Файл: Теоретические подходы к проблеме изучения психологии принятия управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 5. Отличия по методике изучения индивидуально-типологических особенностей.

Статистика критерия(b)

экстраверсия

тревожность

лабильность

Статистика U Манна-Уитни

12

20,5

9,5

Статистика W Уилкоксона

40

48,5

37,5

Z

-2,31365

-1,45388

-2,54859

Асимпт. знч. (двухсторонняя)

0,020687

0,145979

0,010816

Точная знч. [2*(1-сторонняя Знач.)]

0,02499

0,161251

0,009667

Рисунок 3. Отличия по показателям индивидуально-типологических особенностей у мужчин и женщин.

Как видно из таблицы 5 статистически достоверные отличия по показателям индивидуально-типологических особенностей у мужчин и женщин работников организации данной выборки получены по переменным: экстраверсия и лабильность. Показатели женщин работников организации выше показателей мужчин работников организации по обоим переменным. Таким образом, женщинам данной выборки более свойственна открытость, коммуникабельность, стремление к общению, социальную активность, а также выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, повышенная эмотивность, с чертами демонстративного поведения.

Для мужчин работников организации данной выборки более характерна ригидность и спонтанность. Ригидность характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Спонтанность (раскованное самоутверждение, наступательность, стремление к лидированию), сочетающее в себе экстравертирование и агрессивность, формирует сильный (гипертимный тип поведения) с наиболее четко выраженными типологическими свойствами.

Выводы:

Статистический анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности данной выборки исследования:

1) Самые высокие показатели по шкалам методики дифференциальных эмоций у работников организации данной выборки получены по переменной индекс позитивных эмоций, который характеризует степень позитивного эмоционального отношения субъекта к существующей ситуации. И свидетельствуют о среднем уровне позитивного эмоционального отношения субъекта к существующей ситуации. Показатели индекса острых негативных эмоций и индекса тревожно-депрессивных эмоций находятся на низком уровне.


2) Самые высокие показатели по шкалам методики выявления стратегий преодолевающего поведения у работников организации данной выборки получены по переменным: вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия. Таким образом, можно предположить, что работники данной компании данной выборки используют для преодоления стрессовых ситуаций эффективные стратегии совладания.

3) Самые высокие показатели по методике изучения индивидуально-типологических особенностей у работников организации данной выборки получены по переменным: экстраверсия, ригидность, спонтанность, лабильность. Экстраверсия характеризует открытость, коммуникабельность, стремление к общению, социальную активность.

Сравнительный анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности мужчин и женщин данной выборки исследования:

4) Самые высокие показатели по шкалам методики дифференциальных эмоций у мужчин и женщин работников организации данной выборки получены по переменной индекс позитивных эмоций, который характеризует степень позитивного эмоционального отношения субъекта к существующей ситуации. И свидетельствуют о среднем уровне позитивного эмоционального отношения мужчин и женщин к существующей ситуации. Показатели индекса острых негативных эмоций и индекса тревожно-депрессивных эмоций находятся на низком уровне. Стратегия преодолевающего поведения вступление в социальный контакт более характерна для женщин работников организации данной выборки. Для мужчин данной выборки наиболее характерные стратегии преодолевающего поведения – непрямые действия. Показатели женщин работников организации данной выборки выше показателей мужчин работников организации данной выборки по переменным индивидуально-типологических особенностей экстраверсия и лабильность. Таким образом, женщинам данной компании данной выборки более свойственна открытость, коммуникабельность, стремление к общению, социальную активность, а также выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, повышенная эмотивность, чертами демонстративного поведения. Для мужчин работников организации данной выборки более характерна ригидность и спонтанность. Ригидность характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Спонтанность (раскованное самоутверждение, наступательность, стремление к лидированию), сочетающее в себе экстравертирование и агрессивность, формирует сильный (гипертимный тип поведения) с наиболее четко выраженными типологическими свойствами.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовом исследовании рассматривалась проблема изучения психологии принятия управленческих решений.

В работе проведен качественный анализ литературных источников по проблеме принятия управленческих решений в практике работы современной организации.

В ходе работы были реализованы цель и поставленные задачи исследования. В ходе эмпирического исследования выявлены основные особенности психосоциального состояния сотрудников организации, которые следует учитывать при принятии управленческих решений.

Статистический анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности испытуемых данной выборки:

Самые высокие показатели по шкалам методики дифференциальных эмоций у работников организации данной выборки получены по переменной индекс позитивных эмоций, который характеризует степень позитивного эмоционального отношения субъекта к существующей ситуации. И свидетельствуют о среднем уровне позитивного эмоционального отношения субъекта к существующей ситуации. Показатели индекса острых негативных эмоций и индекса тревожно-депрессивных эмоций находятся на низком уровне.

Самые высокие показатели по шкалам методики выявления стратегий преодолевающего поведения у работников организации данной выборки получены по переменным: вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия. Таким образом, можно предположить, что работники данной выборки используют для преодоления стрессовых ситуаций эффективные стратегии совладания.

