Файл: «Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Продажи»»..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предпроектная стадия создания информационной системы
1.1 Описание предметной области автоматизации
1.2 Примеры разработок проектов для аналогичных систем
1.3 Описание выбранной технологии методов и средств проектирования
1.4 Описание выбранного метода проведения обследования
1.5 Описание выбранного метода сбора материалов обследования
1.6 Программа обследования и план-график выполнения работ на предпроектной стадии
1.7 Формализация материалов обследования
2.1 Назначение, цели создания ИС
2.2 Характеристика объектов автоматизации. Документы предметной области
2.3.1 Требование к системе в целом
2.3.2 Требования к функциям (задачам)
2.3.3 Требования к видам обеспечения
3. Функционально - ориентированное проектирование информационной системы
3.1 Построение контекстной диаграммы
3.3 Построение диаграммы IDEF3
3.4 Построение диаграммы потоков данных DFD
4. Объектно-ориентированное проектирование информационной системы
4.1 Построение диаграммы вариантов использования
4.2 Построение диаграммы деятельности
4.3 Построение диаграммы классов
5. Проектирование формы первичного документа
Оптимальными для работы ИС являются широко распространённые и поддерживающие большинство программных продуктов операционные системы Windows 2000/XP и конфигурация: процессор с тактовой частотой не меньше 1500 MHz; ОЗУ – 256 МB; Video – 64 МВ; ПО – Delphi 7.0, MS Access; мышь / клавиатура.
При максимальной конфигурации: процессор с тактовой частотой 2000 MHz; ОЗУ – 256МВ; Video – 128МВ; ОС – Windows XP; ПО – Delphi 7.0, MS Access; мышь / клавиатура.
Данные вводятся в таблицы Access через экранные формы, разработанные в среде Delphi 7, производится их обработка (расчет суммы, сортировка, выборка), вывод результатов также производится с помощью экранных форм Delphi. Планируемый объем поступающей информации не должен превысить объема жесткого диска, поэтому он должен быть не меньше 3 Gb. Информация будет представляться в виде отчетов (в электронном варианте), с возможностью отправки на печать – необходимо наличие принтера.
Факторы, относящиеся к эксплуатационным характеристикам компьютера:
– компьютеры данной конфигурации имеются на предприятии;
– пользователи уже имеют необходимый опыт работы на компьютере;
– выполнены все условия эксплуатации.
На выбор ОС оказывают влияние следующие факторы:
– совместимость с другими ОС;
– возможность использования различных устройств ввода-вывода;
– требование поддержки сетевой технологии;
– необходимое число поддерживаемых программных продуктов;
– быстродействие;
– наличие дружественного интерфейса и простота использования;
– возможность переконфигурации и быстрой настройки на новые аппаратные средства;
– поддержка новых информационных технологий.
Всеми этими качествами обладает ОС Windows XP и для данной конфигурации P4–2000/256 Mb/20Gb/32 Mb AGP/CD-ROM-40x/SB Live 128 – является оптимальной, компьютера такой мощности вполне достаточно для функционирования системы.
Основные факторы, влияющие на выбор методов и средств проектирования ПО системы:
– совместимость;
– получение качественного продукта;
– сокращение времени и стоимостных затрат на проектирование;
Для реализации функций ИС применяется СУБД MS Access. Выбор обусловлен тем, что она отвечает предъявляемым требованиям:
– масштаб применения СУБД (персональная – настольная СУБД);
– язык общения;
– выполняемые функции (информационные – организация хранения информации и доступа к ней, операционные функции – связанные с обработкой информации);
– сфера возможного применения.
3. Функционально - ориентированное проектирование информационной системы
Наиболее трудоемкими этапами разработки ИС являются этапы анализа и проектирования. Для проектирования ИС оптовой торговли лекарственными препаратами применялись CASE-средства (Computer Aided System/Software Engineering – автоматизация процесса разработки сложных ИС).
BPwin – CASE-средство функционального моделирования, реализующее методологию IDEF.
3.1 Построение контекстной диаграммы
Методология IDEF0 может использоваться для моделирования широкого круга предметных областей. Процесс моделирования какой-либо системы в IDEF0 начинается с построения контекстной диаграммы, т.е. наиболее абстрактного уровня описания системы в целом. Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействие с внешней средой.
