Файл: Функциональная, линейно-функциональная (штабная) и дивизиональная структуры управления организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Характеристика организации и организационной структуры

1.1 Сущность и понятие организации и организационной структуры

1.2 Характеристика бюрократических структур управления и линейной организационной структуры

1.3 Функциональная, линейно-функциональная (штабная) и дивизиональная структуры управления организацией

1.4 Проектирование организационных структур управления организацией

Глава 2. Анализ организационной структуры фармацевтической компании ООО «Хелс-М»

2.1 Общая характеристика фармацевтической компании ООО «Хелс-М»

2.2 Анализ организационной структуры фармацевтической компании ООО «Хелс-М»

2.3 Направления совершенствования организационной структуры управления ООО «Хелс-М»

2.4 Формирование эффективной организационной структуры управления ООО «Хелс-М»

Заключение

Список использованных источников

Введение

Организационная структура управления представляет значимое звено в научном теоретическом менеджменте. При этом на практике использование главных типовых структур – это не только надобность, но и неизбежность. Тем самым невозможно определить долговременные связи с персоналом на конкретной организации «методом хаоса». Все это вызывает как упорядоченности, так и иерархичности. В современных условиях для малого бизнеса, когда переход к рыночному укладу в экономике уже произошел, а осмысления построения организации у множества предпринимателей еще не имеется, как никогда актуальным становится формирование организационной структуры управления предприятием.

Таким образом, структура организации представляет фиксированные взаимосвязи, которые имеются между как подразделениями, так и между работниками конкретного предприятия. При этом ее можно разуметь как определенную схему взаимодействия, а также координации технологических как элементов, так и персонала. Схема всякой организации показывает состав отделов, секторов и иных как линейных, так и функциональных единиц. Но она не учитывает такой фактор, как человеческое поведение, который воздействует на порядок взаимодействия, а также на его координацию.

Степень разработанности темы подтверждается работами таких авторов как О.С. Виханский, А.И. Наумов, Г.Б. Казначевская, М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский, С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина и др., которые раскрывают в своих работах сущность и характеристики формирования организационной структуры управления предприятием.

Целью курсовой работы является изучение построения организационных структур

Объектом исследования является фармацевтическая компания ООО «Хелс-М»

Предметом исследования является совершенствование организационной структуры управления предприятия.

Цель работы определила круг задач курсовой:

  • раскрыть сущность и понятие организации и организационной структуры;
  • дать характеристику бюрократическим структурам управления и линейной организационной структуры;
  • рассмотреть функциональную, линейно-функциональную (штабную) и дивизиональную структуры управления организацией;
  • раскрыть проектирование организационных структур управления организацией.
  • разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры предприятия.

Методологической основой курсовой работы выступают методы, использованные в работе, для раскрытия темы данной работы, а собственно метод анализа и синтеза.


Практическая значимость работы заключается в возможности более глубокого изучения темы, посвященной формированию организационной структуры управления предприятием.

Структура работы содержит в себе такие части как введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.

Глава 1 Характеристика организации и организационной структуры

и ее типы

1.1 Сущность и понятие организации и организационной структуры

С целью эффективного функционирования менеджмента должна быть сформирована организация, в которой реализовывается деятельность менеджеров.

При этом понятие организации на протяжении времени претерпело целый ряд значительных изменений. На первоначальном этапе организация представлялась как структура всякой системы. Когда "менеджмент" как наука выделился в самостоятельную область знаний, слово "организация" стало ассоциироваться с сознательно назначенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, которые приняты на конкретном предприятии. А именно под "организацией" необходимо смыслить предприятие, фирму, учреждение, ведомство и другие трудовые формирования.[3, С. 67]

Из всей разнообразности определений понятия "организация" можно выделить следующие: [11]

1. Организация как процесс, путем которого как формируется, так и сохраняется структура управляемой или управляющей системы.

2. Организация как совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.

3. Организация как группа людей с общими целями.

С целью чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно соответствовать таким обязательным требованиям как:

1) наличие не менее двух людей, которые считают себя частью данной группы;

2) наличие, по крайней мере, одной общественно полезной цели (а именно желаемого конечного состояния либо результата), которую принимают как общую все члены данной группы;

3) наличие членов группы, которые намеренно функционируют вместе с целью, чтобы достичь важной для всех цели.


Итак, организация представляет собой группу людей, деятельность которых сознательно координируется с целью достижения общей цели либо целей.

Помимо всего этого, организация - это система, которая представляет собой некую целостность, которая состоит как из взаимосвязанных, так и из взаимозависимых частей, всякая из которых вносит собственный вклад в характеристики целого.

Тем самым все хозяйствующие организации выступают открытыми системами. Наряду с этим они не могут существовать автономно, закрыто. С целью реализации их деятельности нужно взаимодействие с внешней средой, а также получение из нее ресурсов в виде рабочей силы, капитала, оборудования, сырья, энергии, информации и т.д. Ресурсы при помощи соответствующих технологий перерабатываются, преобразуются в продукцию и услуги, передаваемые во внешнюю среду.

