Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные понятия и сущность оперативно-розыскной деятельности
Научная основа оперативно-розыскной деятельности
1.2. Основные тенденции работы органов внутренних дел и спецслужб
Глава 2. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в РФ
2.1. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности, ее структура и содержание
2.2. Правовое регулирование общественных отношений современной оперативно-розыскной деятельности
3.1. Проблемы совершенствования правовой основы оперативно-розыскной деятельности
3.2. Предложения по совершенствованию правовой основы оперативно-розыскной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Задачами уголовно-процессуального судопроизводства в соответствии со ст. 6 УПК РФ являются защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод; уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания; отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся преследованию.
Для реализации этих задач нередко возникает потребность в «использовании иных технологий получения информации о преступлении, и в первую очередь средств и методов оперативно-розыскной деятельности» . При этом особое значение приобретает соответствующее оформление и использование результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в уголовном судопроизводстве.
Законодательные основы использования результатов ОРД в доказывании закреплены в УПК РФ и в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Такие сведения могут быть использованы в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими порядок собирания, проверки и оценки доказательств (ч. 2 ст. 11 ФЗ об ОРД).[1]
В последние годы в России обострение криминогенной обстановки и соответственно роста преступности, снижение уровня жизни населения, связанного с социально-экономической нестабильностью, высокой технической оснащенностью и изощренностью преступных элементов при совершении тех или иных деяний, т.к. преступность не имеет предела ни во времени, ни в пространстве, она деформирует общечеловеческие ценности, подрывает экономику, постоянно угрожая жизни и благополучию всех и каждого. Причем ее опасность в историческом аспекте развития общества постоянно возрастает и требует постоянного пересмотра в использовании и совершенствовании технических средств, приемов и методов, способствующих более полному и быстрому раскрытию преступлений, а также профилактики и предупреждению преступлений.
Целью настоящей курсовой работы является изучение правовой основы ОРД и ее развитие.
Задачи:
1Дать определение основных понятий, принципов и функций оперативно-розыскной деятельности;
2. Рассмотреть основные тенденции работы органов внутренних дел и спецслужб
3. Исследовать основные направления совершенствования правовой основы оперативно-розыскной деятельности по противодействию криминальным угрозам правоохранительной функции государства, а также правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении ОРД.
Объект исследования – общественные отношения в области правового регулирования ОРД и его развития в настоящее время.
Предмет исследования – законодательство, регулирующее особенности правового регулирования ОРД.
Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных процессуалистов, историков, юристов.
Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Основные понятия и сущность оперативно-розыскной деятельности
Научная основа оперативно-розыскной деятельности
Понимая содержание как внутреннюю основу существования предмета объективной действительности, являющейся источником развития предмета и перехода его в новое качество, невозможно раскрыть содержание предмета и перехода его в новое качество, невозможно раскрыть содержание оперативно-розыскной деятельности без уяснения ее цели и задач, объектов и субъектов, форм и видов, средств, методов и действий, а также определения так называемого оперативно-розыскного процесса и его стадий и др. Особую сложность в исследовании содержания ОРД вызывает ее разноплановый характер. Эта ее особенность проявляется в том, что оперативно-розыскная деятельность (в “широком” смысле слова) является одним из наиболее эффективных средств государства в достижении поставленной цели с помощью применения специальных средств и сил. Отсюда следует, что ОРД как определенный компонент социально-правовой системы зависит от содержания социально-политического строя общества. Поэтому оперативно-розыскную деятельность можно представить, как системную составляющую политики государства, взаимосвязанную с фактическими усилиями ее субъектов и участников по решению задач и достижению целей применения специальных сил, средств и методов. Эта деятельность характеризуется единством теоретического познания “конспиративно-гласной” реальности и практического преобразования оперативно-розыскных отношений. Они весьма многообразны, но все же их можно систематизировать, отнеся к собственно оперативно-розыскным, социально-политическим и духовным сферам российского общества.
По поводу содержания и структуры практики оперативно–розыскной деятельности органов внутренних дел существуют различные точки зрения. Достаточно подробный анализ этих суждений провел В.А. Лукашов [См., Лукашов В.А. введение в курс "Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел". Киев., 1976, С. 13-15.]. Различные аспекты оперативно-розыскной деятельности структурно выглядят следующим образом:
оперативно-розыскная деятельность как непосредственно практическая, направленная на применение специальных сил и средств для защиты охраняемых объектов;
- как составляющая информационной работы, предназначенной утолить информационный “голод” государственных органов власти России;
- как компонент идеологической работы, направленной на повышение правовой культуры участников данной деятельности, а также правовой культуры общества в целом;
- как организационная деятельность, реализуемая в управлении практической работы оперативных сотрудников;
- как научная работа;
- как педагогическая деятельность, призванная применять полученные наукой знания в практической оперативно-розыскной деятельности.
Для оперативно-розыскного процесса свойствен определенный круг субъектов, усилиями которых он осуществляется.
