Файл: Теоретические подходы к проблеме изучения психологии принятия управленческих решений.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Психология командной работы
1.2 Психология принятия управленческих решений
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
2.1 Описание метода и процедуры исследования
Психологический климат коллектива находится в зависимости от целого ряда таких факторов как общее состояние окружающих, эмоциональное и психическое состояние каждого члена коллектива. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы может проявляться посредством характера психического настроя людей, а она в свою очередь может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д..[11]
Немаловажным индикатором особенностей взаимоотношений в коллективе служат формы обращения как средства вербальной коммуникации, принятые в нем. В случаях преобладания какой-либо одной формы обращения – приказа, просьбы, предложения, обсуждения, – происходит постепенное сокращение числа контактов в группе, обособлению отдельных членов, начинают преобладать опосредованные способы связи, коммуникативные связи сворачиваются до формально-необходимых, нарушается обратная связь между участвующими в деятельности. Следовательно, коммуникативные связи между участниками группы можно рассматривать как эмпирические показатели социально-психологического климата.[12]
Только в процессе взаимоотношений, общения и группового взаимодействия может раскрыться сущность человека, и он может осознать свою социальную ценность. Поэтому, в качестве одной из форм проявления психологического климата, самооценка человека становится групповым эффектом. Определение положения себя в социуме формирует большую или меньшую степень удовлетворенности собой и другими.
На лучшее или худшее психологическое самочувствие личности отказывают влияние настроения, зависящие от переживания взаимоотношений.
Убеждение, внушение, подражание распространяют настроения на всех членов коллектива, вторично отражаются в сознании и формируют коллективный психологический фон.
Сплоченность – процесс, объединяющий подразделение. Сплоченностью характеризуется уровень приверженности членов к группе. И имеет две основные определяющие переменные: уровень взаимной симпатии в отношениях между личностями, степень привлекательности группы для ее членов.
Ответственность – контроль деятельности с относительно выполнением правил и норм, принятых в организации. Для коллективов с положительным психологическим климатом характерно стремление сотрудников к принятию ответственности за результат совместной деятельности на себя.
Контактность и открытость – позволяют определить уровень развития личных взаимоотношений сотрудников, степень их психологической близости.[13]
От уровня совместимости и сработанности членов группы в большой степени зависит психологический климат в коллективе. Совместимостью и сработанностью определяется степень взаимосвязанности и взаимозависимости сотрудников. Группа, работающая эффективно – это группа целостная психологически. На смену множеству «Я» приходит понятие «МЫ». Поступки, оценки, чувства и мнения отдельных «Я» консолидируются; возникают общность интересов и ценностей; интеллектуальные и личностные особенности начинают взаимодополняться. При совместном выполнении заданий, решении проблем, людьми вырабатываются специфические, характерные только для этой группы способы регуляции процессов познания и эмоциональных процессов, стратегии поведения, стиль деятельности общий для группы. В таком коллективе происходит обмен опытом, перенимается стиль поведения, расширяется спектр личных возможностей, формируется способность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями членов коллектива. Это приводит к тому, что на определенном этапе взаимодействия членов коллектива он добивается оптимального уровня совместимости и сработанности.
В данной главе мы рассмотрели отечественные и зарубежные подходы к пониманию индивидуально-психологических качеств и стиля управления руководителя, а также изучили понятие, компоненты и показатели психологии принятия решений.
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
2.1 Описание метода и процедуры исследования
Цель: изучение психологии принятия управленческих решений.
Объект: управленческие решения.
Предмет: психология принятия управленческих решений.
Задачи:
1) проанализировать и обосновать в теоретическом плане проблему принятия управленческих решений;
2) изучить индивидуально-типологические особенности работников организации;
3) изучить стратегии преодоления стрессовых ситуаций работников организации;
4) изучить актуальное эмоциональное состояние работников организации;
5) выявить индивидуально-типологические особенности стратегий преодоления стрессовых ситуаций, актуального эмоционального состояния у мужчин и женщин - работников организации данной выборки.
6) выявить особенности взаимосвязи индивидуально-психологических свойств личности и стратегий преодоления стресса у работников организации.
Методы: основываясь на общеметодологических предпосылках, для решения исследовательских задач, были подобраны следующие методы и методики исследования изучаемой проблемы. Системный анализ, внешнее и включенное наблюдение, полуструктурированное интервью, дифференциация психосоциального развития, методы математической статистики с применением пакета SPSS130 (программа на платформе Windows, где были произведены все расчеты в практической части курсовой работы).
Методики исследования
1) Опросник «Индивидуально-типологические свойства личности» (ИТО).
Данный опросник разработан известным отечественным психодиагностом Л.Н. Собчик и предназначен для оценки индивидуально-личностных свойств, определяющих типологию ведущих тенденций при взаимодействии человека с окружающим миром. Данная типология интегрирует уровни биологической предрасположенности (темперамента), характерологической структуры личности и форм социальной активности человека. Методика позволяет выделить ведущие тенденции, которые определяют индивидуальный тип переживания, силу и направленности мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов.
2) Шкала SACS «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций».
Данная шкала С. Хобфоллом на основе многоосевой модели «поведения преодоления» (модель имеет две основные оси: просоциальная-асоциальная, активная-пассивная и одну дополнительную ось: прямая-непрямая. Методика позволяет оценить поведенческие стратегии и модели преодолевающего поведения.