Итак, во всякой организации реализуются три главных процесса, а именно: получение ресурсов из внешней среды, производство продукта и передача его во внешнюю среду.

Основная задача всякой организации состоит в том, чтобы реализовать возможности как внешней, так и внутренней среды. Возможности возникают, исчезают, ведут к возникновению новых возможностей. Данный процесс выступает прерывным процессом. Тем самым организации должны постоянно реагировать на возникновение новых возможностей, быть адаптивными, гибкими и подвижными, с целью, чтобы суметь их осуществить. [2, С. 53]

Отметим, что все организации отличаются друг от друга масштабами, организационно-правовыми формами, методами управления, технологиями и т.д..

Организация – это не только первичное хозяйственное звено в экономике, но и совокупность долговременных как норм, так и правил построения, а также функционирования целесообразных структур и процессов производства предприятия, которые обеспечивают достижение им определенных целей перспективного развития.

Объектами организации производства на конкретном предприятии выступают снабжение, производство, сбыт и т.д.

Субъекты организации представляет персонал предприятия, реализовывающий производственную деятельность в соответствии с собственными должностными обязанностями.

Организационная структура представляет один из главных элементов управления предприятием. При этом она характеризуется распределением целей, а также задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути, структура управления представляет организационную форму разделения труда, как по принятию, так и по осуществлению управленческих решений.


Итак, под организационной структурой управления нужно разуметь совокупность управленческих звеньев, которые расположены в строгой соподчиненности и предоставляющих взаимосвязь, как между управляющей, так и между управляемой системами.

Тем не менее, внутренним выражением организационной структуры управления выступает состав, соотношение, расположение и взаимосвязь некоторых подсистем предприятия. Она ориентирована, в первую очередь, на определение четких взаимосвязей между некоторыми подразделениями организации, распределение между ними как прав, так и ответственности.

Вместе с тем в структуре управления предприятием выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные. [1, С. 45]

Так, к звеньям управления относятся структурные подразделения, а также некоторые специалисты, исполняющие соответствующие функции управления или их часть. К звеньям управления необходимо относить и менеджеров, реализовывающих как регулирование, так и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

В основании образования звена управления находится исполнение отделом назначенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.

Отметим, что под уровнем управления разумеют совокупность звеньев управления, которые занимают назначенную ступень в системах управления предприятием. Наряду с этим ступени управления находятся в вертикальной зависимости, а также подчиняются друг другу согласно иерархии: менеджеры наиболее высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Отсюда и появилась пирамидальная структура управления организацией.

Однако организационные структуры управления отличаются огромной разнообразностью форм, в основании которых находятся отличительные признаки, размеры, производственно-коммерческой деятельности предприятия, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация (децентрализация) управления и др. [7, С. 40]

В области структуры протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи, а также функции управления, а, значит, права и ответственность за их исполнение.

Организационная структура предприятия представляет средство достижения назначенных как целей, так и задач. Работа над структурой должна начинаться с целей и стратегии. Структура следует стратегии и определяется ею, т.е. первая изменяется тогда, когда меняется вторая.


Стоит сказать и о том, что структура управления выражает форму разделения труда в сфере управления и проявляет активное влияние на процесс функционирования системы управления. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее влияние на объект управления, а также выше эффективность бизнеса.

Таким образом, организационная структура управления не выступает чем-нибудь застывшим, она постоянно улучшается в соответствии с изменившими условиями. Таким образом, эти структуры отличаются огромной многообразностью и назначаются многими объективными как факторами, так и условиями. Главнейшими из них являются:

- масштабы бизнеса (малый, средний, большой);

- производственные и отраслевые особенности бизнеса (производство товаров, услуг, купля-продажа);

- характер производства (массовый, серийный, единичный);

- сфера деятельности фирм (местный, национальный, внешний рынок);

- уровень механизации и автоматизации управленческих работ;

- квалификация работников.

Итак, в зависимости от характера связей между подразделениями предприятия различают такие основные категории организационных структур как:

а) Бюрократические структуры (они относительно стабильны во времени): линейная; функциональная; линейно-функциональная; дивизиональная;

б) адаптивные структуры: проектная; бригадная; матричная.

1.2 Характеристика бюрократических структур управления и линейной организационной структуры

Бюрократические структуры управления характеризуются наивысшей степенью разделения труда, а также развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных как правил, так и норм поведения персонала, и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Их называют структуры «рациональными», потому как полагается, что решения, которые приняты бюрократией, располагают объективным характером. [9, С. 84]

Бюрократию зачастую именуют также классической, либо традиционной, организационной структурой. Огромное количество нынешних предприятий представляют собой варианты бюрократии. Главная причина столь продолжительного и широкомасштабного применения бюрократической структуры заключается в том, что ее характеристики еще довольно хорошо подходят для большого количества промышленных предприятий, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. При этом объективность принимаемых решений дает возможность эффективно управляемой бюрократии приспосабливаться к проистекающим изменениям. Тем самым продвижение сотрудников на основании их компетентности дает возможность обеспечивать постоянный приток в данную организацию как высококвалифицированных, так и талантливых технических специалистов, а также административных работников.