В их числе:
- персонал оперативных подразделений, обладающих полномочиями в полном объеме применять все оперативно-розыскные мероприятия и действовать на всех стадиях производства по отдельным материалам или делам;
- частные физические лица, гласно или конфиденциально содействующие сотрудникам оперативных подразделений;
- сотрудники различных служб, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, действующие, как правило, по заданиям и поручениям сотрудников оперативных подразделений.
Объектом оперативно-розыскного процесса является сфера и инфраструктура социально-аномальных проявлений, прежде всего противоправных, совершаемых, как правило, профессионально и организованно.
Объектом познания теории оперативно-розыскной деятельности выступают следующие явления и процессы объективной действительности:
- преступность как социальное явление;
- оперативно-розыскная деятельность как вид общественной практики борьбы с преступностью;
- правовое регулирование ОРД.
Преступность в качестве сложного социально опасного явления представляет собой не застывшую совокупность преступлений, а активный негативный социальный процесс. Суть его заключается в воспроизводстве запрещенных законом общественно опасных деяний и их последствий. Ликвидировать преступность практически невозможно. Но, изучив причины и условия ее существования, формы проявления и способы совершения преступлений, пути формирования общественного поведения личности, можно влиять на ее состояние. Для этого необходимо выработать систему мер борьбы с преступностью, направленных на профилактику, предупреждение и раскрытие преступлений.
Объектом познания теории ОРД наряду с преступностью является практика оперативных аппаратов. Данная наука предназначена для обслуживания практики борьбы с преступностью с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов.
Между субъектами и объектами–физическими лицами оперативно-розыскного процесса – складываются определенные отношения. Они отличаются конфликтностью, противодействием, противоборством. Это вполне закономерно, так как субъекты оперативно-розыскного процесса должны разрешать задачи, связанные с выявлением криминальной информации, ее обработкой и использованием для предупреждения, пресечения и раскрытия противоправных деяний. В свою очередь, объекты оперативно-розыскного процесса – физические лица – прилагают усилия для того, чтобы остаться не разоблаченными и избежать соответствующих мер принуждения. При этом закон гарантирует осуществление оперативно-розыскного процесса на основе соблюдения прав и свобод человека, что нередко стараются использовать в своих интересах представители криминальной среды.
Предметом теории оперативно-розыскной деятельности, как и любой другой науки, являются закономерности, отношения, связи и другие объективные стороны, присущие объекту исследования.
Главным структурным элементом предмета теории ОРД являются закономерности. Поэтому основная задача ОРД – изучение и выявление определенных закономерностей, присущих объекту исследования. Обобщив накопленные по этому вопросу знания, Д.В. Гребельский[2] провел научную классификацию и выделил основные группы закономерностей, проявляющихся:
в преступности;
- в организации оперативно-розыскной деятельности;
- в познавательной стороне ОРД;
- в деятельной стороне оперативно-розыскной работы;
- в правовой регламентации ОРД.
Вместе с тем следует отметить, что закономерности являются главным, но не единственным элементом структуры предмета теории оперативно-розыскной деятельности. Структура предмета теории оперативно-розыскной деятельности, наряду с закономерностями, включает в себя также общественные отношения, возникающие в практике оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.
Предмет теории оперативно-розыскной деятельности включает в себя, наряду с закономерностями, общественными отношениями, определенного рода связи, возникающие между явлениями, процессами, элементами и т.д.
Формы осуществления оперативно-розыскной деятельности подразделяются на два вида: гласно и негласно. Должностные лица государственных органов, осуществляющих ОРД, могут официально (гласно) представлять интересы конкретного государственного органа или выступать от его имени. Наряду с этим оперативный сотрудник или лицо, содействующее проведению оперативно-розыскной деятельности, может осуществлять свои правомочия, предоставленные Федеральным Законом об ОРД, в негласной форме.
Использование в борьбе с преступностью негласных оперативно-розыскных средств и методов, наряду с гласными, является вынужденной, защитной мерой общества и государства. Как правило, подготовку и совершение умышленных особо тяжких и тяжких преступлений достаточно хорошо конспирируют (в частности, при совершении преступлений против жизни человека и безопасности государства). Цель оперативно-розыскной деятельности – это осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направленно действие (действия) оперативного работника (оперативника), конфидента и других участников этой деятельности.
С помощью оперативно-розыскной деятельности государство осуществляет охрану собственности. Причем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Целью оперативно-розыскной деятельности является также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Под обеспечением безопасности (общества и государства) следует понимать организацию и реализацию системы мер (различного характера) с целью нейтрализации или локализации потенциальных, или реальных угроз нормальному функционированию и развитию российского общества и государства.
1.2. Основные тенденции работы органов внутренних дел и спецслужб
Деятельность государственных органов в целом охватывает различные сферы жизни общества.
В соответствии с редакцией ст.1 Закона “О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важными интересами является совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности, согласно ст.2 этого Закона, является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории России. Кроме того, государством гарантируется защита и покровительство гражданам РФ, находящимся за ее пределами.