3) Шкала дифференциальных эмоций».
Данная методика разработана известным американским психологом К.Изардом в виде приложения к его теоретической концепции, в которой говорится о существовании 10 базовых эмоций, составляющих основу всей эмоциональной жизни человека. Методика позволяет оценить актуальное функциональное состояние человека в конкретной профессиональной ситуации.
Характеристика респондентов исследования.
Исследование проводилось на базе МФПУ «Университет» в CRM-отделе. Методики были предложены 17 испытуемым разного пола, возраста. В состав группы вошли 7 мужчин и 10 женщин в возрасте от 18 до 34 лет. Средний возраст по выборке составил примерно 26 лет, средний стаж работы 6 лет.
Процедура проведения опроса
Все испытуемые выполняли методику однократно. Перед началом работы каждый из них получал подробную информацию о целях проводимого исследования, содержания и форме работы с опросником. Далее работа с опросником проводилась самостоятельно. После заполнения опросника он передавался исследователю.
Процедура обработки результатов исследования.
По окончании сбора данных и первичной обработки результатов в соответствии с правилами подсчёта базовых и основных показателей методики, они были внесены общую матрицу данных. Дальнейшая статистическая обработка проводилась с помощью стандартного компьютеризированного пакета «SPPS» for Windows, все формулы для вычисления находятся там же.
Cтатистический анализ результатов включал следующие этапы:
Процедуры стандартизации основных и базовых показателей методики для получения оценок по всем шкалам тестов, а также выделения связей между различными показателями этих шкал. На основании этих данных можно говорить о различиях в оценках профессионального стресса у лиц разного пола, возраста и профессиональной принадлежности.
2.2 Обобщение результатов исследования
Сравнительный анализ результатов исследования
Таблица 1. Сравнительный анализ показателей по методике шкала дифференциальных эмоций.
женщины |
мужчины |
|
индекс позитивных эмоций |
25,00000 |
23,28571 |
индекс негативных эмоций |
14,10000 |
17,71429 |
индекс тревожно-депрессивных эмоций |
12,30000 |
11,28571 |
Рисунок 1. Шкала дифференциальных эмоций сотрудников данной выборки.
Статистически достоверных отличий по показателям методики шкала дифференциальных эмоций у сотрудников данной выборки не выявлено. Самые высокие показатели по шкалам методики дифференциальных эмоций у мужчин и женщин работников организации данной выборки получены по переменной индекс позитивных эмоций, который характеризует степень позитивного эмоционального отношения субъекта к существующей ситуации. И свидетельствуют о среднем уровне позитивного эмоционального отношения мужчин и женщин работников организации к существующей ситуации. Показатели индекса острых негативных эмоций и индекса тревожно-депрессивных эмоций находятся на низком уровне.
Таблица 2. Сравнительный анализ показателей по методике изучения стратегий преодолевающего поведения.
женщины |
мужчины |
|
ассертивные действия |
20,00000 |
20,14286 |
вступление в соц.контакт |
24,60000 |
20,14286 |
поиск социальной поддержки |
23,90000 |
19,57143 |
осторожные действия |
22,40000 |
19,28571 |
импульсивные действия |
17,20000 |
18,57143 |
избегание |
16,40000 |
19,14286 |
непрямые действия |
19,80000 |
22,00000 |
асоциальные действия |
16,00000 |
20,00000 |
агрессивные действия |
19,00000 |
18,57143 |
Таблица 3. Отличия по методике изучения стратегий преодолевающего поведения у мужчин и женщин.
Статистика критерия(b) |
|||
вступление в соц.контакт |
поиск социальной поддержки |
осторожные действия |
|
Статистика U Манна-Уитни |
12,5 |
15 |
18,5 |
Статистика W Уилкоксона |
40,5 |
43 |
46,5 |
Z |
-2,20662 |
-1,97369 |
-1,61819 |
Асимпт. знч. (двухсторонняя) |
0,027341 |
0,048417 |
0,105622 |
Точная знч. [2*(1-сторонняя Знач.)] |
0,02499 |
0,055327 |
0,108803 |
Как видно из таблицы 3 статистически достоверные отличия по методике изучения стратегий преодолевающего поведения у мужчин и женщин работников организации данной выборки получены по переменной вступление в социальный контакт. Данная стратегия преодолевающего поведения более характерна для женщин.
Рисунок 2. Отличия на уровне тенденций у мужчин и женщин
Статистически достоверные отличия на уровне тенденций получены по переменным: поиск социальной поддержки и осторожные действия. Использовать данные стратегии преодолевающего поведения тоже более характерно для женщин работников организации данной выборки. Для мужчин работников организации данной выборки наиболее характерные стратегии преодолевающего поведения – непрямые действия.
Таблица 4. Сравнительный анализ показателей по методике изучения индивидуально-типологических особенностей.
женщины |
мужчины |
|
ЛОЖЬ |
3,80000 |
3,14286 |
агровация |
1,70000 |
1,14286 |
экстраверсия |
7,40000 |
4,71429 |
спонтанность |
5,30000 |
5,57143 |
агрессивность |
4,90000 |
4,28571 |
ригидность |
5,60000 |
5,85714 |
экстраверсия |
4,30000 |
5,42857 |
сензитивность |
5,40000 |
5,14286 |
тревожность |
5,30000 |
4,00000 |
лабильность |
6,30000 |
4,14286 |