Файл: Теоретические основы кадровой стратегии предприятий.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы кадровой стратегии предприятий
1.1 Персонал предприятия как объект управления в системе кадровой стратегии
1.2 Понятие и сущность кадровой стратегии и кадровой стратегии
1.3 Сущность и роль кадровой службы в системе достижения целей кадровой стратегии организации
2 Анализ практики формирования кадровой стратегии на примере ООО «Норд» г. Челябинск
2.2. Исследование кадрового обеспечения ООО «Норд»
2.3 Анализ выявленных проблем кадрового обеспечения в ООО «Норд»
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса кадрового обеспечения
3.1 Мероприятия по устранению существующих проблем кадрового обеспечения
1.3 Сущность и роль кадровой службы в системе достижения целей кадровой стратегии организации
Система управления персоналом современного предприятия является ключевым элементом всей управленческой деятельности и представляет собой методологию, благодаря которой руководство набирает необходимый кадровый состав для эффективного использования в производственном комплексе организации.
Сущность системы управления персоналом представляет собой соединение различных методов и технологий, применяемых в организации работы предприятия в отношении трудовых кадров.
Кадровая служба организации формирует определенную систему, позволяющую каждому работнику на своем рабочем месте стремиться к повышению уровня своего профессионализма, и как следствие, достижению, поставленных задач перед коллективом подразделения в целом.
Создание СУП происходит из нескольких этапов. На первом этапе кадровая служба оценивает сколько и каких работников нужно нанять на работу, путем интервьюирования и анкетирования выявляет те или иные преференции соискателя, оценивает потенциал [7, с.42].
Затем, руководство, удостоверившись в профпригодности работника создает ему условия для дальнейшего развития. Это могут быть курсы повышения квалификации, тренинги, создание определенных кондиций для дальнейшего совершенствования без отрыва от производства.
Также предприятие следит за охраной труда, составлением графиков работы, контролирует соблюдение норм рабочей этики, прав работника.
На крупных предприятиях управление персоналом осуществляется в рамках нескольких специализированных отделов, которые структурируются в зависимости от того, какую группу функций исполняют.
Служба управления персоналом - совокупность подразделений организации, выполняющих функций системы управления персоналом [19, с.89].
На предприятиях существуют кадровые службы, которые занимаются приемом на работу сотрудников, управленческим делопроизводством специалисты этого отдела разрабатывают должностные инструкции, где указывают функции работников, также ведут личные дела, карточки учета, хранят приказы, договоры и т.п [9, с.27].
Функции службы управления персоналом во многом определяют ее организационную структуру. Организационная структура системы управления персоналом – это объединение взаимозависимых отделов и должностных лиц. Структура зависит от размеров предприятия, в крупных предприятиях это определенный круг специалистов, каждый из которых занимается разработкой и ведением своей функции в общей картине системы. На малых предприятиях служба может ограничиваться одним специалистом по кадрам.
Повышение эффективности системы управления персоналом становится магистральной задачей всего комплекса управления субъекта предпринимательской деятельности. Однако внесение изменений в систему управления персоналом необходимо проводить после всестороннего и тщательного анализ всех составляющих системы, чтобы выделить болевые точки и найти пути совершенствования системы управления персоналом предприятия [10, с.28]
В такой работе необходимым инструментом анализа системы управления персоналом является ее диагностика.
В целом, в настоящее время существует ряд основных методик анализа системы управления персоналом, выделенных В.В. Кафидовым (рис.1).
Одним из них является функциональный подход к анализу и диагностике системы управления персоналом. В рамках функционального подхода к анализу системы управления персоналом зачастую проводят его деловую оценку. Изучение опыта практической деятельности и мнения специалистов в области управления персоналом, позволяет сказать, что деловая оценка персонала, это с одной стороны процесс соответствия персонала занимаемой должности, с учетом совместимости управленцев, а с другой стороны, деловая оценка персонала – это часть общей системы диагностики кадров.
Методики диагностики системы управления персоналом
диагностика на базе оценки затрат системы управления персоналом
диагностика на базе системы KPI
функциональный подход
HR- бенчмаркинг
комбинированные методики диагностики
Рисунок 1 - Методики анализа и диагностики системы управления
Персоналом [13, с.222]
Деловая оценка персонала субъекта хозяйствования, в идеале, должна определять размеры вознаграждения, по крайней мере, премиальные, при условии соблюдения законодательства о труде, так как, только при реальной оценке сотрудника появляется возможность справедливой оплаты его труда. При этом нельзя забывать о мотивации, как движущей силе сознательной деятельности сотрудника.
Таким образом, деловая оценка персонала, один из самых важных элементов анализа и диагностики системы управления персоналом субъекта предпринимательской деятельности и является эффективным механизмом гарантирующим управляемость и работоспособность всех работников предприятия.
Анализ системы управления персоналом, опирается на ее функции, основные из которых отображены на рисунке 2.
Основные функции управления персоналом
Поиск, наем на работу персонала
Обучение, развитие мотивация персонала
Создание оптимальной комфортной обстановки в коллективе
Использование профессиональных качеств и поощрение работника
Социальная поддержка
Мероприятия по повышению квалификации работника
Рисунок 2 - Основные функции управления персоналом [13, с.180]
Также эффективными, можно считать методики комбинированного типа. Комбинированные методики анализа основываются на комплексном подходе к диагностике системы управления персоналом при обязательном использовании качественных и количественных методов.
