Файл: Влияние структуры рынка на рыночную власть.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие рыночных отношений обуславливает актуальность теоретического объяснения новых процессов и изменений, происходящих в экономике. Эффективное развитие экономики страны зависит от уровня развитости конкурентной и технологической среды рыночных отраслей. Рыночная власть фирм, действующих на рынках является одним из определяющих факторов, отражающих состояние отраслевого рынка.

Рыночная власть дает фирмам, которые действуют на отраслевом рынке, возможность влиять на других участников рыночных отношений. Это определяет дальнейшее развитие рынка. Границы влияния фирмы на участников рынка определены степенью рыночной власти, которой фирма обладает. Большая рыночная власть говорит о широких возможностях влияния на рынок. Тем не менее, данная ситуация иногда приводит к ущемлению интересов остальных участников рынка и может угрожать основам рыночных форм взаимоотношений.

С другой стороны, рыночная власть способствует аккумулированию ресурсов для увеличения дополнительных вложений в производство. Такие фирмы могут развивать инновации, вводить прогрессивные разработки, что ведет к технологическому прогрессу и росту благосостояния населения. Интерес к рыночной власти обусловлен также тем, что источники власти заложены в несовершенствах рыночных структур. Рынки, где наблюдается нарушение условий совершенной конкуренции (а это более 90% реально существующих рынков), есть потенциал для роста рыночной власти фирмы Данная ситуация определяет актуальность исследования, особенно для нашей страны, когда вопрос о конкурентоспособности России в мировой экономике является важным для дальнейшего развития.

Проблемой монопольного поведения фирм на рынке, а также вопросом несовершенства рыночного механизма занимались многие экономисты. Проблему монополизации рынка и возможной опасности сговора на нем описывал в своих трудах Адам Смит. Карл Маркс исследовал избыточную прибавочную стоимость и формы ее проявления - сверхприбыль, а также дифференциальную и монопольную ренту.

Непосредственно к изучению проблемы рыночной власти фирм экономисты перешли в середине 50-х годов. XX в. Однако интерес к этой проблеме значительно вырос за последние два десятилетия. Во многом, это можно объяснить увеличением числа транснациональных и глобальных корпораций, обладающих огромной рыночной властью и влиянием не только на внутреннем, но и на международном рынке. Современный этап развития теории о рыночной власти начался с работы Аббы Лернера «Понятие монополии и измерение монопольной власти», которая была опубликована в 1934 году. Лернер отметил, что цены фирмы обладающей рыночной властью превышают средние издержки. Дальнейшее развитие теория рыночной власти получила в работах Дж. Бейна, Э. Мейсона. Существенный вклад в развитие концепции о функционировании доминирующих рыночных структур внесли О. Уильямс и М. Портер.


Объектом исследования является отраслевой рынок как среда, где фирмы проявляют рыночную власть. Предметом исследования выступают факторы, оказывающие влияние на рыночную власть фирмы.

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности рыночной власти и факторов, которые ее определяют. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • Определить влияние структуры рынка на рыночную власть;
  • Рассмотреть различные подходы к определению рыночной власти фирм;
  • Систематизировать источники и причины рыночной власти;
  • Проанализировать основные факторы, определяющие рыночную власть;
  • Рассмотреть барьеры для входа на рынок как средство поддержания рыночной власти фирмой;
  • Привести основные показатели рыночной власти.

Для достижения поставленных задач были использованы современные методы научного познания, т.е. эмпирические и теоретические. Сюда относится анализ и синтез, системно-структурный метод, сравнение, классификация.

Методологическую и теоретическую основу курсовой составили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории отраслевых рынков, теории конкурентоспособности, теории общественного благосостояния, публикации в периодической печати, материалы семинаров и конференций.

