочисленные расстройства здоровья, например, неправильное формирование позвоночника, нарушение кровообращения, заболеваний пищеварительного тракта, ожирения. А также помогает развивать и поддерживать здоровый скелет, сильные мышцы и суставы. В дошкольном детстве педагоги целенаправленно развивают у детей такие важные качества, как - общая выносливость, работоспособность, и другие качества, необходимые для всестороннего развития личности. При физической подготовке
ребёнка к школе, следует обращать внимание на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений.