Файл: Договорные конструкции( Сущность и особенности договора розничной купли-продажи).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Сущность и особенности договора розничной купли-продажи
1.1 Понятие и квалифицирующие признаки договора розничной купли-продажи
1.2 Форма договора розничной купли-продажи
1.3 Особенности заключения договора розничной купли-продажи
Глава 2 Содержание договора розничной купли-продажи и ответственность сторон по договору
2.1 Права и обязанности сторон по договору розничной купли-продажи
2.2 Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора розничной купли-продажи
Введение
Актуальность темы исследования. Провозглашение Российской Федерации правовым государством означает необходимость совершенствования социально-направленной экономики. Ее главная цель – удовлетворение потребностей всего общества. Значимым средством такого удовлетворения потребностей людей в качественных и безопасных товарах, охраны их прав и интересов, улучшения уровня жизни является договор розничной купли-продажи. Этот договор является финальной юридической формой, опосредующей деятельность по обращению товаров в области потребления, базовым правовым средством торгового обслуживания граждан и всего общества.
Выявление практикой проблем и пробелов в отдельных нормах Гражданского кодекса России и Закона РФ "О защите прав потребителей", их несоответствие требованиям двигающейся вперед российской экономики определило значимость дальнейшего совершенствования конструкции договора розничной купли-продажи. К слову, исследование законодательства о розничной купле-продаже, практических проблем его применения указывает на необходимость дальнейшего совершенствования правовой конструкции данных отношений, что невозможно без развитой научной базы.
Все это дает возможность утверждать об актуальности и практическом значении данного исследования.
Степень разработанности темы. В настоящее время имеются лишь отдельные труды, посвященные ряду аспектам правового регулирования отношений, вытекающих из розничной купли-продажи (например, Л.А. Шашковой, В.А. Внуковой). Вместе с тем, полного научного исследования договора розничной купли-продажи на базе достижений современной доктрины гражданского права, действующего законодательства и особенностей его применения в правовой науке почти нет. Иными словами, тематика правового регулирования конструкции розничной купли-продажи нуждается в своем дальнейшем научном анализе.
Объектом исследования признаются общественные отношения, возникающие между покупателем и продавцом по поводу заключения, исполнения и прекращения договора розничной купли-продажи. Предмет исследования - гражданские нормы, регулирующие указанные отношения и практика их реализации.
Целью данного исследования является осуществление всестороннего анализа правового регулирования договора розничной купли-продажи. В этих рамках сформулированы следующие задачи:
- проанализировать научные взгляды на сущность и особенности договора розничной купли-продажи;
- определить особенности развития правового регулирования договора розничной купли-продажи;
- изучить характеристики отдельных видов конструкции розничной купли-продажи;
- рассмотреть субъектный состав, форму и содержание договора розничной купли-продажи;
- исследовать практические особенности его применения.
Гипотеза работы. Основной и единственной чертой договора розничной купли-продажи, позволяющей выделить его в отдельный (самостоятельный) вид договора купли-продажи, является свойство товара. Товар должен предназначаться (приобретаться) только для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
В качестве нормативной базы исследования использовано гражданско-правовое законодательство России. Теоретической основой работы стали труды авторов, указанных в списке использованных источников: О.А. Беловой, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Е.В. Драчев, Г.М. Мишулин, А.В. Паршуков. Эмпирической базой курсовой работы явились материалы арбитражной практики.
Методологической основой исследования стал диалектический метод. Кроме него применялись частно-научные методы: формально-логический, технико-юридический, сравнительно-правовой, метод историко-правового анализа и другие.
Практическая значимость работы. Результаты анализа могут быть применены в учебном процессе при анализе студентами соответствующих тем дисциплины "Гражданское право" и других смежных предметов.
Структура работы определена целью и задачами. Она состоит из введения, тематических глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложения.
Глава 1 Сущность и особенности договора розничной купли-продажи
1.1 Понятие и квалифицирующие признаки договора розничной купли-продажи
В соответствии со ст. 492 ГК РФ [1] по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, как отмечает П.В. Крашенинников, квалифицирующими признаками договора розничной купли-продажи являются:
- субъектный состав;
- цели приобретения товара. [10, С. 6]
Приобретаемый покупателем товар предназначается для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. В том случае, если предназначение товара связано с предпринимательской деятельностью, к договору применяются общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30), а при наличии признаков договора поставки - нормы § 3 гл. 30. Если в качестве покупателя выступает гражданин, приобретающий товары для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, то к таким договорам применяются также нормы законодательства о защите прав потребителей, в частности Федерального закона "О защите прав потребителей" [2] и изданных в соответствии с ним иных правовых актов.
В судебной практике встречаются случаи, когда продавец заключает договор в отношении товара, на которого у него нет достаточных прав. Так, 24 октября 2013 г. в магазине, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Дудинка, д. 3, по договору розничной купли-продажи был приобретен товар: товар № 1 – фломастеры «Маша и Медведь», товар № 2 – блокнот «Маша и Медведь», товар № 3 – заколки «Маша и Медведь».
На указанные товары содержат изображение, сходное до степени смешения с персонажами мультипликационного сериала «Маша и Медведь», а именно персонажами «Маша», «Медведь», «Панда».
Заключение договора купли-продажи подтверждается товарным чеком от 24 октября 2013, на котором содержатся сведения о количестве, стоимости покупки, ИНН 500115111906, наименование ответчика.
Согласно ст.493 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Факт реализации товара подтверждается видеозаписью, на которой виден как факт приобретения товара, так и выдачи товарного чека от 24 октября 2013 г., просмотр которой осуществлен судом.
Исключительное право на использование персонажей «Маша» и «Медведь» принадлежит ООО «Маша и Медведь» на основании договоров об отчуждении исключительного права на аудиовизуальное произведение № 010601-МиМ от 08.06.2010г. (серии 1-8) и №1007/19 от 12.11.2010г. (серии 9-12), заключенных с ООО Студия «АНИМАККОРД».
Исключительные права на персонажей указанного выше мультипликационного сериала, в том числе упомянутых персонажей «Маша» и «Медведь», переданы правообладателем в доверительное управление НП «Эдельвейс» на основании договора №Э1-МиМ от 23.03.2012г.
С учетом количества фактов нарушения исключительных прав истца (количества незаконно использованных персонажей, количество товаров), суд считает соразмерной допущенному нарушению заявленную истцом денежную компенсацию в размере 60 000 руб., так как компенсация в данной сумме соразмерна возможным убыткам правообладателя, вызванным распространением продукции с изображением персонажа мультипликационного произведения «Маша и Медведь», торговля которым уменьшает покупательский спрос на лицензионную продукцию. [18]
При характеристике товара как объекта договора важны также цель приобретения. Под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.). [10, С. 6] При этом согласно § 2 гл. 30 ГК РФ, в случае если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.
Вопросы разграничения договоров розничной и других видов договоров купли-продажи весьма актуальны в правоприменительной практике. Так, при разрешении споров, вытекающих из договоров купли-продажи, не относящихся к розничной торговле, например из договоров поставки, суды нередко делают ссылки на ст. 495, 496 ГК РФ и др.
Договор розничной купли-продажи является публичным договором.
Статьей 494 ГК РФ устанавливаются правила о публичной оферте товара в данном договоре. Как известно, оферта характеризуется, в частности, тем, что она обращена к одному или нескольким конкретным лицам и содержит существенные условия договора (п. 1 ст. 435 ГК). Предложение заключить договор (реклама и т.п.), обращенное к неопределенному кругу лиц, квалифицируется в качестве приглашения делать оферты, если иное прямо не указано в самом предложении (п. 1 ст. 437 ГК). Наконец, в п. 2 ст. 437 ГК РФ дается понятие публичной оферты.
Применительно к розничной купле-продаже в данной статье устанавливаются правила, существенно отличающиеся от указанных общих положений. Причем эти правила несколько не согласованы с названными положениями. Так, правовое значение рекламы и других подобных предложений (как приглашений делать оферты) может быть изменено указаниями, содержащимися в таких предложениях (п. 1 ст. 437 ГК), но не законом. Между тем как в п. 1 рассматриваемой статьи устанавливается иное. Публичная оферта содержит все существенные условия договора (п. 2 ст. 437 ГК РФ). А в п. 2 комментируемой статьи публичными офертами признаются и некоторые действия, не сопровождающиеся указанием существенных условий. Однако отмеченная несогласованность норм ГК РФ не таит в себе ничего страшного с практической (правоприменительной) точки зрения.
В ст. 435, 437 ГК РФ содержатся общие правила. В рассматриваемую статью включены специальные нормы о розничной купле-продаже.
Причем такой способ предложения заключить договор розничной купли-продажи, о котором идет речь в комментируемой статье, не имеет широкого распространения в сравнении с обычно применяемым способом. Обычно договор купли-продажи заключается путем акцепта публичной оферты как действия, о котором говорится в п. 2 ст. 437 ГК РФ, т.е. предложения заключить договор, содержащего все существенные условия договора, из которого усматривается воля оферента заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Если, однако, совершаются действия, указанные в рассматриваемой статье, то они признаются публичной офертой. Точнее - приравниваются к публичной оферте, определение которой дано в п. 2 ст. 437 ГК РФ.
Как представляется, оферта в сфере розничной купли-продажи может быть только публичной. Это обусловлено спецификой складывающихся в этой сфере отношений, которая нашла отражение в законе. В силу ст. 426 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором, т.е. коммерческая организация (продавец) обязана продать товар любому, кто к ней обратится. При этом продавец не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, а также иные условия договора розничной купли-продажи (как и любого публичного договора) устанавливаются одинаковыми для всех покупателей (потребителей и др.), за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных субъектов.
Покупателю по договору розничной купли-продажи чаще всего не о чем договариваться с продавцом. Договор может быть заключен не иначе как путем принятия предложения продавца, акцепта публичной оферты. Таким образом, договор розничной купли-продажи является договором присоединения (ст. 428 ГК). Таково общее правило. Естественно, существуют и исключения. Так, покупатель может выразить волю акцептовать публичную оферту с условием принятия товара покупателем в определенный срок или с условием доставки товара покупателю. Может быть предусмотрена оплата товара в кредит или рассрочку и т.д. Но и в этих случаях все остальные условия договора (о цене и др.) определены в публичной оферте. Согласовав условия о сроке принятия товара или о доставке и т.д., во всем остальном покупатель присоединяется к предложенному договору в целом.