Данная курсовая состоит из двух глав и включает 23 источника в списке литературы.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ

1.1. Влияние структуры рынка на рыночную власть

Рыночная власть позволяет действующим на конкретном отраслевом рынке фирмам, оказывать влияние на других участников рыночных отношений. Такая степень влияния позволяет им определять дальнейшее направление развития самого рынка. Границы такого влияния определяют степень рыночной власти, которой обладает фирма на данном рынке. Большая степень рыночной власти говорит о больших возможностях фирмы влиять на рынок и о зависимости рынка от произвола фирмы [2, с. 61]. Высокий уровень рыночной власти у фирмы может привести к ущемлению интересов других участников рынка, что угрожает основам рыночных форм взаимоотношений.

Главной проблемой является определение источника появления у определенных фирм значительной рыночной власти. Для такого анализа необходимо рассматривать в каких условиях сформирована структура отраслевого рынка. Комплексный анализ возможен благодаря «гарвардской» парадигме «Структура-поведение-результат».


Согласно разработанной парадигме результативность отдельных отраслей или рынков зависит от поведения фирм, в таких вопросах как ценовая политика и практика, открытые и тайные соглашения между фирмами, продуктовая и рекламная стратегии, затраты на исследования и разработки, инвестиции в производственное оборудование и т.д. [8, с. 42] Поведение фирм в таком случае зависит от структуры соответствующего рынка, которая характеризуется численностью и распределением продавцов и покупателей, уровнем дифференциации продута, наличием или отсутствием барьеров входа новых фирм, уровнем вертикальной интеграции фирм, начиная от производства сырья до розничной торговли, и степенью диверсификации производства фирмы [6, с. 163].

На структуру рынка оказывает влияние набор из базовых условий. Например, со стороны предложения в базовые условия, определяющие структуру, входит размещение и собственность на основные виды сырья; характер соответствующей технологии (например, дискретный или непрерывный характер производства, высокая или низкая эластичность замещения факторов производства); вовлеченность рабочей силы в профсоюзное движение, длительность использования продукта, временные характеристики производства (например, производятся ли товары по заказу или поставляются со склада); затраты на единицу выпуска [5, с. 82].

К наиболее важным базовым условиям со стороны спроса относится ценовая эластичность спроса при различных ценах, доступность товаров-заменителей и перекрестная эластичность спроса на них, темпы роста и временные колебания спроса, метод осуществления покупок покупателями (например, по данному прейскуранту, путем закрытого аукциона или путем открытого торга) и рыночные характеристики продукта [10, с. 9]. Примерами рыночной характеристики продукта могут быть дорогие и престижные товары, дешевые повседневные товары или товары длительного спроса. Законодательная среда также является одним из базовых условий, поскольку именно в ней функционируют отрасли.

Таким образом, как показано на рисунке 1, в основу «гарвардской парадигмы» положено изучение причинных связей, ведущих от структуры рынка и базовых условий к поведению фирм и к результату поведения фирм на рынке. Главенствующее направление в исследовании отраслевых рынков основывалось на парадигме «структура-поведение-результат». Парадигма придает системность анализу заданной отрасли. Отрасль характеризует её структура (например, насколько велика ее концентрация), поведение фирм, действующих в отрасли и эффективность (рыночная власть, эффективность распределения ресурсов и т.д.) [6, с. 27]. Кроме того, парадигма предполагает причинно-следственную связь между структурой, поведением и эффективностью. Структура влияет на поведение, а вместе структура и поведение влияют на результат (эффективность).


Исходя из данной парадигмы можно сделать ряд выводов:

1.Сговор на рынке вероятнее при небольшом количестве фирм. Фиксирование цен проще, когда фирмы похожи друг на друга.

2. Чем выше конкуренция на рынке, тем ниже степень рыночной власти и выше эффективность распределения ресурсов.

3. Чем более предопределено поведение, тем выше концентрация в отрасли и тем выше степень рыночной власти [11, с. 42].