Существует еще много видов диагностики системы управления персоналом. К примеру, за рубежом, предлагается проводить диагностику системы управления персоналом на основе анкетирования или интервью с руководителями ответственными за работу с персоналом.
Данное исследование в области управления персоналом проясняет ряд вопросов, касающихся заявленной темы. Не секрет, что персонал на предприятии не оценивают по достоинству, как важнейший объект управления, как он того заслуживает.
В том случае, если в условиях организации нет четко определенной тактики и стратегии управления персоналом, то можно сказать с полной уверенностью, что потенциал персонала используется не полностью, что трудовая деятельность персонала может быть намного продуктивней.
Современный менеджмент невозможно представить без органической связи с управлением персоналом, которое представляет собой гибкую динамико-организационную систему, способную в кратчайшие сроки реагировать на изменения во внешней среде организации, с целью усиления конкурентных позиций организации.
Выполняя задачи исследования, установлено, что система управления персоналом современного предприятия является ключевым элементом всей управленческой деятельности предприятия и представляет собой совокупность приемов, методов, технологий организации работы с персоналом.
Поэтому совершенствование управленческого воздействия на персонал с помощью передовых методов управления становится насущной задачей.
Таким образом, рассмотрение существующих методик анализа и диагностики системы управления персоналом говорит о наличии ряда точек зрения на диагностику системы управления предприятием и наличие разных методик к ее проведению.
2 Анализ практики формирования кадровой стратегии на примере ООО «Норд» г. Челябинск
2.2. Исследование кадрового обеспечения ООО «Норд»
Анализируя систему и стратегию управления персоналом ООО «Норд», представим, в первую очередь, структуру управления непосредственно магазина ООО «Норд», расположенного по адресу: г. Челябинск, по ул. Копейское шоссе 64.
Данная структура имеет линейно-функциональный тип. Основные характеристики данного типа структуры – это единоначалие и линейное построение структурных подразделений. Также для данного типа характерно распределение функций между подразделениями. Подготовка и обсуждение решений являются коллегиальными, что помогает руководству принимать решения.
Директор магазина
Секретарь
Зав.складом
Менеджер выдачи
Старший кассир
Менеджер
Бухгалтер
Кладовщик
Кассир
Старший продавец
Менеджер документации
Контроллер
Системный администр.
Продавец-консультант
Сотрудник склада
Рисунок 3 – Структура управления предприятия малого бизнеса ООО «Норд»
Отметим, что правильное сочетание функционального и линейного руководства в системе управления МВидео - это важнейшая задача в рамках построения структуры управления МВидео.
Целью кадрового менеджмента является умение работать с людьми, правильно их подбирать и оценивать, добиваться их заинтересованности в повышении своего квалификационного уровня.
В первую очередь, необходимо сказать, что в магазине ООО «Норд» общая численность персонала на сегодняшний день составляет 62 человека. Так как в данной работе проводим анализ непосредственно управленческого персонала, в следующей таблице представим динамику и структуру персонала за 2017-2018 г.г.
Таблица 1 – Динамика численности и структура персонала 2017-2018г.г.
Наименование |
2017 |
2018 |
Отклонение |
||
Численность, чел. |
Удельный вес, % |
Численность, чел. |
Удельный вес, % |
||
Численность персонала общая, к-во чел. |
75 |
100 |
62 |
100 |
-13 |
Руководители, к-во чел. |
1 |
1,3 |
1 |
1,6 |
0 |
Менеджеры, к-во чел. |
3 |
4 |
3 |
4,8 |
0 |
Продавцы-консультанты, к-во чел. |
29 |
38,6 |
25 |
40,4 |
-4 |
Специалисты, к-во чел. |
5 |
6,7 |
3 |
4,8 |
-2 |
Рабочие, к-во чел. |
37 |
49,4 |
30 |
48,4 |
-7 |
Как видно из таблицы, динамика численности персонала отрицательная, то есть количество персонала уменьшилось.
В таблице 2 представим обеспеченность персоналом в магазине № 4 ООО «Норд».
Таблица 2 – Кадровая обеспеченность персоналом
Наименование |
2017 |
2018 |
||||
План |
Факт |
% |
План |
Факт |
% |
|
Численность персонала общая, к-во чел. |
79 |
75 |
94,9 |
69 |
62 |
89,8 |
Руководители, к-во чел. |
1 |
1 |
100 |
1 |
1 |
100 |
Менеджеры, к-во чел. |
4 |
3 |
75 |
4 |
3 |
75 |
Продавцы-консультанты, к-во чел. |
31 |
29 |
93,5 |
30 |
25 |
83,3 |
Специалисты, к-во чел. |
5 |
5 |
100 |
4 |
3 |
75 |
Рабочие, к-во чел. |
38 |
37 |
97,3 |
30 |
30 |
100 |
Соответственно, можно сделать вывод относительно того, что в 2018 г. обеспеченность персоналом снизилась по сравнению с 2017 г.
Рассмотрим теперь структуру персонала по возрасту, представленную в таблице 3
Таблица 3– Структура персонала по возрасту
Возраст |
2017 г. |
2018 г. |
||
Численность, чел. |
Удельный вес, % |
Численность, чел. |
Удельный вес, % |
|
До 30 лет |
25 |
33,3 |
22 |
35,5 |
31-40 |
18 |
24 |
14 |
22,5 |
41-50 |
24 |
32 |
21 |
33,9 |
От 50 лет |
8 |
10,7 |
5 |
8,1 |
Всего |
75 |
100 |
62 |
100 |