Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные понятия и сущность оперативно-розыскной деятельности
Научная основа оперативно-розыскной деятельности
1.2. Основные тенденции работы органов внутренних дел и спецслужб
Глава 2. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в РФ
2.1. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности, ее структура и содержание
2.2. Правовое регулирование общественных отношений современной оперативно-розыскной деятельности
3.1. Проблемы совершенствования правовой основы оперативно-розыскной деятельности
3.2. Предложения по совершенствованию правовой основы оперативно-розыскной деятельности
Такое регулирование осуществляется на уровне:
1.Федеральных конституционных законов РФ.
2. Федеральных законов РФ.
3.Нормативных правовых актов РФ (актов Президента и Правительства, и др.).
4.Ведомственных и межведомственных подзаконных актов.
Иначе говоря, правовая основа оперативно-розыскной деятельности двухуровневая: часть составляющих ее актов относится к законам, а другая — к подзаконным актам.
В свою очередь регулирование оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (т.е. законодательное) — это правовое регулирование общественных отношений в специфическом виде функционирования государства (деятельности его представителей), осуществляемое на базовом (конституционном) и среднем (законодательными актами) уровнях.
Что касается ведомственного нормотворчества в области оперативно-розыскной деятельности то, прежде всего, следует разобраться в том, что понимается под нормативным актом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Такой акт есть юридический акт подзаконного административного нормотворчества (разновидность правового акта управления), которым конкретизируются содержащиеся в законах нормы, призванные регламентировать общественные отношения в оперативно-розыскной деятельности.
Непосредственно указанные в статье 4 ФЗ «Об ОРД» нормативные правовые акты являются основными в регулировании общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности. Однако ими не исчерпывается все правовое регулирование данного вида государственной юридической деятельности. В статье 4 Закона изложен[4] открытый перечень ее нормативных правовых источников. Поэтому следует помнить, что возникающие в оперативно-розыскной деятельности общественные отношения регулируются правовыми нормами, содержащимися и в некоторых иных нормативных правовых актах
Использованный законодателем термин «правовая основа, оперативно-розыскной деятельности» не идентичен по содержанию все более распространяющемуся в нормотворчестве и праве термину «законодательство в области оперативно-розыскной деятельности». Последний может рассматриваться в разных смыслах слова.
Во-первых, законодательство в области оперативно-розыскной деятельности — совокупность федеральных законов России, которые содержат правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между лицом и государством в процессе зашиты человека и общества от преступных посягательств путем применения специальных методов, сил и средств, а также совершения оперативно-розыскных действий.
Во-вторых, такое законодательство - постоянно формирующийся межотраслевой комплексный нормативно-правовой институт. Он включает совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации высшей (после законов) юридической силы. Эти акты содержат правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между лицом и государством в процессе обеспечения безопасности человека и общества путем применения специальных методов, сил и средств.
Используя юридическую силу того или иного нормативного правового акта в качестве основного критерия для систематизации, правовую основу оперативно-розыскной деятельности по структуре можно разделить на пять групп.
К первой группе относится Конституция Российской Федерации и федеральные конституционные законы.
Вторую группу или базу правовой основы оперативно-розыскной деятельности составляют нормы самого ФЗ «Об ОРД».
В третью группу входят другие федеральные законы. Отметим, что законодатель в статье 4 ФЗ «Об ОРД» не привел точного (закрытого) перечня этих законов. Их перечень может и постоянно пополняется новыми законодательными актами. Действующие же законы, относящиеся к рассматриваемой группе нормативных правовых источников оперативно-розыскной деятельности, в свою очередь, также можно систематизировать на несколько подгрупп:
Первая подгруппа состоит из двух законодательных актов: Уголовного кодекса Российской Федерации (вступил в действие с 1 января 1997 г.) и Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности".
Вторая подгруппа включает законодательные акты, регулирующие общественные отношения, которые возникают в оперативно-розыскной деятельности и в связи с ней. В частности, в данную подгруппу включены: Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
Третья подгруппа включает законодательные акты, правовые нормы которых регулируют конкретные (отдельные) общественные отношения, возникающие в оперативно-розыскной деятельности или в связи с ней. К их числу относятся: Таможенный кодекс Российской федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О федеральной службе безопасности», Федеральный закон «О связи», Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон РФ «О милиции» и др.
Особый вид подгруппы состоит из законодательных актов, закрепляющих компетенцию государственных органов на осуществление оперативно-розыскной деятельности и отчасти дублирующих предписания, изложенные в статьях 13—15 ФЗ об ОРД.
К четвертой группе актов относятся иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Ими являются:
акты Президента Российской Федерации;
акты представительного и законодательного органа Российской Федерации (парламента);
акты Правительства Российской Федерации;
Пятую группу составляют нормативные акты ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или ее контролирующих.
Как уже отмечалось, предписаниями нормативных актов, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности, не охватывается все правовое регулирование общественных отношений в данной деятельности. Круг ее правовых источников гораздо шире, чем об этом указано в статье 4 ФЗ «Об ОРД». Раскрывая такие дополнительные правовые источники целесообразно представить их в определенной системе.
