Файл: Управление персоналом- как инструмент управления человеческими ресурсами в организации.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления человеческими ресурсами организации
1.1 Управление персоналом- как инструмент управления человеческими ресурсами в организации
1.2. Методы анализа системы управления человеческими ресурсами
Глава 2. Анализ системы управления человеческими ресурсами организации АНО ДПО «Учебный центр «ШИФТ»
2.1 Краткая характеристика предприятия АНО ДПО «Учебный центр «ШИФТ»
2.2. Организационная характеристика АНО ДПО «Шифт»
Глава 3. Совершенствование системы управления человеческим ресурсами организации
3.1. Анализ проблем в управлении человеческими ресурсами
2.2 Предложения по решению проблем в процессах управления человеческим ресурсами
Технический специалист отвечает за работу компьютерной техники вышеперечисленных подразделений, а так же актуализирует информацию на сайте АНО ДПО Учебный центр «ШИФТ».
Возникающие в процессе деятельности неопределённости решаются, по возможности, на уровне соответствующего отдела. При невозможности устранить неопределённость или какую-либо проблему на уровне отдела или подразделения, она переходит на рассмотрение к вышестоящему руководству.
В целом, атмосфера в коллективе благоприятная. Сотрудники подразделений контактируют друг с другом по рабочим и неформальным вопросам, праздники отмечаются совместно на работе.
Процесс управления организацией включает в себя следующие группы бизнес процессов (рисунок 4):
― общее администрирование,
― управление маркетингом,
― управление производством,
― управление финансами;
― управление персоналом.
Эффективность достижения целей организации, реализации ее стратегии, взаимодействия с внешней средой в значительной мере определяются правильностью построения структуры организации.
Рисунок 4- Схема процесса управления
Рассмотрим качественный и количественный состав сотрудников учебного центра.
Таблица 1 - Количественный и качественный состав персонала АНО ДПО «ШИФТ» в 2016-2018 гг. на конец года.
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
Абсолютное отклонение /чел |
Относительное отклонение/% |
|||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
2017/2016 |
2018/2017 |
2017/2016 |
2018/2017 |
|||
Общая численность соотрудников |
38 |
100 |
32 |
84,16 |
35 |
92,05 |
-6 |
+3 |
-13,38 |
6,69 |
||
По категориям |
||||||||||||
Основной персонал |
33 |
86,84 |
28 |
73,64 |
30 |
78,8 |
-15 |
+2 |
-39,45 |
5,26 |
||
Руководители |
4 |
10,52 |
3 |
7,89 |
4 |
10,52 |
-2 |
+1 |
-5,26 |
2,63 |
||
Технический специалист |
1 |
2,63 |
1 |
2,63 |
1 |
2,63 |
- |
- |
- |
- |
Динамика движения персонала представлена на рисунке 6.
Рисунок 6- Динамика структуры персонала за 2016-2018 г.г.
Как видно из диаграммы, основные изменения коснулись основного персонала.
Уровень образования представлен в таблице 2.
Таблица 2- Уровень образования персонала
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
Абсолютное отклонение /чел |
Относительное отклонение/% |
||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
2017/2016 |
2018/2017 |
2017/2016 |
2018/2017 |
||
По уровню образования |
|||||||||||
- среднее профессионально-техническое образование |
2 |
5,26 |
2 |
5,26 |
1 |
2,63 |
- |
-1 |
-2,63 |
||
- неполное высшее образование |
10 |
26,3 |
6 |
15,78 |
5 |
13,15 |
-4 |
-1 |
-10,52 |
-2,63 |
|
- полное высшее образование |
26 |
68,38 |
24 |
63,12 |
29 |
76,27 |
-2 |
+5 |
-2,63 |
15,17 |
Рисунок 8- Уровень образования персонала АНО ДПО Учебный центр «Шифт»
Как видно из графика, большинство сотрудников центра имеют высшее образование.
Далее рассмотрим гендерный состав сотрудников Учебного центра.
Таблица 3- Гендерный состав персонала Учебного центра
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
Абсолютное отклонение /чел |
Относительное отклонение/% |
||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
2017/2016 |
2018/2017 |
2017/2016 |
2018/2017 |
||
По полу |
|||||||||||
- женщины |
30 |
78,9 |
28 |
73,64 |
50 |
29,94 |
-10 |
-20 |
-16,67 |
-28,57 |
|
- мужчины |
8 |
21,04 |
4 |
10,52 |
117 |
70,06 |
-4 |
-11 |
-3,31 |
-8,59 |
Как видно, большая часть сотрудников являются женщины.
Существующая организационная структура в целом достаточно эффективна, отдельные руководители имеют возможность контролировать непосредственно выполнение порученных задач, одновременно осуществляя обратную связь.
Поэтому можно утверждать, что организационная структура организации является оптимальной и достаточно эффективной в существующих условиях хозяйствования. Принятие единоличных управленческих решений в организации осуществляется в границах компетенции отдельного сотрудника административного персонала, такие решения не требуют согласования с высшим руководством. Это обычно оперативные, с хорошо предсказуемыми последствиями решения. Коллегиальные решения принимаются, соответственно, группой лиц на совещаниях или заседаниях и касаются сложных непредвиденных ситуаций
Далее автор проводит анализ результатов анкетного опроса сотрудников Учебного центра.. Опрошено было 12 человек.
В анкете, ряд вопросов касался системы развития персонала.
Выявлено, что только 41% респондентов знают о наличии в Учебном центре специальных программ по обучению и повышению квалификации персонала, 59% затруднились ответить на этот вопрос (рисунок 6). Это скорее свидетельствует о том, что такие программы существуют не для всех категорий сотрудников.