Самые высокие показатели по методике изучения индивидуально-типологических особенностей у работников организации данной выборки получены по переменным: экстраверсия, ригидность, спонтанность, лабильность. Экстраверсия характеризует открытость, коммуникабельность, стремление к общению, социальную активность.

Преимущественный выбор стратегии эффективного преодолевающего поведения вступление в социальный контакт обеспечивается поиском социальной поддержки и осторожными действиями со стороны работников организации данной выборки. Наименее выражена при этом ригидность как индивидуально-типологическое свойство личности и такие типы стратегий преодолевающего поведения как непрямые действия, асоциальные действия, агрессивные действия. Для работников организации данной выборки в структуре индивидуально-типологических особенностей характерно иметь на фоне неустойчивости настроения гипретимный тип поведения с выраженной наступательностью, стремлением к лидированию, сочетающее в себе экстравертирование и агрессивность с проявлением осторожности в принятии решений.


Таким образом, гипотезу нашего исследования, что существуют взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности и доминирующих стратегий преодоления стресса у работников организации, можно считать доказанной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с.
  2. Белякова И.А. Диагностика и развитие профессиональных способностей студентов-менеджеров. Дисс. … канд. психол. наук. – Ставрополь, 2009. – 196 с.
  3. Большой психологический словарь/ под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2009. – 816 с.
  4. Бурлачук Ф. Словарь–справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2009. – 528 с.
  5. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности. //Вопросы психологии, 2009, № 5.
  6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М.: ЧеРо, 2013. - 334 с.
  7. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2010. – 560 с.
  8. Ильин В.А. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе. Дисс. д.пс.н. М., 2009. – 357 с.

Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2008. – 428 с.

  1. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Воздействие и влияние как социально-психологические координаты межличностного взаимодействия: понятийно-терминологический аспект // Социальная психология и общество. 2014. № 4. С. 46-57
  2. Леонова, А.Б., Чернышева, О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. Текст. – М.: Радикс, 2008.-448 с.
  3. Миллер С. Психология развития. Методы исследования. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.
  4. Немов, Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 3-е изд. Текст. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 640 с.
  5. Основы теории коммуникации / под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2005. – 615 с.
  6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /Под общей ред. А.А. Крылова, С. А. Манычева. 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.
  7. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. — СПб.: Речь, 2001. – 448 с.
  8. Толочек В.А. Современная психология труда. – СПб.: Питер, 2009. – 490 с.
  1. Пcиxoлoгичecкaя тeoрия кoллeктивa. /нayч.рeд. A.В. Пeтрoвcкий, М:2009

  2. Нeймeр, Ю.Л. Coциaльнo – пcиxoлoгичecкий климaт кoллeктивa прeдприятия COЦИC, 1990- № 11

  3. Кyзнeцoвa, Н.В. Иcтoрия мeнeджмeнтa: Учeбнoe пocoбиe. – Влaдивocтoк: ДВГУ, 2014. – 216 c

  4. Кyзнeцoвa, Н.В. Иcтoрия мeнeджмeнтa: Учeбнoe пocoбиe. – Влaдивocтoк: ДВГУ, 2014. – 216 c

  5. Кричeвcкий, Р. Л., Дyбoвcкaя E. М. Coциaльнaя пcиxoлoгия мaлoй грyппы: Учeбнoe пocoбиe для вyзoв. - М.: Acпeкт Прecc, 2011.- 318 c

  6. Крacoвcкий, Ю.Д.Coциoкyльтyрныeocнoвыyпрaвлeния бизнec-oргaнизaциeй: yчeбнoe пocoбиe.- М: Юнити-Дaнa, 2012

  7. Кoyл, Д.Упрaвлeниe пeрcoнaлoм в coврeмeнныxoргaнизaцияx. – М.: «Вeршинa», 2004. – 387 c

  8. Кyзнeцoвa, Н.В. Иcтoрия мeнeджмeнтa: Учeбнoe пocoбиe. – Влaдивocтoк: ДВГУ, 2014. – 216 c

  9. Кyзнeцoвa, Н.В. Иcтoрия мeнeджмeнтa: Учeбнoe пocoбиe. – Влaдивocтoк: ДВГУ, 2014. – 216 c

  10. Пcиxoлoгичecкaя тeoрия кoллeктивa. /нayч.рeд. A.В. Пeтрoвcкий, М:2009

  11. Кoвaлeв, A.Г.Coциaльнo-пcиxoлoгичecкий климaт кoллeктивa и личнocть. - М: Мыcль, 2013

  12. Кoвaлeв, A.Г. Кoллeктив и coциaльнo-пcиxoлoгичecкиe прoблeмы рyкoвoдcтвa.- М.: Прocпeкт, 2007. – 117 c

  13. Кoвaлeв, A.Г.Coциaльнo-пcиxoлoгичecкий климaт кoллeктивa и личнocть. - М: Мыcль, 2013