Нормативные правовые акты, совокупность которых составляет круг всех источников правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности, можно систематизировать на три группы.
Во-первых, это нормативные правовые акты, составляющие правовую основу оперативно-розыскной деятельности.
Во-вторых, самостоятельную группу нормативных источников составляют законодательные акты России, хотя и не содержащие правовых институтов (норм) или отдельных правил, непосредственно предназначенных регулировать специфические оперативно-розыскные отношения, однако в силу универсального характера изложенных в них предписаний, в обязательном порядке реализуемые в оперативно-розыскной деятельности.
В-третьих, к таким источникам относятся некоторые акты международно-правового характера. Основанием отнесения такого рода документов к указанным источникам служат предписания части 4 статьи 15 Конституции: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы.
Кроме названных трех групп нормативных правовых актов, нельзя не упомянуть о том, что отдельными государственными органами принимаются специальные документы, которые предназначены разъяснять предписания законодательных и иных актов в области оперативно-розыскной деятельности.
2.2. Правовое регулирование общественных отношений современной оперативно-розыскной деятельности
В теории права под правовым регулированием понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений по юридически значимым вопросам, которые возникают в рамках таких отношений. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности носит функциональный характер. Причем в этой работе посредством правовых норм регулируются отношения между государством (его представителями) и гражданином (прежде всего лицом, посягающим на охраняемые уголовным законом объекты) в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Таким образом, правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности — это нормативно-властное воздействие государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи с ней общественные отношения с целью их упорядочивания.
Перечислим группы правовых отношений, возникающих, длящихся и прекращающихся в оперативно-розыскной работе.
Первая группа правоотношений носит материально-правовой характер. Прежде всего, это уголовно - и административно-правовые отношения.
Вторая группа отношений — правоотношения процессуального свойства. Они регулируются в основном нормами уголовно - и административно-процессуального права.
Более проблематично обстоит дело с так называемыми уголовно-розыскными правоотношениями. Полагаем, что они не только теоретически допустимы, но и достаточно реальны. Оперативно-розыскная работа как разновидность государственной юридической деятельности прежде всего предназначена для решения задач предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений. В ней, как и в других видах государственной деятельности (например, уголовно-правовой и уголовно-процессуальной), должно сохраняться общее положение: при осуществлении правоохранительными органами и их должностными лицами правомочий в оперативно-розыскной деятельности правоотношения преобразуются в сугубо специфические — оперативно-розыскные (уголовно-розыскные). Органы, обеспечивающие безопасность России, и их представители, реализующие нормы уголовно-розыскного права, являются субъектами (участниками) оперативно-розыскных отношений. Кроме того, иные лица (конфиденты и специалисты, с одной стороны, проверяемые и разыскиваемые — с другой), участвующие в производстве по делу оперативного учета и наделенные определенными правами и обязанностями, точно так же выступают субъектами (участниками) уголовно-розыскных отношений.
Задачи же оперативно-розыскной деятельности с точки зрения уголовно-правовой заключаются не в изобличении и наказании лиц, совершивших общественно опасное деяние, а состоят в:
предупреждении и выявлении специфическими методами и средствами событий преступлений;
розыске лиц, скрывающихся от правосудия или пропавших без вести;
оказании действенной помощи органам дознания и следствия в пресечении и расследовании преступлений, используя присущие оперативно-розыскной деятельности специфические методы и средства.
В оперативно-розыскной деятельности существует весьма крупная группа общественных отношений, не урегулированных в настоящее время в должной мере никакой "традиционной" отраслью права. Это отношения, которые складываются, протекают, развиваются и прекращаются в ходе работы уполномоченных на то законом субъектов по заведению, производству и разрешению дел оперативного учета, ведущихся в связи с совершением преступления или в связи с реальной возможностью его совершения. Такие отношения принято называть уголовно-розыскными.
Уголовно-розыскное правоотношение — это возникающая на основе норм формирующегося уголовно-розыскного права связь между субъектами (участниками) оперативно-розыскной деятельности по поводу совершения преступления или достаточной вероятности его совершения, характеризуемая наличием единства их юридических прав и обязанностей и гарантируемая принудительной силой государства.
Немаловажное значение для правильного понимания предназначения и содержания оперативно-розыскной деятельности имеет уяснение вопроса именно о пределах ее правового регулирования. От его решения во многом зависит действенность оперативно-розыскной работы и, следовательно, реальность мер по предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых отдельными лицами, а также гарантированность защиты прав и свобод гражданина, попавшего в поле зрения российских правоохранительных органов. Пределы общего правового регулирования обусловлены определенными факторами границы властного государственного вмешательства в общественные отношения при помощи норм права.
Пределы правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности - это обусловленные объективными и субъективными факторами границы государственно-властного вмешательства в общественные отношения, возникающие в связи с наличием достаточной степени вероятности совершения преступления или с его совершением и его гласным либо конспиративным предупреждением, выявлением и пресечением посредством применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий по правилам норм уголовно-розыскного и некоторых иных отраслей российского права.