Рисунок 9. – Наличие в организации программ по обучению и повышению квалификации персонала
Результаты анкетирования по обучению и повышению квалификации персонала представлены на рисунке 10.
Рисунок 10. – Результаты анкетирования по обучению и повышению квалификации
Только 30% респондентов в течение последних трех лет проходили обучение или повышение квалификации, 70% – не повышали свою квалификацию в последние годы. Это является негативным моментом процесса развития персонала, т.к. в условиях перехода нашей страны к цифровой экономике знания очень быстро устаревают, требуется их постоянное обновление, формирование новых умений и навыков, развитие нужных компании профессиональных компетенций.
В процессе анкетирования выявлено наличие желания профессионального роста, основные мотивы представлены на рисунке 11.
Рисунок 11. – Мотивы профессионального роста сотрудников
Для 37% опрошенных сотрудников основным мотивом профессионального роста оказалось желание профессионального развития. 32% опрошенных сотрудников связывают свой профессиональный рост с возможностью карьерного роста. Потребности саморазвития являются мотивом профессионального роста для 26% респондентов, и только 5% отметили, что для них мотивом профессионального роста является интерес и любовь к профессии
Также было выявлено, что руководство использует различные мотивационные способы, побуждающие сотрудников к профессиональному росту (рисунок 12).
Рисунок 12 – Система мотивации персонала организации
Во-первых, 58% респондентов, конечно, отметили материальное стимулирование в виде премии. Такой мотивационный способ как карьерный рост после обучения отметили 19% респондентов, возможность бесплатно пройти обучение или повышение квалификации отметили 4% опрошенных сотрудников. При этом 19% респондентов считают, что мотивационные способы пробуждения к профессиональному росту в организации не применяются.
Удовлетворенность сотрудников системой мотивации достаточно высокая. Больше половины (92%) опрошенных сотрудников удовлетворены мотивационными мерами, осуществляемыми руководством. Только 8% работников не удовлетворены системой мотивацией в организации (рисунок 13).
Рисунок 13 – Удовлетворенность сотрудников системой мер по мотивации в организации
Ряд вопросов анкеты был нацелен на то, чтобы выявить мнение сотрудников организации о наиболее важных для них стимулах производственной и социальной жизни, факторах, повышающих их производительность труда, а также факторах, делающих работу более привлекательной. Это позволит руководству организации учесть пожелания сотрудников при разработке мотивационных и стимулирующих программ, направленных по повышение эффективности деятельности сотрудников.
Установлено (рисунок 14), что для 20% респондентов главным стимулом производственной и социальной жизни сотрудников является размер заработка. Для 18% сотрудников важен такой стимул, как хорошие отношения с коллегами и с руководителем организации. Возможность продвижения по службе играет немало важную роль для 13% респондентов, что достаточно хорошо развито в Учебном центре. Одинаковый результат в 11% набрали такие стимулы, как «справедливость вознаграждения», «комфорт на рабочем месте» и «уважение, авторитет, престиж, признание заслуг». Гарантия сохранения работы важна только для 9% респондентов, т.е. большинство сотрудников в целом не держаться за свою должность. Самостоятельность в принятии решений в рамках своей должности и учет их мнения при принятии решения важны только для 3% респондентов.
Рисунок 14. – Стимулы производственной и социальной жизни сотрудников организации
Опрошенные сотрудники организации дали оценку факторам, повышающим производительность труда персонала организации (рисунок 16, таблица 16)
4
,
7
6
,
7
7
,
8
8
,
2
8
,
8
4
,
6
8
8
,
8
Хорошие шансы
продвижения по службе
Стабильный заработок
Оплата, связанная с
результатами труда
(
дифференцированная
заработная плата)
Признание и одобрение
хорошо выполненной
работы со стороны
руководства
Работа, которая создает
условия для
самовыражения и
заставляет развивать
свои способности
Сложная и трудная
работа
Работа, заставляющая
думать самостоятельно
Высокая степень
ответственности
Интересная работа,
требующая творческого
подхода
Рисунок 15. – Факторы, повышающие производительность труда персонала организации
Таблица 5- Факторы, повышающие производительность труда персонала организации
Факторы, повышающие производительность труда персонала организации |
Средняя оценка |
Ранг |
Стабильный заработок |
8,8 |
1 |
Хорошие шансы продвижения по службе |
8,6 |
2 |
Признание и одобрение хорошо выполненной работы со стороны руководства |
8,5 |
3 |
Работа, которая создает условия для самовыражения и заставляет развивать свои способности |
8,3 |
4 |
Работа, заставляющая думать самостоятельно |
8,2 |
5 |
Интересная работа |
8,2 |
5 |
Оплата, связанная с результатами труда (дифференцированная заработная плата) |
8,1 |
6 |
Сложная и трудная работа |
8,1 |
6 |
Высокая степень ответственности |
7,9 |
7 |
Первый ранг присвоен такому фактору как стабильный заработок, т.е. персонал эффективно работает, когда уверен в своем стабильном заработке. Второй ранг получил такой фактор как хорошие шансы продвижения по службе, при этом опрошенные сотрудники считают, что в организации вполне хорошие шансы продвинутся вверх по карьерной лестнице. Признание и одобрение хорошо выполненной работы со стороны руководства определено респондентами на третье по важности место. На четвертое место попал фактор, который повышает производительность труда персонала, - это выполнение работы, которая создает условия для самовыражения и заставляет развивать свои способности. Далее в порядке убывания рангов – выполнение работы, заставляющей думать самостоятельно или интересной работы, требующей творческого подхода, оплата, связанная с результатами труда