Предложение

Сырье;

Технология;

Длительность пользования продуктами;

Затраты на единицу выпуска;

Правовая система;

Деловые отношения;

Правовая система;

Структура рынка

Количество участников рынка

Барьеры для входа

Структура затрат

Дифференциация продуктов

Диверсификация

Вертикальная интеграция

Ценовая стратегия

Инвестиции в НИОКР

Продуктовая стратегия

Реклама и брэнд

Инвестиции в оборудование

Налоги, субсидии

Ценовой контроль

Правовое регулирование

Макроэкономическая политика

Антимонопольная политика

Спрос

Наличие товаров-заменителей

Темп роста

Метод закупок

Ценовая эластичность

Тип маркетинга

Сезонность

Поведение

Технический прогресс

Эффективность производства

Обеспечение занятости

Качество продукта

Результат

Государственная политика

Рис. 1. Гарвардская парадигма

Источник: Розанова, Н. М. Теория отраслевых рынков. Учебное пособие / Н.М. Розанова. - М.: Юрайт, 2015. – С. 25.

Эффективность является функцией структуры и поведения, а поведение в свою очередь – функция структуры, то можно связать зависимость рыночной власти от концентрации [13, с. 734]. Данная парадигма помогает выявить факторы, влияющие на возникновение рыночной власти у компании. Тогда, зависимость между концентрацией и неконкурентным поведением также прямая [15, с. 76]. Из этого следует, что неконкурентное поведение игроков на рынке напрямую связано с величиной рыночной власти.

Исходя из данной модели рыночная власть зависит от сложившейся рыночной структуры. Под рыночной структурой принято понимать совокупность специфических признаков и черт, отражающих осо­бенности организации и функционирования того или иного от­раслевого рынка [9, с. 9]. Исходя из пяти описанных далее параметров выделим основные рыночные структуры.

Число фирм в отрасли влияет на наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. В условиях большого количества фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не повлияют на рыночное равновесие [18, с. 15]. При многочисленности игроков на рынке доля каждого из них мала. Обратной ситуация является рынок, где рыночная доля какой-то из фирм велика, т. е. на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. Такая фирма имеет возможность оказывать влияние на рыночное предложение, равновесие и цену, что свидетельствует о наличии рыночной власти.


Контроль над рыночной ценой — является хорошим показателем степени развития конкуренции на отраслевом рынке. Чем выше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок [19, с. 30].

Характер реализуемой на рынке продукции определяет стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции свидетельствует о том, что фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами [17, с. 16]. Чем выше степень неоднородности продукции, тем больше возможность фирмы повлиять на цену товара и тем ниже конкурентная борьба в отрасли. При однородности продукции рынок является более конкурентным.

Условия вступления в отрасль, связаны с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.

Неценовая конкуренции имеет место, когда, отраслевой продукт носит дифференцируемый характер [21, с. 117]. При неценовой конкуренции фирмы соревнуются в отношении качества продукции, сопровождающих услуг, доступности и рекламы.

Таблица 1

Характеристики различных рыночных структур

Критерии, определяющие структуру рынка

Совершенная конкуренция

Монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Численность продавцов на рынке

Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка

Один продавец на рынке

Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка

Несколько про­давцов на рынке, объем продаж ка­ждого из которых достаточно велик по отношению к размеру рынка

Степень влияния продавцов на установление рыночной цены

Продавцы не оказывают никакого влияния цены

Цену устанавливает продавец

Продавцы оказывают влияние на цены

Продавцы имеют возможность воздействовать на цены

Характер продукции

Продукты различных продавцов однородны

Не существует близких продуктов — заменителей товара

Продукты различ­ных продавцов неоднородны (дифференциация продукта)

Продукты различных продавцов могут быть однородны и неоднородны

Условия входа на рынок

Вход свободен

Вход полностью блокирован

Вход свободен

Вход может быть блокирован или свободен

Наличие неценовой конкуренции

Отсутствует

Нетипична. Может прибегнуть к рекламе

Главный резерв для повышения выручки и получения экономичекой прибыли

Типична, особенно для отраслей производящих дифференцированные продукты