Контекстная диаграмма модели ИС представлена на рис. 3.1.
Вход представляет собой информацию, преобразуемую функциональным блоком. Для данной модели входной информацией являются данные о лекарствах и поставщиках, клиентах, заявки от клиентов. Управляющим механизмом является уровни доступа, шаблоны отчетов, параметры обработки. Исполняющим механизмами является информационная система и администратор ИС. В качестве выходной информации служат отчеты продаж и БД по лекарствам.
Рис. 3.1 – Контекстная диаграмма модели ИС предприятия оптовой торговли лекарственными препаратами.
3.2 Построение диаграмм IDEF0
Процесс проектирования ИС для обработки заявки от клиента состоит из трех этапов: «Авторизация и аутентификация пользователя», «Заполнение БД», «Обработка данных» (рис. 3.2).
Рис. 3.2 – Диаграмма декомпозиции 1-го уровня.
Этап «Обработка данных» состоит из четырех функциональных блоков: «Поиск по значению поля», «Сортировка записей», «Обработка заявки», «Вывод данных», (рис. 3.3).
Рис. 3.3 – Диаграмма декомпозиции 2-го уровня.
Основные элементы модели «Проектирование ИС предприятия оптовой торговли лекарственными препаратами» представлены в таблицах 3.1 – 3.3.
Таблица 3.1. Основные элементы модели
Название проекта: Проектирование ИС предприятия оптовой торговли лекарственными препаратами |
|
Цель проекта: реализация структурной функциональной модели ИС |
|
Технология моделирования: метод функционального моделирования IDEF0 |
|
Инструментарий: программный продукт BPwin 4.0 |
|
Список данных |
Перечень функций |
Информация о лекарствах и поставщиках Информация о клиентах Заявки от клиентов Уровни доступа Шаблоны отчетов Отчеты по продажам лекарств Администраторы системы Информационная система БД лекарств |
А0. Проектирование ИС предприятия оптовой торговли лекарственными препаратами |
Информация о лекарствах и поставщиках Информация о клиентах Заявки от клиентов Уровни доступа Шаблоны отчетов Отчеты по продажам лекарств Администраторы системы Информационная система БД лекарств |
A1. Авторизация и аутентификация пользователя А2. Заполнение БД А3. Обработка данных |
БД по лекарствам Заявки от клиентов Параметры обработки Право на обработку Шаблоны отчетов Отчеты по продажам лекарств Запросы на изменение БД Информационная система Администратор ИС |
A31. Поиск записи по значению поля А32. Сортировка записей А33. Обработка заявки А34. Вывод данных |
Таблица 3.2. Словарь
Термины |
Определение |
Информационная система |
Совокупность программных приложений, баз данных, используемых для управления. |
Данные |
Факты, характеризующие деятельность предприятия, подлежащие количественному выражению. |
Имеющиеся ресурсы |
Персонал и информационная система в распоряжении предприятия. |
Методология учета |
Совокупность приемов и методов ведения управленческого учета. |
Обработанные данные |
Данные, разнесенные по объектам учета. |
Управленческая информация |
Информация, необходимая для принятия управленческих решений. |
Входящие документы |
Данные, предоставляемые от внешнего источника, например, сведения о лекарствах. |
Таблица 3.3. Описание функциональных блоков
Наименование блока |
Описание решаемых задач |
A1. Авторизация и аутентификация пользователя |
На данном этапе информационная система проверяет пароль, введенный пользователем. |
А2. Заполнение БД |
На этом этапе собираются, накапливаются все данные администратором БД и подвергаются изменению при запросах на изменение. |
А3. Обработка данных |
На этапе выполняется обработка данных из БД по заявке от клиента и формируется отчет по проданным лекарствам. |
А31. Поиск записи по значению поля |
На данном этапе выполняется поиск по заданному параметру обработки. |
А32. Сортировка записей |
На данном этапе выполняется сортировка по заданному параметру обработки. |
А33. Обработка заявки от клиента |
Здесь обрабатывается заявка от клиента администратором ИС. |
А34. Вывод данных |
На данном этапе формируется отчет по проданным лекарствам |
3.3 Построение диаграммы IDEF3
IDEF3 является технологией для сбора данных, требующихся для проведения структурного анализа системы. IDEF3 используется как дополнение к IDEF0 для разработки моделей, в которых изучается последовательность выполнения действий и взаимосвязей между ними.
На диаграмме (рис. 3.4.) изображен процесс расчета премии.
Рис. 3.4 – Диаграмма IDEF3.
Основные элементы модели представлены в таблицах 3.4 – 3.6.
Таблица 3.4. Основные элементы модели
Название проекта: Проектирование ИС для расчета оплаты труда в торговле |
||
Цель проекта: реализация структурной функциональной модели ИС |
||
Технология моделирования: метод описания бизнес-процессов IDEF3 |
||
Инструментарий: программный продукт BPwin 4.0 |
||
Перечень действий |
Тип соединения |
|
Название |
Вид |
|
1. Получить данные о работнике |
Соединение «И» J1 |
Разворачивающее |
3. Выбрать систему обработки запросов 4. Выбрать шаблон отчета 5. Запросить данные из текущей БД |
Соединение «ИЛИ» J2 |
Сворачивающее |
6. Вывести отчет |
Таблица 3.5. Словарь
Термины |
Определение |
Текущая БД |
БД, которая имеет актуальное содержимое своих таблиц. |
Шаблон отчета |
Заранее сформированный образец отчета, который можно выбрать из списка. |
Сворачивающее соединение «И» |
Объединяет потоки. Завершение одного или нескольких действий вызывает выполнение другого действия. Каждое исходное действие обязательно должно завершиться. |
Разворачивающее соединение «И» |
Разъединяет потоки. Все следующие процессы должны быть запущены. |
Система обработки заявок |
Часть ИС, в которой администратором выполняется заявка клиента. |
Таблица 3.6. Описание действий
Наименование действия |
Описание решаемых задач |
2. Принять заявку на обработку |
На данном этапе происходит получение данных заказов лекарств |
3. Выбрать подсистему обработки заявок |
На этом этапе происходит выбор системы обработки заявок. |
4. Выбрать шаблон отчета |
Выбор шаблона отчета по продажам лекарств. |
5. Запросить данные из текущей БД |
Запрос информации из БД лекарств для их отображения. |
6. Вывести отчет |
Вывод отчета по лекарствам администратору ИС с последующей печатью |
3.4 Построение диаграммы потоков данных DFD
Диаграммы потоков данных DFD моделируют систему как набор действий, соединенных друг с другом стрелками.
В данной диаграмме имеются хранилища данных (заявки, клиенты, счета) и внешние сущности, представленные потребностью и складом (рис. 3.5).
Рис. 3.5 – Диаграмма DFD.
Основные элементы модели представлены в таблицах 3.7 – 3.9.
Таблица 3.7. Основные элементы модели
Название проекта: Проектирование ИС предприятия оптовой торговли лекарственными препаратами |
|
Цель проекта: реализация структурной функциональной модели ИС |
|
Технология моделирования: метод построения диаграмм потоков данных DFD |
|
Инструментарий: программный продукт BPwin 4.0 |
|
Список данных |
Перечень объектов |
Право на обработку Данные счетов Запросы на изменение БД Обработанная заявка Ответы на запросы Продукция |
Функциональные блоки: 1. Обработать заявки 2. Проконтролировать оплату 3. Доставить лекарства |
Лекарства Счета и платежные документы |
Внешние сущности:
|
Название и адрес клиента Данные счетов Информация о доставке |
Хранилища данных:
|
Таблица 3.8. Словарь
Термины |
Определение |
Данные |
Факты, характеризующие деятельность предприятия, подлежащие количественному выражению. |
Таблица 3.9. Описание объектов
Наименование объекта |
Описание функций |
Функциональные блоки: |
|
1. Обработать заявки |
На данном этапе происходит ввод данных по заявкам и их обработка. |
2. Проконтроировать оплату |
На этом этапе ведется администратором ИС контроль оплаты выписанных лекарств. |
3. Доставить лекарства |
Доставка лекарств клиенту для удовлетворения его потребности в них. |
Внешние сущности: |
|
1. Потребность |
Представляет собой необходимость получить товар в определенном кол-ве |
Хранилища данных: |
|
1. Счет |
Здесь собирается и хранится информация о счетах оплаты. |
2. Заявки |
Здесь собирается и хранится информация о заявках от клиентов. |
3. Клиенты |
Здесь содержится информация о клиентах |